ЦЕНА ЧЕЛОВЕКА
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 01.03.2007

Местное самоуправление в России справило первый день рождения с момента начала муниципальной реформы. Конечно, не во всех регионах, а там, где не стали откладывать на три года запуск 131-го закона. Вытекающие из него последствия, особенно на фоне перераспределения региональных доходов в пользу центра, муниципалитеты хлебнули полной чашей - полномочия есть, денег - нет. Однако живуч наш человек, стали муниципальные образования приспосабливаться, не без опеки и помощи вышестоящих бюджетов. Примечательно то, что муниципалитеты стали заявлять гораздо более высокие претензии, участвуя в проектировании регионального развития, иногда в гордом одиночестве.

- Весь прошлый год, каждую неделю я как эксперт Министерства регионального развития РФ участвовал в обсуждении так называемых стратегий регионального развития. Область за областью, республика за республикой. Всего их прошло 56, из них я анализировал 53, то есть почти все. Ни в одной из них даже нет тени интереса к простому вопросу: "А кто все это будет делать и где?" Какие-то отраслевые представления: то увеличить, это увеличить, ТЭЦ построить, что-то притянуть. В Оренбуржье радостно в стратегию регионального развития вписывают покупку двух клеток для птицефабрики. Городов там нет, в этих стратегиях, а тем временем в стране начался процесс урбанизации, - считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. - До сих пор у нас была индустриализация с пристройкой к заводам определенного множества жилых слобод - такая своеобразная конструкция социалистического города. Собственно, процесс урбанизации всегда болезненный - стягивание людей в города, где есть некоторая свобода выбора или иллюзия свободы выбора. Новое место, форма работы, знакомств, попытка вырваться из феодальных связей, которые, конечно, цементируют места в 30-50 тысяч жителей, где все друг друга знают.

Спрос на знания о реальной ситуации в разных уголках страны, по мнению экспертов, только начал формироваться. Месяц назад, например, стал действовать экспертный совет по приоритетным национальным проектам при Дмитрии Медведеве.

- Ему уже стало ясно, что страну надо знать. На уровне ведомства Грефа господствует другая парадигма: достаточно иметь хорошую печать и, как во влажную глину, ее вдавливать в страну, чтобы этот оттиск везде одинаково двигал нас к светлому будущему, - отмечает Вячеслав Глазычев.

- С другой стороны, в Минрегионе впервые одну за другой стали "заворачивать" стратегии регионального развития как не соответствующие поставленной задаче. Одну, другую, третью. Региональным властям пришлось чесать затылок и понимать, что обычная халтура, когда это дело спускается под какую-нибудь фирму в Питере или в Москве, но оформляется как положено - с текстом и картами, схемами и таблицами, - больше не проходит. Так возник некоторый спрос на другой тип знания и понимания - следует выстраивать стратегии развития в диалоге с местами - муниципальными образованиями. Шире - в диалоге с людьми, которые готовы участвовать в этом развитии.

Когда задумывалась реформа местного самоуправления и шла подготовка 131-го закона, столь непохожие и во многом и не согласные между собой люди призывали, по словам Глазычева, "пощадить страну и не вводить эту схему намордника для многообразия регионов в таком жестком виде". И действительно, наличие полномочий при отсутствии финансовой базы приводит к тому, что полномочия просто передаются на более высокий уровень и так выше и выше, пока под ними не появится денежная почва. Главная цель реформы, говорит Глазычев, так и остается невыполненной - стратегии развития страны, умножения ВВП и всего прочего зависят от того, насколько удастся раскрепостить энергию мест.

- Зато этот закон, как культиватор, вспорол грунт, но и срезал все головки у цветочков, которые вылезали над ним. И поэтому стон и скрежет зубовный идет в крупных и древних городах: в Пскове, Великих Луках, к примеру, в Смоленске - далее много можно перечислять, - которые посажены не только на голодный паек, но и поставлены в ситуацию саморазрушения, - сокрушается Вячеслав Глазычев. - С другой стороны, если восторжествует подход Минрегионразвития, то именно города смогут, проявив "эгоистичную самостоятельность", стать эдакими зонами роста.

- Вячеслав Леонидович, в Башкортостане муниципальная реформа началась одной из первых, и на деле муниципальным образованиям преимущественно помогает региональный бюджет - ситуация схожая с другими регионами России. Выходит, что путь к естественному сильному самоуправлению еще очень долгий?

- На мой взгляд, и здесь реформа находится пока на начальной стадии, как если бы сказать первую букву алфавита. Однако, по-моему, ситуация не безнадежна. Как раз некоторые гражданские организации и общественные институты в Башкирии достаточно сильны и любопытны. Мне кажется, это первый шажочек. И он будет мучительный, не будем строить здесь иллюзий.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан «БАШвестЪ», 01 марта 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики