ГОСУДАРСТВО ВОЗЬМЕТСЯ ЗА БАНКРОТОВ И НЕДРОПОПЬЗОВАТЕЛЕЙ
Автор: Прокопьев Юрий
Регион: Новосибирск
Тема:  Имущественные отношения , Финансы , Сырьевые отрасли
Дата: 12.02.2003

Российское законодательство, регулирующее вопросы собственности и инвестиций, вскоре пополнится двумя новыми важными нормативными актами. Министерством экономического развития и торговли РФ разработаны законопроекты "О несостоятельности (банкротстве) и "О недрах". Первый из них в окончательном варианте Государственная Дума России должна принять уже на ближайшей сессии. Об этом новосибирским журналистам сообщил на состоявшейся 19 сентября в здании исполнительного комитета МА "Сибирское соглашение" селекторной пресс-конференции, организованной Клубом региональной журналистики "Из первых уст", автор новых законов - заместитель министра экономического развития и торговли, статс-секретарь Минэкономразвития Александр Маслов.

Напомним, что закон "О несостоятельности (банкротстве)" 1 июля был принят в третьем чтении депутатами Государственной Думы, впоследствии одобрен Советом Федерации, однако на завершающей стадии отклонен Президентом. Как отметил Александр Маслов, замечаний, обосновывающих вето главы государства, немного, они учтены Госдумой и доработанный закон в ближайшее время снова будет направлен в Совет федерации и далее на подпись Владимиру Путину.

По словам Маслова, новый закон о банкротстве в большей степени защищает предприятия и их собственников, чем действующий в настоящее время и направленный скорее в пользу кредиторов. Как считает замминистра, законопроект призван пресечь злоупотребления процедурой банкротства, которая зачастую используется для элементарного захвата собственности либо для уничтожения конкурентов. Закон дает возможность пойти по пути "цивилизованных" банкротств, основная цель которых - получить отсрочку по выплате долгов и восстановить платежеспособность, а если этого не получится, удовлетворить требования кредиторов в разумных пределах. При этом, как сообщил Александр Маслов, 40-45 процентов долгов предприятий представляют собой неуплаченные налоги и обязательные платежи, то есть одним из основных кредиторов выступает государство. Теперь органы государственной власти получат право голоса на собраниях кредиторов, и при наличии крупного пакета акций позиция государства в вопросе банкротства предприятия будет играть существенную роль.

Новый закон ставит преграды для преднамеренных и фиктивных банкротств. До сих пор, чтобы начать процедуру банкротства, кредитору было достаточно подать в суд. Новым законом предусмотрено, что кредитор может оспорить свой долг в суде без возбуждения процедуры банкротства. Более того, арбитражный суд должен сначала подтвердить наличие долга, потом в течение 30 дней предприятие может погасить этот долг и только после этого кредитор имеет.

право обращаться в суд с заявлением о банкротстве. Новый закон предусматривает для собственника право оспорить совершенные менеджментом предприятия сделки, вернуть имущество и восстановить платежеспособность предприятия. Хотя, как отметил замминистра, дела, возбужденные по старому закону, обратного хода иметь не будут, однако с завершением определенной стадии банкротства (например, внешнего управления) следующая процедура начнется уже в соответствии с требованиями нового законодательства.

Новый закон предусматривает изменения и в системе арбитражного управления. Так, вместо обязательного лицензирования арбитражных управляющих контроль над их деятельностью теперь будет осуществляться через профессиональные организации, которым предстоит выработать необходимые стандарты и строго соблюдать их. Также предусмотрен механизм страхования от ущерба, нанесенного действиями арбитражного управляющего: управляющий страхует свою ответственность, а профорганизации за счет взносов участников создают компенсационные фонды, средства которых должны использоваться в случае нехватки индивидуальной страховки.

В новом законе впервые предусмотрены особенности банкротств стратегических предприятий (в основном, оборонного комплекса), индивидуальных предпринимателей, сельхоз-предприятий и некоторых других организаций. Например, в процедуре банкротства сельхозор-ганизаций должны участвовать власти субъекта Федерации; имущество может продаваться в качестве единого технологического комплекса, приобретать его могут только организации аналогичного профиля, работающие на этой же территории; предусмотрены отсрочка и продление процедуры банкротства до окончания цикла сельхозработ.

Толчком к разработке закона "О недрах" (в черновом варианте он известен также как Горный кодекс), по словам Александра Маслова, послужила работа комиссии по разграничению полномочий между РФ и ее субъектами. Одновременно над подобными законопроектами работали Министерство природных ресурсов и рабочая группа Госсовета. В итоге сейчас существует семь вариантов законопроекта.

В настоящее время отношения между государством и недропользователями регулируются лицензированием. Это означает, что государство не берет на себя обязательств перед инвестором и в любой момент может отозвать лицензию. Предполагается перевести отношения между государством и инвесторами в гражданско-правовую плоскость с учетом взаимных обязательств сторон и судебным механизмом разрешения споров.

Вторая проблема, которую должен решить новый закон о недрах, - порядок предоставления месторождения инвестору. Признана необходимость усиления конкурсного начала с предоставлением ресурсодобывающим компаниям равных возможностей, однако в ряде случаев конкурсы могут не проводиться. Например, если компания-инвестор работает в данном регионе давно и имеет развитую инфраструктуру, либо если компания самостоятельно провела геолого-разведочные работы.

Одно из новых предложений - разделить права на разведку и на добычу полезных ископаемых. В связи с чем предполагается, что государство будет объявлять конкурс на проведение геолого-разведочных работ за счет бюджетных средств. Предприятие, выполнив работы, оформляет документацию о разведанном месторождении, права на эксплуатацию которого продаются инвестору, за счет чего покрываются издержки на разведку. Следует отметить, что за рубежом, например, в США и Канаде, 15-20 процентов геолого-разведочных работ оплачивается за счет бюджетных средств.

Наконец, нововведением может стать дифференциация платежей за добычу полезных ископаемых с учетом географических особенностей, состояния месторождений и других факторов, на основании которых плата за недропользование может изменяться в ту или другую сторону. Сейчас, по словам Александра Маслова, важно найти способы пресекать возможные должностные злоупотребления на этой почве.  

Юрий Прокопьев, Новосибирск. "Труд -7", № 172, 26.09.-2.10.2002

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики