АНДРЕЙ ШАРОНОВ: "ТРОГАЙ РЕФОРМАМИ"
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Экономика
Дата: 03.09.2007

Незаметно для глаза страна прорастает реформами. Хотя теперь уже даже - заметно. Особенно явные изменения произошли в экономике, менее - в социальной сфере, и совершенно не заметны - в административной части. Перспективы у экономического сектора - грандиозные, если даже просто окинуть взглядом уже начатые проекты. Глядишь, пройдет декада лет, и цены на нефть для России станут неактуальными, равно как и размер инфляции - она будет иметь значение не больше, чем банальная инфлюэнца.

На тему "точек роста" экономики страны в "БАШвесте" рассуждает статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей Шаронов:

- Если брать всю нашу новейшую историю с 1991 года, то в худшем, 1998-м, году мы "упали" ниже двух третей ВВП. В 2006-м мы впервые превысили номинальный ВВП 1991 года в сопоставимых ценах. Правда состоит в том, что этот уровень, выражаемый в деньгах, базируется на совершенно другой структуре экономики. В ней существенно меньше товаров, которые производились, но никому не были нужны. У нас сегодня два двигателя роста - розничная торговля и инвестиции в основной капитал. Если вы создаете активы, которые могут производить продукт, услуги, то это гарантия того, что вы сохраните, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, темпы роста.

- Андрей Владимирович, и все-таки мы не можем так сильно зависеть только от энергоносителей, которые идут на экспорт. Надо что-то делать, что-то менять.

- Где-то с 2005 года правительство предложило линейку инструментов, которые уже в 2006-м обрели конечные очертания. Прежде всего, это Инвестиционный фонд - обособленная часть федерального бюджета, которая в прошлом году составляла около 70 миллиардов рублей. В этом - около 90 миллиардов. Это половина к сумме, которая на принципе государственного частного партнерства софинансирует крупные проекты (не менее пяти миллиардов рублей на один проект). Они дают серьезный и экономический эффект, и социальный, и инфраструктурный. Объем ожидаемых налоговых поступлений в федеральный бюджет в период окупаемости в два раза превышает объем бюджетных инвестиций. А ведь будут еще и региональные, и местные налоги. И - 175 тысяч рабочих мест, не самых дешевых, между прочим. К сожалению, в результате конкурсов не было отобрано проектов из Башкортостана.

- Еще раньше, чем заработал Инвестфонд, распространился другой инструмент развития - особые экономические зоны. Они дали ожидаемый эффект?

- Вы знаете, что их несколько типов. Сегодня действуют три технико-внедренческих зоны (в Москве, Санкт-Петербурге и Томске) и две промышленно-производственных зоны в Татарстане и Липецке. В конкурсе участвовало около 70 проектов, в том числе из Башкортостана, но победило шесть. В дополнение могу сказать, что в конце прошлого года отобрано семь претендентов на создание туристическо-рекреационных зон. Это новый тип ОЭЗ, и понятно, что выбор совпал с местами традиционных курортов - на побережьях, в горах и на минеральных водах. А сейчас мы обсуждаем в Госдуме возможность создания четвертого типа зон - портовых. Именно там появятся логистические центры, причем не только морские и речные порты, но и аэропорты, которые облегчат режим переработки грузов.

- Помимо такой полезной новации, как отмена таможенных льгот на технологическое оборудование, которое не производится в России, нас прежде всего интересуют элементы, стимулирующие высокие технологии. Башкортостан - один из районов развития нефтедобычи, где многие месторождения выработаны почти до конца. Как нам быть?

- В данном случае, когда новации касаются такой традиционной сферы, как добыча энергоресурсов, то они нам важны с точки зрения перевода бизнеса в новые, нетрадиционные для него регионы. Пока что это - Восточная Сибирь, на месторождениях которой введена нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, для всех месторождений, которые существенно выработали свой ресурс, понижается коэффициент, снижается налоговая нагрузка. Вот это для Башкортостана актуально. Заодно так можно стимулировать компании не бросать старые скважины, а продолжать их эксплуатировать, снижая свои издержки за счет уменьшения налоговой нагрузки.

- Сегодня не меньшую угрозу для экономического роста представляет рейдерство. Как правительство собирается бороться с таким грабительским завладением чужим имуществом, ведь это же серьезно подрывает инвестиционный климат?

- Есть ряд решений, которые должны исправить эту ненормальную ситуацию. Это корпоративное законодательство на период до 2008 года, улучшающее качество управления. В том числе, пакет законов для противодействия практике недобросовестных корпоративных захватов. Вы знаете, что несовершенство этого законодательства позволяет формально законно осуществлять недружественные поглощения. Это серьезные проблемы для предпринимательского климата и серьезный упрек правительству. Поправки в закон об оценочной деятельности также улучшают эту ситуацию.

- Но если не изменить кардинально нынешнее законодательство, то недобросовестное поглощение так и останется на грани, но - закона?

- Сейчас новые поправки запрещают миноритарным акционерам парализовывать в суде деятельность больших компаний. Обеспечение должно быть соизмеримо с риском потерь. Кроме того, теперь придется делать контробеспечение. Если я говорю: "Обеспечьте мои интересы на миллион долларов как владельца одной акции, ну, вот такая она дорогая у меня!", мне отвечают: "Друг, зарезервируй в банке один миллион. Если ты накажешь компанию и окажешься неправ, то мы эти деньги отдадим ей". Далее - арестовывать имущество, блокировать сделки может только тот суд, который работает по месту регистрации компании. И что еще важно? Владелец компании может встречный иск подать на меня о том, что я блокирую его работу, не обладая всеми правами.

- А что является наиболее непривычным в реформаторских начинаниях сегодняшнего Минэкономразвития?

- Безусловно, это появившаяся Российская венчурная компания. Она находится в стопроцентной собственности государства с уставным капиталом на полтриллиона рублей. По идее, это фонд фондов, который предназначен для финансирования, для капитализации закрытых паевых инвестиционных фондов совместно с частным инвестором. Последнему должен принадлежать 51 процент, а госкомпании - 49. Они в свою очередь будут покупать так называемые стартапы, то есть малые инновационные компании, которые обладают высокоперспективными научными разработками. В результате первого конкурса мы получили 13 заявок, оценивали 12, одну отклонили из-за несоответствия требованиям. Выбрали три - они получат примерно четыре миллиарда рублей в уставный капитал, чуть больше вложат своих денег, сформируют три закрытых ПИФа, которые будут финансировать от восьми до 12 инновационных компаний не более 10 лет. Вот тогда эти фонды должны быть закрыты, а деньги возвращены в федеральный бюджет с минимальной прибылью.

- Андрей Владимирович, скажите, эта нормально, что у каждого министерства есть свой бюджет? Вы конкурируете, например, с Минрегионразвития? Идет ли это на пользу или провоцирует какие-то административные издержки?

- На самом деле конкуренция еще никому не вредила. Ведь мы же с Министерством регионального развития получаем деньги не на одно и то же. И это не казна министерства, это федеральный бюджет. Уверяю вас, чтобы получить строку в бюджете, нужно пройти довольно длительную процедуру, и это, кстати, хорошая часть бюрократии, полезная. С некоторого момента мы поняли, что всегда лучше федеральные деньги упаковывать в виде морковки. Мы не просто Минздрав, которое обязано профинансировать больницу. Мы стимулируем развитие. Поэтому мы практически все наши программы ведем по принципам софинансирования. Даже если ты самый бедный, все равно найди 30 процентов денег - и тогда получишь 70 процентов федеральных. И наоборот. Это человеческая природа, которая в экономике называется "проблема зайцев", а на улице - "халява". Если вы бесплатно получаете федеральные деньги, у вас к ним наплевательское отношение. Поэтому это принцип, которого мы придерживаемся, чтобы стимулировать регионы к тому, чтобы они предлагали что-то состоятельное. И, слава Богу, нам есть, из чего выбирать.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан «БАШвестЪ», 29 июня 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики