ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ: ПЕРЕЗАГРУЗКА
Автор: Воронков Дмитрий
Регион: Саратов
Тема:  Российско-китайские отношения
Дата: 01.05.2007

Полномасштабный бизнес с Китаем саратовцы пока и не начинали

Наверное, многие местные потребители, небезразличные к местам происхождения своих покупок, ловили себя на мысли, что «Китай заполонил всё». Кажется, каждая вторая чашка, тарелка, предмет одежды и любой другой товар массового спроса, продающиеся в Саратове, подтверждают статус этой страны как «фабрики всего мира». Однако, сверившись с официальными данными внешнеэкономических связей Саратовской области, впору подумать, что все эти товары с надписью Made in China нам приснились. Ведь в списке государств, с которыми у губернии есть торговые отношения, Китай занимает по объему оборота место во второй десятке. Почему ситуация так сложилась? Существует ли у саратовского бизнеса интерес к Китаю, особенно теперь, когда в Китае прошел Год России, а в России наступил Год Китая? И каковы вообще перспективы сотрудничества нашей губернии с «Поднебесной империей»?

Совместные проекты области с Китаем начались еще в годы СССР. Местные предприятия поставляли туда электронику и станки, на внутренних рейсах Китая летали наши самолеты ЯК-42, а работники Балаковской АЭС занимались монтажом оборудования в одной из провинций.

С развалом государственного планирования области пришлось заниматься внешними связями самостоятельно. И за последние несколько лет визиты китайских делегаций в Саратов превратились в привычное явление. «Эстафетную палочку» от прежней власти подхватил и новая администрация. В конце марта губернатор Павел Ипатов участвовал в торжественном открытии Национальной выставки Китая в Москве – крупнейшей среди организованных за рубежом правительством страны.

А на прошлой неделе глава региона подписал соглашение о намерениях с китайским национальным акционерным обществом Complant. Документ предусматривает содействие строительству в Саратовской области картонно-бумажной фабрики на основе переработки макулатуры, древесной коры и соломы. Причем планируется, что фабрика будет построена «с нуля». В рамках визита в Саратов гости осмотрели ряд строительных площадок и устроили презентацию проекта, получившую неоднозначную оценку в местной прессе.

Пока проект существует лишь в планах. И некоторые эксперты вообще сомневаются в том, что китайцы намерены вывозить капитал в Россию. В частности, один из министров экономического блока ранее в интервью «Взгляду» выразил сомнение в реальности подобных проектов, подчеркнув, что китайцы предпочитают привлекать инвестиции к себе. С другой стороны, как рассказал на недавнем семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» член Совета Федерации, бывший посол России в Китае Игорь Рогачев, правительство страны объявило, что на инвестиции в российскую экономику до 2020 года выделит 12 миллиардов долларов. Поэтому и саратовский проект вполне может быть реализован.

Миссия выполнима

Как бы там ни было, визит руководства Complant и подписание документа стали прямым следствием участия нашей делегации в центральном мероприятии Года России в Китае – российской национальной выставке и торгово-экономической миссии, прошедших в середине ноября прошлого года в Пекине. Делегацию возглавлял губернатор Ипатов, а в ее составе было сразу несколько предприятий, в том числе «Электрон-плюс», «ЭлПмаш», «Старлайн», ОАО ЦНИИИА, ФГУП «Контакт», НПП «Алмаз», «Станкошлиф» и другие.

Одним из результатов стал контракт на миллион долларов, который предприятие «Контакт» подписало прямо в ходе выставки. Как рассказал «Взгляду» генеральный директор ФГУП «НПП «Контакт» Виктор Муллин, в соответствие с этим договором предприятие сейчас отправляет на Тайвань генераторные лампы. Муллин отмечает, что по меркам «Контакта» этот контракт имеет значение не столько с точки зрения прибыли, сколько престижа. «Мы производим и поставляем на Тайвань «высокие технологии» – клиенты там меняют лампы компании Toshiba на наши», – поясняет Муллин. Сам же бизнес с китайцами как деловой процесс, по его словам, ровно такой же, как с европейцами или россиянами.

В целом ноябрьский визит саратовцев в Китай оценивают как плодотворный. Как рассказал «Взгляду» президент Саратовской торгово-промышленной палаты Максим Фатеев, именно на основе переговоров в Китае в настоящее время прорабатываются такие совместные проекты, как производство пластиковых окон, организация рыбоводческого хозяйства, открытие официального дилера автомобилей китайского производства и другие.

По словам Фатеева, в этом месяце планировалась очередная торгово-экономическая миссия в Китай, но из-за многочисленных мероприятий на высшем уровне в рамках Года Китая в России ее перенесли на осень.

Шанхай слезам не верит

Азия в целом последние несколько лет – самое модное направление в мире во всех отношениях. Китай – и подавно. То и дело появляются новости о том, что очередная известная европейская или американская компания перенесла свое производство в Поднебесную. Шанхай уже реально соперничает с Нью-Йорком за звание деловой и культурной столицы мира, а путеводители по этому городу устаревают еще до выхода из типографии.

В этой ситуации не обращать внимания на Китай было бы глупо. И, по словам главы Саратовской ТПП, у местных бизнесменов интерес к Поднебесной есть. Они даже начали задумываться о создании производств в свободных экономических зонах. Тем более что их в стране – множество и на любой вкус. «В Китае сейчас действует около тысячи экономических зон, самых разных. Есть специальные экономические, индустриально-внедренческие, технопарки и так далее. Восточные провинции Китая все покрыты зонами. И уровень благосостояния населения там – примерно как в Западной Европе. Представляете? А ведь недавно это были нищие провинции!» – рассказал Рогачев. Для активной работы в этом направлении саратовцам, по словам Фатеева, не хватает знаний.

А еще совместные отношения серьезно тормозят вопросы логистики. Поставки осуществляются в основном по железной дороге через Казахстан. То есть речь идет о пересечении трех границ. К тому же сам процесс пока получается очень долгим. Поставки через три недели, по словам Фатеева, можно назвать «шикарным» вариантом. Реальная же практика – это полтора месяца с момента подписания контракта.

Результат – «смешные» цифры совместного товарооборота, даже несмотря на рост, который они показали за последний год. По данным министерства экономического развития области, только за прошлый год объем внешнеторгового оборота с КНР увеличился в 2,5 раза. Главную роль сыграл экспорт, выросший почти в пять раз. Губерния поставляет в Китай соединения органической химии, электрические машины, оборудование и приборы.

Тем не менее, по словам Фатеева, Китай занимает место во второй десятке внешнеэкономических партнеров области. Экспорт из губернии в Китай составляет порядка 9 миллионов долларов, импорт – на полмиллиона больше.

В составе последнего большую долю занимает табак для нужд «БАТ-СТФ». Кроме него, область, по данным минэкономразвития, закупает в Китае переработанные овощи, черные металлы и оборудование. На одежду и обувь приходится всего-навсего 1,5 миллиона долларов в год.

Но как же тогда быть с валом товаров Made in China в местной торговле? Вывод напрашивается сам собой: основная масса этой продукции приходит в регион не через прямые внешнеэкономические связи, а окольными путями – из других регионов России или как контрабанда.

Нью-Озинки

Аналитики уверены в том, что китайская экономика будет расти и дальше, несмотря ни на что. Сроки, за которые она выйдет на второе место в мире после США, называются разные. Но само второе место уже неоспоримо. Так что саратовскому бизнесу необходимо уже сейчас обратить самое пристальное внимание на такой огромный рынок сбыта, да еще гораздо более близкий, чем Штаты.

«Не знаю, будем ли мы инвестировать в Китай, но торговать будем точно», – говорит Максим Фатеев. И это особенно очевидно, если учесть масштабный проект, который реализуется сейчас на межгосударственном уровне между Россией и Казахстаном. Речь идет о создании международного центра приграничного сотрудничества «Озинки – Таскала» – на границе Казахстана и Саратовской области. Уже сейчас пограничный переход в Озинках действует и как автомобильный, и как железнодорожный. На его базе власти надеются создать масштабный комплекс приграничного сотрудничества с особой экономической зоной.

Комплекс будет включать в себя транспортно-логистический центр со складами и железнодорожными терминалами, а также площади под производство. Заниматься им будет выгодно, поскольку особая экономическая зона предполагает снижение налогов и другие льготы. Ожидается, что все это послужит мощным толчком для развития самой территории: инвесторы начнут строить гостиницы, офисы, рестораны и развлекательные центры.

Суть проекта с точки зрения Саратовской губернии – направить потоки грузов из Средней и Юго-Восточной Азии в Европу через свою территорию. Речь идет о создании нового транспортного коридора, который будет начинаться у пограничного перехода Озинки – Таскала и пройдет через всю область на Запад. Причем именно на нашей территории он будет пересекаться с глобальным транспортным коридором «Север – Юг». В итоге мы получаем транснациональную магистраль, которая связывает Юго-Восточную и Центральную Азию с центром России и Западной Европой.

Согласитесь, сама идея что-то напоминает. Нечто подобное уже было, правда, очень-очень давно, в средние века. Караваны, груженные тканями, пряностями, самоцветами, серебром и золотом… Короче говоря, эта транснациональная магистраль называлась Великим Шелковым путем. При чем тут Саратов? Да при том, что, по словам историков, древний город Увек служил когда-то перевалочным пунктом на этой легендарной магистрали. Так что история повторяется, но с более современными «декорациями».

По словам Фатеева, центр приграничного сотрудничества – это «по-настоящему глобальный проект». «По сути это будет «сухой порт», – поясняет Фатеев. И при ориентации на Европу и Азию расчет делается в первую очередь на Китай. А значит, с реализацией этого проекта у области есть все шансы извлечь свою выгоду от дальнейшего увеличения экономического могущества Поднебесной. Главное теперь – вовремя выполнять все обязательства. Потому что регионы-конкуренты не дремлют.

Ну а бизнесу в любом случае «ждать у моря погоды» не нужно. В Китае в феврале начался год Огненного кабана. «Простые китайцы считают, что это очень счастливый год, очень урожайный», – напоминает Рогачев. Так что если саратовские бизнесмены примутся работать с Китаем так же напряженно, как трудятся сами китайцы, то динамика товарооборота, которую Максим Фатеев не рискует пока называть «положительной», может и измениться. А там, глядишь, и «сухой порт» станет реальностью. Кстати, где тут у нас в Саратове учат китайскому языку?..

  

Дмитрий ВОРОНКОВ, г. Саратов. Еженедельник «Саратовский взгляд», № 17, 26 апреля – 2 мая 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики