ПРОЩАЙ, РАО «ЕЭС»!
Автор: Гусева Альбина
Регион: Таганрог
Тема:  Энергетика
Дата: 07.04.2007

В начале марта совет директоров РАО «ЕЭС России» принял окончательное решение о реорганизации холдинга.

1 июля 2008 года российская энергетическая монополия прекратит свое существование, ее наследниками станут оптовые генерирующие компании (ОГК), территориальные генерирующие компании (ТГК), Системный оператор, Федеральная сетевая компания (ФСК) и др. Всего в ходе реформы будет создано 6 ОГК и 14 ТГК, названия которых соответствуют порядковым номерам, под которыми их создавали: ТГК-1, ТГК-2 и т.д.

Предполагается, что доли государства в ОГК и ТГК будут проданы частным инвесторам, а затем частные уже ОГК и ТГК будут конкурировать между собой, производя электроэнергию, что в итоге позволит создать в России ее свободный рынок.

Одновременно с процессом реорганизации РАО запускает масштабную инвестиционную программу. Кроме того, уходящий монополист разработал стратегию развития наших энергосбытовых компаний, тех, которые поставляют свет в дома, магазины, офисы и заводы. Эта тема наиболее понятна нам с вами – потребителям электроэнергии. Поскольку реформа РАО «ЕЭС России» так или иначе, но затронет наши долгосрочные интересы.

Именно поэтому участники семинара клуба региональной журналистики «Из первых уст» (прошел в Москве в последней декаде марта), среди которых был и автор этих строк, были рады получить информацию от тех, кто эту кашу заварил, – от руководства РАО «ЕЭС России». Готовиться ли нам к худшему, как всегда? Или ожидать лучшего, так сказать, в порядке исключения из общих правил?

В этом номере «КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗРЕНИЯ» мы предлагаем нашим читателям материал, основанный на презентации инвестиционной программы холдинга, с которой выступил ее финансовый директор Сергей Дубинин.

По мнению Сергея Константиновича, интенсивный экономический рост России привел к повышенному спросу на электроэнергию. Уже сейчас мощностей в некоторых регионах катастрофически не хватает. В Таганроге это еще не слишком заметно, а вот в Москве или Московской области стоят построенные кварталы жилья, которые невозможно подключить к электроэнергии.

И если такая динамика будет продолжаться, то к 2010 году страну ждут серьезные проблемы.

– Мы уверены, – заметил Сергей Дубинин, – что без частных инвестиций, без привлечения инвесторов – как российских, так и зарубежных – мы эту задачу просто не решим.

Казалось бы, все в стране хорошо. У людей сложилось мнение, что Россия сейчас располагает огромным запасом денег и ресурсов. По обоснованному мнению Сергея Дубинина, это не совсем так. Наш знаменитый стабилизационный фонд – это меньше трех триллионов рублей. А проблем в нашей стране очень много – это и жилье, и дороги, и неуклонно стареющее население, которому пенсии нужно платить, и многие другие прорехи, которые этими деньгами не залатать. Не нужно изобретать колесо. Весь цивилизованный мир давно и успешно живет на заемные деньги, привлекает инвестиции, которые при грамотном подходе делают экономику современной, а значит, и прибыльной. Энергетика не является исключением из этого правила.

Сергей Дубинин считает, что «на конкурентном рынке должна работать генерация всех видов»: в собственности государства должны оставаться магистральные сети, а вот в распределительных сетях очень эффективны частные инвестиции. Диспетчеризация и системные операторы должны быть государственным сектором, но и в этом направлении нужно создавать совместные предприятия. А тарифы устанавливать должна федеральная служба по тарифам. Но это будет регулируемый тариф, и к 2011 году произойдет неизбежный переход к свободному рынку. Что не исключает долгосрочных контрактов между потребителями и производителями электроэнергии. Например, предприятие может заключить договор с продавцом электроэнергии и обозначить в нем фиксированный рост тарифов на несколько лет вперед.

По мнению Сергея Дубинина, приоритетом сейчас является строительство тепловых электростанций. Ведь это 28,8 гигаватт новой мощности. Но есть одно «но» – в стране 26% мирового запаса газа, однако месторождения расположены на севере Ямальского полуострова и на шельфе Ледовитого океана (Штокманское месторождение). И пока не разработана технология его добычи. Имеющийся газ у нас идет на экспорт, поэтому для внутреннего потребления его скоро будет недостаточно. Значит, для тепловой энергетики необходимо привлекать другие ресурсы. Например, строить электростанции, которые будут работать на угле. И одновременно обновлять оборудование газовых электростанций. Ведь они съедают в полтора раза больше газа, чем при использовании современных технологий.

Помимо всего прочего, цены на газ стремительно увеличиваются, к 2011 году страна выйдет на уровень «европейская цена минус транспортировка», а это 125-130 долларов за тысячу кубометров природного газа. Сегодня официальная цена лимитного газа – 35-40, сверхлимитного – 50-60 долларов за тысячу кубов. Значит, в ближайшие 2-3 года удвоение цен на газ неизбежно. А цены на уголь растут медленнее.

Но вернемся собственно к инвестиционному проекту РАО.

– В ходе реформирования электроэнергетики, – заявил Сергей Дубинин, – мы создали новые возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в генерацию, в сбытовой сектор, в сервис. Эти секторы начали работать на рыночных условиях. Мы прибегли к дополнительной эмиссии акций наших генерирующих компаний в пользу частных инвесторов.

При продаже 16% акций ОГК-5 получили 459 млн. долларов. При продаже 37% акций ОГК-3 – больше 3 млрд. долларов. То есть, инвесторы заплатили по 480 долларов за киловатт установленной мощности. К примеру, на западе инвесторы платят за киловатт 2 тыс. долларов. Есть куда расти.

– Ко всему прочему, – заметил Сергей Константинович, – есть программа дальнейшей продажи активов в тепловой энергетике и использования этих средств в сетевой сектор… Есть программа механизма гарантирования инвестиций в особо тяжелых районах.

То есть, при строительстве энергостанций, требующих больших затрат, инвестор получает гарантии, что он получит обратно свои деньги. Ведь инвестор покупает право на владение собственностью, он рассчитывает получить свои дивиденды.

Существуют опасения, что новые хозяева будут вздувать цены. На это Сергей Дубинин заметил, что существует международная практика:

– Будет построена определенная публичная система договоров. Будут подписаны соглашения «под ключ» по строительству, с финансовыми обязательствами. Будут привлечены технические агенты со стороны акционеров для осуществления контроля строительства.

Впрочем, спрос рождает предложения и вызывает желание повысить цены. Это утверждение касается и энергетического оборудования. Придут инвесторы, начнется строительство электростанций, взвинтятся цены на турбины, машины, монтажно-строительные работы и так далее. Однако живем мы в глобальном мире – предположим, таганрогское предприятие «Красный котельщик» за свои котлы дороговато запросило – стоит присмотреться к соседям. Например, Китай производит сравнительно недорогое энергетическое оборудование. Так что рынок отрегулирует предложение-спрос, все расставит по своим местам.

Что ж, при первом приближении инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» должна поднять нашу отечественную энергетику, привлечь свободные деньги в этот сектор экономики, создать новые современные электростанции, новые рабочие места. А как же с ростом цен на электроэнергию? Как заметил Сергей Дубинин, «либерализация рынка не отменяет контроля над ценами для населения». И добавил, что энергоресурсы у нас будут дорогими. Дешевыми они могут быть, только если мы не будем обращать внимание на экологические последствия. Значит – идти нам по пути Запада: работать не хуже японцев, поднимать эффективность и производительность труда, а значит, и уровень зарплат и уровень жизни. Идти, так сказать, в светлое капиталистическое будущее.

  

Альбина ГУСЕВА, г. Таганрог. Газета "Коммерческое обозрение", № 13, 07 апреля 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики