СМИ И МИР РАЗВЛЕЧЕНИЙ ИДУТ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ
Автор: Кобец Елена
Регион: Абакан
Тема:  СМИ
Дата: 11.01.2007

Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот что такое хорошая газета.

13 января в нашей стране отмечается День российской печати. Он приурочен к юбилею выхода в России учреждённой Петром 1 первой российской газеты «Ведомости».

Сегодня СМИ находятся в поле жёсткой конкуренции за читателя, зрителя, слушателя. Сегодня он, потребитель, диктует, какой информационный продукт ему необходим. Эпоха безальтернативной «Ведомости» давно канула в Лету, и общество существует в огромном и полифоническом медиапространстве, наполненном информацией самого разного толка и качества. На рынке медиауслуг за информационные рупоры ежеминутно ведут борьбу, как частные компании, так и власть. Именно о роли СМИ в обществе накануне шла речь на встрече Клуба Региональных журналистов в Москве.

Как показывает практика, в провинции многие предпочитают именно свои региональные СМИ. К тому же центральные издания очень редко показывают, чем живёт обычный человек, всё больше отдавая площадей и эфирного времени жизни звёзд.

Именное об обычном человеке честно, без «заказа», пишут местные газеты, они в наше время являются, пожалуй самыми порядочными. Неслучайно степень доверия населения к этим СМИ составляет 70-75%.

Так что власть, в борьбе за медиапотребителя, возлагает надежду на регионы. На местную прессу, на ответственность и профессионализм журналистов.

Интересными фактами делился на встрече в КРЖ Михаил Владимирович Калужский - руководитель специальных проектов фестиваля "Золотая маска". Некоторыми наблюдениями о процессах и тенденциях в области СМИ Михаил Владимирович делится с читателями «Шанса»:

- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям измерило время медиа потребления в России. И вот какая любопытная гастрономия вышла.

На первом месте стоит прослушивание радио – 3 часа 48 минут, данные в среднем за день. На следующем месте - телевидение. По вполне понятной причине, радиопрослушивание в основном фоновое, телесмотрение - более активное.

Чтение газет и журналов занимает 18 минут в день.

Прослушивание музыкальных дисков – 18 минут. Чтение книг -12 минут!

Интернет, учитывая его малую распространённость в целом по России, – 6 минут. Кстати, согласно последним данным, и это тоже варьирующаяся цифра, в стране примерно 26 млн. пользователей Интернет.

Телевидение для бедных

- Замечено: чем ниже доход семьи, тем больше она тратит времени на телесмотрение. А чем выше доход, тем больше времени уходит на Интернет, чтение газет, журналов и книг. Прослеживается совершенно четкая тенденция: чем ниже средний уровень доходов в стране, тем большее место в нашей жизни занимает телевизор. Это работает в России и по всему миру, кроме одной страны – США. Там совершенно иная культура в целом. И там очень много телевидения.

Да, на чтение книг уходит 12 минут в среднем в день в очень среднестатистической российской семье. В прошлом году были опубликованы данные по чтению в России, сделанные тем же ФОМОМ. Треть опрошенных сказала, что она книг вообще не читает. По этому поводу разгорелись жаркие дискуссии. Многие эксперты говорили, что население всё же читает, только не книги читают, а что-то другое. Мы читаем на самом деле больше, чем принято считать.

Привычные и новые форматы

- СМИ в современном мире делятся на старые и новые. В то время, когда старые СМИ и традиционные организации культуры: театры, музеи и библиотеки – пассивно транслируют информацию и работают в привычных форматах, новые медиа бьются за потребителя.

Новые медиа в большей степени, чем старые, учитывают специализированные интересы, а это критически важная вещь. Есть не просто женские журналы, а журналы, посвященные отдельно кройке, шитью, беременности, свадьбе и так далее. Есть не только журналы, посвященные рыбной ловле, но и ловле на мух, например.

Индивидуальный опыт для человека становится важнее. Где мы возьмем информацию например о том, как ведет себя та или иная марка автомобиля? Скорее, на каком-нибудь форуме, где люди, выбравшие «шестерку» или «Форд Фьюжн», будут обсуждать, что, как стучит и какое техобслуживание требуется. Этим хорош Интернет. Легок в использовании, дешев в производстве и вдвойне дешев в потреблении.

В борьбе за потребителя видоизменилось, например, документальное кино. Его становится все больше и больше. В нём появились актеры. Это было абсолютно не мыслимо еще до начала 1990 годов. Когда-то это придумало Би-Би-Си для своих исторических, вроде бы не художественных фильмов. Зачастую не продвинутый зритель не имеет четких критериев того, что существует в реальном мире, а что является вымыслом. Как следствие, это сообщение может восприниматься как форма развлечения.

Время, проведенное за чтением газеты, это время, которое вы тратите не на просмотр кинофильма. Хотя сотрудничество между газетами и театрами существует.

И разные источники информации в борьбе за потребителя всё чаще вступают в конкурентные отношения. Довольно часто в них выигрывает Интернет, соответственно люди перестают читать газеты.

Соперничество газет и блогов

- Сейчас дико популярны блоги. Главное - дать своему блогу смешное имя и отвлекать нормальных читателей, которые раньше привыкли читать газеты.

Каждый день фиксируется 75 тыс. новых блогов. Многие наелись игрушками, картинками и мелодиями, и происходит рост медиа проектов. Как следствие, мы ожидаем появления более сложно устроенных сервисов. Это очень забавно. Понятно, что не всегда сидение за компьютером развивает человека. Компьютер - это лишь средство. И он не сделает тебя умнее.

Как взаимопроникают, как сосуществуют сегодня, язык блоггеров и в то же время язык «Комсомольской правды», язык «Известий». «Известия» пытались одно время вести свою версию, печатали прямой текст высказываний этих блоггеров. Это был довольно беззащитным и неграмотным, смешно выглядело на газетных полосах. И вообще, если газете впрямую воспроизводить с компьютера то, что там делается, это будет показывать глупость тех людей, которые выходят к компьютеру. Они научились нажимать кнопки, знают буквы, но не знают запятые. Знают, как разговаривать, но не знают, как писать. Они не знают жанров. Блог - это не жанр. И хорошо, что язык обладает замечательным свойством к самоочищению, как вода, к саморегенерации.

Издания завтрашнего дня

- Не секрет, что сегодня в регионах и на местах не читают центральные издания. Поэтому центральные газеты так активно идут в регионы, открывают свои представительства.

Если попытаться как-то сформулировать ответ на вопрос, какую газету будут читать завтра, это, вполне возможно, будет телепрограмма с кроссвордами.

У нас есть некоторый стереотип, что серьезное общественно-политическое или экономическое издание обязательно - черно-белое, с маленьким количеством картинок, с большим количеством серьезного текста. Но цветная иллюстрация, она же привлекательнее. На что я обращу внимание в киоске? На выкладку и на ту первую полосу, которая бросается в глаза. Так что не знаю, это вопрос подачи, вопрос упаковки.

Тенденция такова, что в целом в мире тиражи газет немного падают. Но на некоторых рынках тиражи продолжают расти. Россия, с точки зрения этого подхода, не является формирующимся рынком, потому что наши газетные тиражи падают. Тиражи стабильно растут в Китае, в Индии, и в странах юго-восточной Азии.

Телевидение и Интернет, телевидение и мобильный контент, газета бумажная и ее он-лайн версия. Понятно, что в дальнейшем наши с вами читательские интересы будут все больше и больше специализироваться. Потому что у нас становится все меньше и меньше времени.

Понятно, что СМИ и мир развлечений будут идти навстречу друг к другу. Социальная природа не терпит пустоты, так же, как и физическая природа, масс-медиа и искусство начнут обмениваться функциями. И мы это уже наблюдаем, это уже началось со страшной силой в Европе, это пришло к нам. Это особенная роль современного искусства, которое все больше и больше политизировано, говорит на социальные темы, говорит о том, о чем не говорят СМИ.

Глянец позволяет себе многое

- Я глубоко убежден, что в России появление большого количества желтой прессы связано с тем, что ничего подобного в Советском Союзе не существовало. Эту функцию получения не серьезной, не идеологизированной информации, во многом выполняло то, что у нас называлось макулатурной литературой. Помните, был такой анекдот, что мы не самая читающая в мире страна, а самая читающая Пикуля страна. Условный Пикуль, эти популярные исторические романы, они выполняли функцию несерьезного чтива, на которое всегда есть запрос в любом обществе.

В тот момент, когда появилась возможность издавать несерьезное чтиво, у нас произошел скачкообразный рост бульварной печати, желтой прессы. Это абсолютно естественный процесс. Газета «Жизнь», она вроде бы бульварная, а в то же время там всегда можно найти какие-то кусочки нормальной, расследовательской журналистики. В этом цикле для меня совершенно показателен феномен того, что происходит с глянцевыми журналами. Какой журнал первым написал репортаж о Беслане? Это была статья Ксении Соколовой в журнале «Gentleman quotably», «GQ». Какой журнал откликнулся на годовщину Беслана в этом году? Это глянцевый журнал «Эсквайр». Месяц назад три абсолютно общественно-политических журналиста Маша Гессен, Валерий Панюшкин, Николай Креминюк, ушли в женский журнал «Gala». Очень интересно посмотреть, что будет с женским журналом после этого.

Поскольку глянец не политизирован априори, он может себе позволить то, чего не могут позволить общественно-политические газеты. Как, например, в Британии и в Германии очень многие журналистские расследования выросли из бульварной прессы, я думаю, что тоже самое может случиться и у нас, учитывая то давление, под которым находится традиционная общественно-политическая пресса.

Правила для хорошей журналистики

- Современные общественно-политические газеты в том виде, в котором они сейчас существуют, немного начинают проигрывать он-лайн изданиям, новым медиа. Как им надо измениться, чтобы они соответствовали времени?

Как пел Булат Окуджава: «Ах, если б я знал это сам». Все зависит от того, на каком рынке эта газета существует, кто ваша аудитория, что у вас за город. А дальше вы выбираете из этого меню, которое существует: цвет, распространение, продажи. Вот из этого меню вы берёте нужные вам элементы и готовите когда суп дня, а когда какие-то специфические блюда.

Хорошо, чтобы человек, выбирая, на что потратить личное время, совершенствовался качественно. И тогда выбор медиа блюда будет приносить не только удовольствие, но и заметную пользу.

С одной стороны, хорошая журналистика одинакова и в Зимбабве, и на Чукотке. Но, с другой стороны, правила издания популярной газеты разные не только в Зимбабве и на Чукотке, но и в Новосибирской и Кемеровской областях.

  

Елена КОБЕЦ, г. Абакан. Газета «Шанс», № 2, 11-17 января 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики