ШАРАХАНЬЕ ОТ СЦИЛЛЫ К ХАРИБДЕ
Автор: Сурикова Елена
Регион: Кемерово
Тема:  Иммигранты в России
Дата: 25.01.2007

Куда ведет Россию миграционная политика.

В России начал действовать Закон о розничной торговле и изменениях в Трудовом кодексе Российской Федерации. В нем предусматривается, что с 1 апреля будут введены ограничения для иностранцев в торговле на рынках, улицах и других общественных местах. Как утверждают чиновники, такой закон дает больше возможностей для трудоустройства русских продавцов.

С 15 января в России вступили в силу законодательные нормы, упрощающие для трудовых мигрантов процедуры регистрации и оформления на работу. В то же время новые законы обязывают приезжих платить из заработанных средств налоги государству и серьезно ужесточают ответственность работодателей за найм нелегалов. Кроме того, правительством России установлены квоты, в соответствии с которыми в этом году по визе (из стран дальнего зарубежья, Грузии и Туркмении) в Россию смогут приехать почти 310 тысяч человек, без визы (основной поток - из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Украины) - 6 миллионов (примерно на 20 тысяч меньше, чем в прошлом году). По сообщению Российской миграционной службы, сегодня в России работает от 10 до 12 млн. иммигрантов. Предполагается, что теперь их число уменьшится до 6 млн.

Как считают эксперты, никакой пользы, кроме вреда, эти законы экономике России не принесут. По мнению политолога Дмитрия Орешкина: "Эксперты заранее говорили, что будет подрыв всей системы рыночной торговли. Но сейчас у нас в политике преобладают люди не добросовестные, а решающие свои популистские задачи. Среди прочих на первом месте товарищ Лужков, который последовательно действует в популистском режиме. Да и федеральная власть так же действует. Наша миграционная политика - это воплощение абсолютной бездарности. Глава Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский еще два года назад говорил, что в России 20 миллионов нелегальных иммигрантов, потом одумался и через несколько месяцев сказал, что 10 миллионов. Если миграционная служба считает нелегальных иммигрантов с такой "точностью", то можно судить о качестве миграционной службы. Ромодановский просто неэффективный человек, и, соответственно, вся миграционная политика, которую курирует в Кремле замглавы президентской администрации господин Иванов, она просто контрпродуктивна. Понятно, что придется каким-то образом из этой системы выбираться, потому что нужны рабочие руки. А все эти вопли о том, что происходит дискриминация русских людей на рынке, - это все дешевка, причем очевидная. Нормальные рассчеты показывают, что нам просто не хватает рабочих рук. И это никуда не денется, эта ситуация будет усугубляться, потому что, как ни кричи о том, что русским людям надо размножаться, русские размножаться не хотят, потому что русские - городской народ. То, что надо было делать год назад, а именно, решать проблемы с нелегальной иммиграцией, помогая ей легализоваться, вместо того чтобы загонять ее дальше, все это придется делать, но только с опозданием и, соответственно, с более высокими затратами. Продавцов на рынках нет, значит, надо предлагать людям более высокую зарплату, что косвенно отражается на росте цен.

Миграция действительно приносит с собою много проблем, но поиск простых решений, что характерно для силовиков, всегда приводит к противоположному результату, к еще более сложным проблемам. Запретить въезд мигрантам просто, но что после этого? Генералы пойдут торговать на рынках? Нет, не пойдут, а значит - надо "раскрываться". А механизма легализации мигрантов, урегулирования настоящих проблем нет, потому что считали, что проблема решена тем, что закрыт въезд. Мы возвращаемся к тому же разбитому корыту, но только потрачено время и средства".

России действительно не хватает рабочих рук, и эта нехватка будет расти катастрофически из года в год. На состоявшейся 8 декабря в РИА "Новости" пресс-конференции "Миграция, мигрантофобия и права человека", глава Центра этнополитических и региональных исследований Института социологии РАН Владимир Мукомель рассказал о том, что, по прогнозам, убыль населения, которая в прошлом году составила 615 тыс. человек, будет нарастать. До сих пор процесс депопуляции не распространялся на трудоспособную часть населения, и численность трудоспособного населения даже росла. Баланс молодежи, входящей в трудоспособный возраст, и выходящих за его пределы лиц пенсионных возрастов складывался положительно. Однако убыль населения в трудоспособном возрасте начнется уже с этого года и составит 300 тысяч человек в 2007 и 600 тысяч в 2008г., а в следующие годы будет достигать уже 1 миллиона в год и более. За два десятилетия население России в трудоспособном возрасте сократится на 18 миллионов человек. Это составляет почти 30% по отношению к численности занятых в экономике страны.

На какие же ресурсы мы можем рассчитывать в плане развития рынка труда в ближайшие 20 лет? Повышение рождаемости, даже если и произойдет, даст эффект только по прошествии этого периода. По словам Жанны Зайончковской, заведующей лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, "есть официальный прогноз Госкомстата России на период до 2026 года, согласно которому население России сократится к 2026 году до 136 млн. человек (сейчас составляет 143,7 млн.). У нас очень много говорится о воспроизведении трудовых ресурсов за счет увеличения рождаемости. Так вот, пока что ни одной стране мира за счет мер семейной политики не удалось повысить рождаемость, поднять рождаемость до уровня простого воспроизводства. Самый высокий коэффициент рождаемости во Франции - 1,9 ребенка на 1000 населения детородного возраста. Самый низкий коэффициент рождаемости на Украине - 1,1 , в России - 1,2. В остальных развитых странах ниже, чем во Франции. Но для простого воспроизводства необходим коэффициент 2,2. К сожалению, объективная реальность плохо воспринимается нашей властью. Например, спикер нашего Федерального Собрания Миронов высказывается таким образом, что население России в середине века может быть 250 млн. человек за счет рождаемости. Я должна сказать, что это совершенно безответственное, дезориентирующее заявление.

Даже если мы допустим, что надежды оптимистов на быстрое повышение рождаемости оправдаются, то как прожить предстоящие 20 лет? А это - определяющие годы для дальнейшей судьбы России и лакмусовая бумажка не только для экономики нашей страны, но и вообще для общества, для того, какой тренд примет Россия в последующем, сохранится ли она в таких границах, как есть".

Второй источник развития экономики - повышение производительности труда. Однако не стоит возлагать на это большие надежды, так как Россия в 5-6 раз отстает по производительности труда от развитых стран, поэтому достичь сокращения рабочих мест, занятых в экономике в целом, за счет производительности труда не удастся.

В развитых странах общая занятость сейчас увеличивается даже при очень высоких темпах роста производительности труда. Например, в Англии за 1995-2004 гг. при росте производительности труда на 22% занятость увеличилась на 11,7%. По Еврозоне в целом соответствующие показатели были 14% и 11%.

Люди, серьезно занимающиеся экономикой, демографическими и миграционными проблемами давно уже пришли к выводу, что для нормального функционирования экономики, альтернатив иммиграции в России в ближайшие 25 лет нет.

"Иммиграция может стать важнейшим элементом сдерживания естественной убыли населения России, значимым источником восполнения потерь населения России в трудоспособных возрастах, поддержания потенциала экономического развития, особенно на региональном уровне, - считает Владимир Мукомель. - Чтобы полностью восполнить убыль трудоспособного населения, нужно принимать по миллиону мигрантов в год. Эта цифра часто используется как "страшилка". Однако у России есть опыт абсорбции многомиллионных потоков мигрантов (правда, близких русскому населению по культуре). За 14-летний период 1989-2002гг. в Россию въехало 11 миллионов человек; за предыдущие тоже 14 лет - даже больше - 13 миллионов. Тем не менее, 1 млн. в год - это очень много. Но для России, в которой смертность превышает рождаемость, а дефицит трудовых резервов в ряде областей хозяйства носит катастрофический характер, миграционная политика представляет собой проблему национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития".

Таким образом, получается, что громкие рапорты об уменьшении числа работающих иммигрантов вдвое, наносят огромный урон экономике страны. Но даже если бы российские власти не принимали столь недальновидных и, зачастую, просто популистских дискриминационных законов, ситуация складывается так, что при нынешнем уровне экономики России трудно рассчитывать на необходимый приток мигрантов. По словам Жанны Зайончковской: "Вся националистически настроенная пресса обеспокоена судьбой русского народа. Она, прежде всего, уповает на русских и на закон о репатриации. Но я должна сказать, что здесь надежды сильно преувеличены: сейчас в странах СНГ численность русских составляет примерно 17-18 млн. человек из 25 млн. к моменту распада СССР.

Из них 8 млн. - на Украине (было 11 млн.). Украина - единственная страна, которой удается переманивать кадры из России. При этом совершенно отсутствуют перспективы привлечь русских из Украины в Россию. В Казахстане было 6,5 млн. русских, сейчас стало 4 млн. Это та страна, которая понесла самые большие миграционные потери среди всех республик бывшего Союза. А экономика этой страны развивается быстрее всех в СНГ, быстрее экономики России почти в два раза. Соответственно, Казахстан испытывает жуткий кадровый голод. Надеяться на то, что мы сможем взять там большие ресурсы, не приходится. Из Закавказья уже выехали практически все, кто мог. Теперь, я полагаю, мы можем рассчитывать в ближайшие 10 -15 лет на 6-7 млн. человек титульного населения Средней Азии и Кавказа. Поэтому к узбекам, таджикам, азербайджанцам надо бы относиться значительно лучше. Это люди, которые еще сохранили близкий нам советский менталитет и не забыли русский язык. Рассчитывать на квалифицированный приток не приходится".

Между тем власти России реально рассчитывают не просто на возвращение соотечественников в депрессивные регионы России, но просто на "потоки добровольцев", которые хлынут к нам, по заявлению главы ФМС, в конце марта. Для стимула соотечественников им будут выдаваться пособия в размере от 40 до 60 тыс. руб. Сумма зависит от региона: чем хуже условия, тем выше выплаты. По мнению экспертов, эти надежды не подкреплены никакими расчетами. Число желающих переехать из бывших союзных республик в Россию значительно уменьшилось по сравнению с серединой 90-х годов. Кроме того, у бывших жителей СССР уже был негативный опыт возвращения в Россию: когда хлынул поток беженцев из СНГ, наша страна плохо справилась с их приемом. Хотя она первая среди стран СНГ приняла соответствующие законы, создала миграционную службу, создала некую инфраструктуру в виде первичных пунктов приема беженцев, создала региональные миграционные службы. Но жилье от государства получили только 8% беженцев, включая жилье в этих первичных пунктах приема. Около 10% получили беспроцентные ссуды на жилье. Но эти ссуды выдавались только людям, социально не защищенным, и одновременно требовалось, чтобы они были кредитоспособными, либо был у них кредитоспособный гарант, что они вернут эту ссуду. Перед остальными государство не выполнило своих обещаний, которые оно давало. Людей снимали с учета по прошествии пяти лет, несмотря на данные государством обещания.

Сегодня Россия уже не может выбирать, потому что рынок миграционного труда становится очень конкурентным: за мигрантов будут конкурировать США и Европейское Сообщество. Соединенные Штаты Америки объявили свою программу и свою стратегию: до середины века привлекать по миллиону иммигрантов в год, чтобы не только не допустить сокращения численности населения США, но и обеспечить его рост. Правда, они ориентируются больше на свой регион - Латинскую Америку и Южную Америку. Европейский Союз намерен принять до 2050 года 40 млн. иммигрантов. Ученые ЕС критикуют эти планы и считают, что нужно в два раза больше, и необходимо как можно быстрее ослаблять шенгенский режим. Россия пока не имеет никаких официально декларированных планов. Но Россия неконкурентоспособна по сравнению со Штатами и с ЕС. Поэтому рассчитывать мы можем только на нашу Среднюю Азию, на Юго-Восточную Азию, на Китай, Индию, Индонезию.

По мнению экспертов, вся беда в том, что в нашей стране нет внятной миграционной политики. Как считает Владимир Мукомель: "Вся наша миграционная политика - это шараханье от Сциллы к Харибде. Основная проблема даже не в законодательстве, а в правоприменении. Потому что реально миграционная политика, с которой сталкивается мигрант - это столкновение с "миграционером", которому он платит деньги из своего кармана.

Миграционная политика сегодня проводится сверху вниз: инициатива регионов сведена к минимуму, а "директивы" из центра, мягко говоря, не всегда понятны и адекватны обстановке в регионах. Сегодня считанные регионы предпринимают попытки проводить миграционную политику с учетом интересов региона и принимающего социума. Миграционные программы сворачиваются. Если в 1990-х годах они реализовывались в двух десятках субъектов РФ, то в 2006г. только в четырех. Если в 1990-х начал выстраиваться упомянутый "социальный контракт" между центром и регионами по поводу разделения полномочий, финансирования, создания институциональной и правовой инфраструктуры в области миграции, то к середине 2000-х в результате возведения властной вертикали он почти разрушился. Каковы результаты такой ситуации? Как следствие невозможности проводить собственную миграционную политику регионы ищут обходные пути - включают вопросы противодействия нелегальной миграции в программы борьбы с преступностью; в программы демографического развития; в программы по национальной политике и т.п. Борьба с незаконной миграцией - как дань требованиям вышестоящего начальства - остается основным направлением декларируемой политики.

Однако в субъектах Федерации, учитывая повсеместный рост ксенофобий, региональные власти начинают проводить более решительную политику по предупреждению напряженности между местным населением и мигрантами, среди которых много представителей этнических меньшинств. Распространенность этнофобий и мигрантофобий становится ключевым фактором региональной миграционной политики, а проблема интеграции мигрантов - основной целью миграционной политики".

До сих пор не существует единого мнения о том, какова общая численность трудовых мигрантов, занятых в России: по разным данным число незаконных трудовых мигрантов в России варьирует от 1,5 до 15 млн. человек. Не до конца понятна также и структура иммиграции в России. Ученые выделяют три группы среди незаконных трудовых мигрантов, существенно различающиеся сроками пребывания в России занятости и уровнем вовлеченности в жизнь национальных диаспор.

1) Гастарбайтеры, практически постоянно проживающие в России. Многие из них проживают с семьями, не посещают страну своей гражданской принадлежности. Основную часть своего заработка они тратят в России, многие из них вообще не пересылают деньги на родину и собираются принять гражданство России.

2) Сезонные работники, работающие в течение 6-9 месяцев в России.

3) Трудовые мигранты, работающие в России в течение короткого времени.

По оценкам экспертов, в этом году прибыль от эксплуатации труда мигрантов превысит 10 млрд. долларов. Кстати, как показывают другие исследования, мигранты вывозят от 23 до 40% заработанных денег, остальные же остаются в экономике страны. Да, они пересылают деньги, порядка 3,5-4 миллиардов долларов покидают территорию России. Но, говоря об этом, почему-то никто не задумывается, сколько они оставляют в России: они питаются, покупают продукты, в эти акцизы, в эти налоги, которые платит уже торговая сеть, включены их деньги. Кроме того, остаются построенные дороги, дома и так далее.

У мигрантов существуют две основные проблемы: доступ к рынку труда и к рынку жилья. К сожалению, нерусские с российским гражданством дискриминируются. Они вынуждены заниматься принудительным трудом, когда задерживается выплата заработной платы, не соблюдаются социальные льготы, такие как оплата труда по болезни, предоставление отпуска и другие. Сегодня ситуация такова, что большинство из них являются незаконными мигрантами. Поэтому практически единственная сфера занятости - частный бизнес и теневая экономика.

Владимир Мукомель считает, что "наше мышление излишне политизировано и недостаточно "экономично". Наиболее серьезной проблемой, стоящей перед обществом сейчас, он называет "общественный психоз по отношению к мигрантам, особенно к этническим мигрантам" и широкое распространение практики этнической дискриминации. "Идет эрозия социальных ценностей. Нападкам, оскорблениям подвергаются "иные", независимо от того, прибыли они из других стран или это граждане России. Мы не должны этого допускать, если мы не хотим, чтобы у нас формировались закрытые этнические анклавы - Чайнатауны или «Азертауны».

По данным Аналитического Центра Юрия Левады, ксенофобские настроения разделяет большинство населения России. Это же большинство склонно поддержать целиком или с оговоркой лозунг "Россия для русских!"; отрицательное отношение к нему преобладает только среди этнических нерусских. Особую озабоченность, наряду с динамикой, вызывают расширение социально-демографической базы ксенофобских настроений и апелляция к ним практически всех политических сил, избирательность фобий по отношению к определенным этническим группам и ужесточение форм преследования "иных". По данным Аналитического Центра Юрия Левады, в ноябре 2005 г. 51 % респондентов отрицательно относились к чеченцам и цыганам, 32% опрошенных россиян - к азербайджанцам, 13% - к евреям. Особо настораживает, что наиболее подвержена этнофобиям молодежь, демонстрирующая сегодня более высокий уровень интолерантности, чем все население. По данным другого опроса, 67% респондентов в возрасте до 19 лет относились к цыганам с раздражением, неприязнью, недоверием и страхом, к чеченцам - 64 %, к азербайджанцам - 49 % - к евреям - 19,5 %. В массовом сознании ксенофобия представляется воплощением патриотизма. Антимигрантские настроения, базируются на представлении о мигрантах как чуждых, иных. Фиксируемые социологами ксенофобии направлены, в первую очередь, на этнических мигрантов, независимо от их гражданства, от того, являются они временными трудовыми мигрантами (трудящиеся-мигранты), переселяются ли на постоянное место жительства в пределах России (мигранты) или из-за ее пределов (иммигранты). И власти, и политики, и СМИ делают акцент преимущественно на негативных последствиях притока мигрантов и формирования "новых диаспор". И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики - во благо общества и его лично. По данным Аналитического центра Юрия Левады, 57% опрошенных россиян отнеслись бы положительно к тому, чтобы администрация их города или района запретила въезд и проживание выходцев с Кавказа, 53% - приезжих из Средней Азии. Судя по результатам опроса, среди россиян преобладает жесткое неприятие интеграции мигрантов в социум. Среди респондентов выделяется относительно немногочисленный контингент тех, кто "не относится отрицательно к притоку мигрантов" (28% респондентов). Однако 20% из них согласны с запрещением пребывания на территории города/района приезжих с Кавказа и 16% - приезжих из Средней Азии (еще 35 % не определились с ответом). Среди них также много выступающих против владения мигрантами собственностью, против доступа мигрантов на рынок труда - 22 % таких респондентов, вроде бы позитивно относящихся к мигрантам, против того, чтобы мигранты работали по найму, 30 % - против того, чтобы мигранты работали в бюджетной сфере. Похоже, что доля тех россиян, кто действительно настроен толерантно к мигрантам, не превышает 25%.

Необходимость учета общественных настроений, особенностей общественного сознания, сложившейся институциональной структуры, не означает безусловного соподчинения миграционной политики, ее жесткой обусловленности вышеназванными внешними условиями. Изменения общественного сознания и институциональной структуры - процесс долгосрочный. И важно тщательно продумать политику интеграции иммигрантов, адаптации трудовых мигрантов (с учетом реальных, а не мифических интересов принимающего населения), борьбы с негативными проявлениями этнической дискриминации. Ксенофобии направлены в первую очередь на мигрантов. СМИ обвиняют их в склонности к преступлениям, в том, что они занимают ниши труда, способствуют разрастанию теневой экономики и очень четко формируют образ врага.

Кроме того, население не хочет понять, что, например, если бы не было таджикских строителей, работающих в России, цены на жилье были бы выше и т.д. Несмотря на это, в России раскручивается маховик антимигрантских настроений. Если верить СМИ, то, оказывается, в стране находятся уже миллионы китайцев: на Дальнем Востоке якобы есть территории, где они даже преобладают (хотя китайцам в большей степени интересен Центральный регион, где возможностей заработать куда больше). Эта информация подхватывается чиновниками, проговаривается ими и опять попадает в СМИ. Между тем адекватные оценки говорят о том, что численность представителей Поднебесной в России не превышает 400 тыс. человек. Наш сосед развивается более быстрыми темпами, чем мы, поэтому китайские мигранты стремятся попасть не в Россию, а на юг своей страны, где уровень жизни, утверждают отдельные китаеведы, сопоставим с некоторыми районами США.

Позиция российской элиты вполне понятна и логична, если смотреть с точки зрения конкретного человека и сегодняшнего дня. А вот со стратегической точки зрения такая позиция не только неконструктивна, но и опасна. Можно сегодня не обращать внимания, как милиционер избивает и обирает таджиков, унижает их достоинство. Но не исключено, что завтра сыновья этих таджиков могут существенно пересмотреть свое отношение к русским. Я не уверен, что сегодняшним равнодушием к действиям милиции мы не формируем новое поколение террористов - уже из Центральной Азии".

Мигрантофобия населения является следствием определенных страхов: угрозы утраты ресурсов, боязни потерять свою идентичность и т.д. Да, мигранты - люди со своими традициями, культурой, привычками, которые могут вызывать отторжение, но есть ведь и такие, которые достойны уважения. Нужно находить общий язык: мы обречены на совместное существование.

Андрей Захватов, аналитик, член Рабочей Группы Женевской Региональной Конференции по проблемам беженцев, перемещенных лиц и других форм недобровольного перемещения считает, что "СМИ создали сегодняшний образ гастарбайтера в России - небритого преступника, с героином в кармане и ножом за пазухой, который так и ждет, где бы нанести урон национальным интересам России, и как бы вывезти из нее миллиарды долларов.

Между тем Федеральная программа "Толерантность", рассчитанная на 2001­2005 годы, была закрыта в 2004­м… в связи с исполнением! Видимо, у нас все стали друг к другу бесконечно терпимы, но тщательно это скрывают. Владимир Мукомель считает, что споры о миграционной политике - это споры о будущем России. В них сталкиваются две полярные точки зрения. Первая: миграционная политика должна отвечать будущим стратегическим вызовам (демографическим, трудовым). Значит, надо привлекать в страну мигрантов. Вторая: Россия - это страна русская, православная, и будущее России связано с сохранением этой доминанты. Эта позиция исключает поток мигрантов. С этим связаны колебания руководства страны. "Национальная политика - это не только фольклор, песни и пляски. Это кропотливая работа, - отмечает Мукомель. - Для ее осуществления необходимы специалисты, программы, законы и средства".

Что же касается пресловутого Закона о розничной торговле, выжившего с рынков всех иностранных продавцов, то известны попытки и в Москве, и в других регионах "освободить" рынки от влияния кавказцев - власти передавали их казакам. В результате торговцы сталкивались с еще более серьезным рэкетом. Кавказцам удается наладить нормальный торговый процесс. Распространенное заблуждение: достаточно заменить кавказца русским человеком - и все будет хорошо. Но у азербайджанца умение торговать в крови, русскому с ним тягаться трудно. И если люди выполняют работу, которую делают лучше других, общество от этого только выигрывает. Необходимо просто легализовать их деятельность, а не искусственно вытеснять их, нанося прямой ущерб экономике и карманам россиян.

Если в России экономический рост примет устойчивый характер, единственным источником пополнения трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Следовательно, стратегическая миграционная политика России - это иммиграционная политика. А что же может случиться в России без миграции? Это не трудно предвидеть. Закроется часть школ и вузов, остановятся цеха и некоторые предприятия, нечем будет платить пенсии и социальные пособия. И самое главное, трудно будет сохранить территорию, учитывая "демографические пустыни».

Так что, сограждане, стоит подумать, прежде чем приветствовать "наведение порядка сильной рукой".

  

Елена СУРИКОВА, г. Кемерово. Газета «Наша газета», 25 января 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики