ДРУГОЙ, ДРУГИЕ, О ДРУГИХ
Автор: Степнова Анна
Регион: Волгоград
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 15.06.2007

У каждого есть точка, где крепится душа

Писательница Людмила Улицкая – наверное, самая душевная из наших взрослых писателей, потому что она пишет о нашей повседневной жизни, о семье, любви, детях: «Медея и ее дети», «Искренне ваш Шурик», «Казус Кукоцкого» (по этой книжке, кстати, сняли настоящий сериал). Одна из ее книг называется «Бедные, злые, любимые», потому что даже очень злые люди могут быть кем-то любимы. Ее книжки очень взрослые. Но недавно Людмила Евгеньевна вместе с подругами начала детский проект. Она рассказала о нем клубу региональной журналистики «Из первых уст». Серия называется: «Другой, другие, о других». Это книжки о терпимости, умении уважать других. В них есть постоянные герои: пара мальчиков, один русский, москвич, из семьи антропологов (это ученые, которые изучают человека), а другой абхазец, родители которого живут в Москве по обстоятельствам всяких кавказских неполадок. Людмила Евгеньевна хотела сначала писать сама, а потом решила, что это должны делать разные люди. «Но в каждой этой книжке я сильно поночевала», - признается она, считая эту затею своим любимым детищем. Вот что она нам рассказала.

- Первая книжка называется «Большой взрыв и черепахи». Автор – Анастасия Гостева, молодая писательница. Она закончила физфак МГУ, очень увлекается всякими восточными делами, много ездит в Индию. Ее книжка - обзор мифов, представлений разных народов о том, как устроен мир, а еще там представлена современная научная точка зрения на этот счет. В книжке показывается, что мифы совершенно не противоречат научным идеям. Просто сказочное мышление отличается от научного.

Автор следующей книжки «Семья у нас и у других» - Вера Тименчик, аспирант-антрополог, специалист по этологии, то есть по поведению. Она рассказывает о семейном укладе в разных культурах, сопоставляя жизнь двух семей в московском доме, класса, где учатся оба мальчика. Чтобы исчезли недоумение, неприятие и, в конечном счете, ненависть, раздражение, надо знать, как живут другие, откуда берутся их привычки. В книжке описаны разные формы семьи. Я считаю, что с детьми можно говорить обо всем. И гораздо лучше, когда это делают специалисты, взрослые люди, а не во дворе, сами понимаете, чего там могут наговорить.

Следующая книжка называется «Путешествие по чужим столам». Ее написала Александра Григорьева, специалист по античной кухне. Что едят другие люди? Почему запахи от соседей нам не нравятся? Они не на том масле готовят. Очень интересно о пищевых запретах. В разных традициях под запретом может оказаться буквально все. Нет ни одного пищевого продукта, который бы не был для кого-нибудь запретным, хотя бы на день. Порой здесь нет логики. Мусульмане и евреи не едят свинину, считая свинью нечистым животным. А индусы не едят говядины потому, что корова, как известно, священное животное. Причины совершенно противоположные, а действия одни и те же.

Оказывается, нет национальной кухни в чистом виде. То, что мы считаем русской кухней, это на самом деле кухня французская, лет сто назад немножко подстроенная под российские продукты. А русская кухня – это то, что в знаменитой кулинарной книге Елены Молоховец называлось «кушанья для слуг». Вот там гречневая каша, которая, кстати, не везде была в России, потому что не везде гречка росла. Уж про картошку и говорить нечего. То, что мы считаем нашим, - не всегда только наше. Еда путешествует с людьми. Мы часто говорим: надо есть то, что рядом растет, это соответствует нашей биологии. Ничего подобного. Совершенно все равно, что мы едим. Главное, чтобы мы не ели друг друга.

И последняя из написанных книг – «Ленты, кружево, ботинки», про одежду. Написала книжку Раиса Кирсанова. Она единственная из всей команды пожилой человек, доктор искусствоведения, автор энциклопедий моды, эксперт по живописи. Когда не могут определить автора картины или время, приносят Раисе, и она по складочкам на юбке, по цвету одежды, по каким-то деталям, которые нам даже и не видны, говорит: «Это было точно после 20-х годов, до того синий цвет не носили, это был цвет прислуги». Книжка же написана по той причине, что одежда тоже может раздражать. Я прекрасно помню, что творилось со старухами, которые во времена моей молодости видели женщину в брюках или в мини! Когда среди зимы в метро в Москве вижу голое пузо с пирсингом, я делаю: «Ы!» А потом я говорю: «Спокойно, Людмила Евгеньевна. Имеют право». Это я говорю о себе, человеке, который два года этим занимается. Наши реакции в нас сидят очень глубоко. Недоверие к чужому, непривычному в нас очень сильно, и мы должны работать сами с собой.

Вот сейчас мы делаем книгу о профессиях. Боже мой, сколько там интересного! Сегодня нет более востребованной профессии, чем профессия актера. Актер – маленький бог. Вокруг него крутятся - я уж не говорю про деньги -- интересы, внимание, любовь, эмоции. Так проявляется жажда человека иметь какое-то божество. Поэтому сегодня множество маленьких девочек жаждут стать артистками. А ведь когда-то актерство было презренным делом. Их не хоронили в кладбищенских оградах, церковь не разрешала. А отношения у церкви с актерами были чрезвычайно интересными. Скажем, в XV веке церковь сама использовала это искусство, в церковных представлениях участвовало по 500 человек. Полгорода изображало какие-нибудь библейские истории, и тогда церковь была согласна, чтобы люди были актерами. Но как только ей чудились отголоски античного, то есть, по их мнению, безнравственного театра, языческих игрищ, из чего театр и возник, начинались конфликты. В Древней Греции профессиональных актеров не было. Только любители. Вот, скажем, философ Софокл играл на сцене, он считался хорошим актером, хотя вообще-то он был стратегом, военачальником. Это такой уважаемый человек, и игра на сцене его не унижала. Но уже в Древнем Риме актеры были либо вольноотпущенниками, либо рабами. И в России театр был делом рабов: первые театры у нас были крепостными.

Еще мы рассказываем о торговцах. В нашей стране торговля лет 20 назад была презренным занятием. Сегодня, если торговец очень богатый, если он торгует нефтью, то его можно уважать. А если он торгует зеленью, то уважать его никак не следует, в особенности, если он из Азербайджана. А между тем, эта профессия имеет огромное культурное значение. Именно торговцы прокладывали дороги, они же были первыми переводчиками. Только через купцов два-три тысячелетия совершались все связи между странами и людьми. Гермес – греческий бог торговли, который украл, как мы знаем, стадо коров, еще будучи годовалым младенцем. Он бывает на руку нечист, но его роль в мире совершенно огромная.

Торговец – всегда чужой. Есть традиция: торговец как гость, тогда его уважают. Есть и другая традиция: рынок и место торга оказываются местом, где начинаются уличные бои и революции. Скажем, в Южной Африке, теперешней ЮАР, было очень много индусов. Они приезжали туда торговать. Несколько наций в мире славятся как торговые. Китайцы всегда торговали в Азии. Они богаты, они знают языки. В Индонезии китаец – это всегда чужой и богатый, ему всегда немножко завидуют. Поэтому во всех беспорядках, в революциях в Индонезии первые погромы всегда были в китайских кварталах. Точно так же в Африке, когда она перестала быть Британской колонией, пострадали в первую голову индусы - владельцы лавок. Их африканцы десятки тысяч убили. Так что эти погромы на рынках или в какой-нибудь Кондопоге, которые иногда случаются в нашей стране, - это старые истории. Хорошо, когда мы понимаем, что это началось не вчера и не только с нами, не потому, что мы какие-то особенно отвратительные. Так может быть в любом обществе. Но если мы понимаем, что происходит, мы можем этому противостоять.

Еще у нас в работе книжка про конфликты. Главные конфликты одинаковы у животных и у человека. И чем менее организовано общество, тем это заметнее. У людей это споры из-за земли и женщины, у животных – из-за самки и места обитания. Но, в отличие от людей, животные не доходят до смертоубийства. Что для нас очень важно, - способы разрешения конфликтов. Во дворе детки делают так: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись». Это же древнейший обряд примирения. Есть обряды, которые прекращают кровную месть. Когда два враждующих рода на грани исчезновения, когда уже ясно, что с одной стороны осталось трое мужчин, с другой – двое, еще немножко потрудиться - и не будет никого, нужно эту кровную месть остановить. У одного из кавказских народов делали так. Мужчина должен ворваться в дом к женщине, которая кормит младенца, и припасть к ее груди. И он станет молочным братом того, кого она кормит. А молочные братья не могут быть кровниками. Есть и другие затейливые обряды. С древнейших времен существовали и способы примирения между государствами. Мы эти примеры видим в Библии. Уже и тогда люди были озабочены, как заканчивать войны, не доводя до полного истребления народа.

Будет книжка о праздниках. Чужой праздник – очень взрывоопасное дело. В России еврейские погромы были, как правило, связаны с пасхой. Тут возникала идея кровавого навета: «Евреи там кровью мацу поливают». А поскольку разница всегда очень небольшая – неделя между еврейской и русской пасхой, как раз эта разница и давала время подготовиться и с Воскресением Христовым ударить в полную силу. Или взять конфликты между суннитами и шиитами. Казалось бы – братья-мусульмане. Но конфликты между ними возникают в тот единственный праздник, который их отличает.

А еще есть праздники космические. Они связаны с ходом Земли, с обращением Солнца, и все великие праздники всех народов попадают на зимнее солнцестояние – конец декабря. И христианское Рождество, и иудейская Ханука, и древние зороастрийские праздники, названия которых я в памяти не удержу. К увеличению дня подбираются религиозные праздники. А весенние праздники связаны с первым урожаем, потому что на Востоке урожай гораздо раньше. Осенние праздники совпадают с восточным вторым урожаем. В России это первый и второй Спас, хотя их смысл давно потерян, но это праздники двух разных урожаев.

Я вам все это рассказываю, потому что мне очень важно, чтобы нас было много - людей, которые понимают, что мальчик, который сидит в школе рядом с моим внуком, ничем перед нами не виноват. И таджики, которые у нас в доме убирают (а сейчас в Москве полгорода обслуживают таджики), ни в чем не виноваты. Они в адском положении потому, что их обирают все, кому не лень, а они работают по 18 часов в сутки. У нас в доме женщина моет лифт. У нее чернейшая вода в ведре. Я говорю: «Соня, зайдите ко мне, поменяйте воду». Она отвечает: «Воду жалко». Вы понимаете, она приехала из страны, где вода драгоценность, она не льется из крана. Ее не надо ругать. Так человек устроен.

Мне всегда это было интересно. Я встречала какую-нибудь жутко зловредную бабку. Но мне всегда было чрезвычайно интересно, что она любит, к чему крепится ее душа? Где-то у каждого человека эта точка есть. Она бывает маленькой. Где та кошка, к которой она относится с полной нежностью? Может быть, она лучший из всех на свете любитель кошки Мурки. Для меня это очень важно потому, что так устроен человек, и я всегда это ищу.

  

Анна СТЕПНОВА, г. Волгоград. Детская газета «Школьная правда», № 23, 15 июня 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики