В деловых новостях едва ли не всех СМИ есть тема, которая из года в год неизменно остается интересной для тех, кто следит за бизнес-информацией. И тема эта — цены на нефть. Ломаная кривая изменения стоимости барреля черного золота медленно, но верно ползет вверх. И чем упорней она эта делает, тем больше ведется разговоров о том, чем можно заменить бензин, дорожающий прямо на глазах. Один из вариантов — биотопливо. Каковы же перспективы его использования в нашей стране и сможет ли Россия вмешаться в мировую конкуренцию в этой сфере?
Факт 1. Биотопливо перспективно. Но не более того
По различным оценкам, в настоящее время мировые разведанные запасы углеводородов составляют порядка 150 миллиардов тонн, из которых сейчас добывается чуть больше трех миллиардов. Разные эксперты называют отличающиеся друг от друга цифры, но большинство сходятся на том, что разведанных запасов нефти и газа хватит максимум на пятьдесят лет, при этом таких запасов пока существенно меньше, чем неразведанных. В любом случае нефть и газ — невозобновляемые ресурсы, поэтому уже сейчас многие задумываются, какую альтернативу этим видам топлива следует предложить. Развитие наукоемких технологий дает возможность все более эффективно извлекать энергию из нетрадиционных источников, один из которых — органические вещества, выделяющие при сгорании тепло.
Промышленное производство основных видов биотоплива за рубежом началось еще в начале 70-х годов прошлого века. С тех пор вперед в лидеры по его выпуску вырвались две страны — Бразилия и США, которые производят свыше четырех миллиардов галлонов биоэтанола «на брата».
Но, несмотря на все успехи северо- и южноамериканцев, пока биотопливо нельзя рассматривать как полноценную альтернативу обычному углеводородному горючему. Для этого у человечества просто нет достаточного количества тростника, кукурузы, рапса и прочих биоресурсов. Но как способ частичного замещения бензина названный «энергоноситель будущего» вполне конкурентоспособен. И причин здесь несколько. Прежде всего, он экономичнее традиционных источников энергии — и это на данный момент его самое большое преимущество перед нефтяными «коллегами». К примеру, биодизель в Европе стоит примерно столько же, сколько дизель обычный, но при этом у первого расход меньше, а коэффициент полезного действия существенно выше. Кроме того, использование биотоплива дает экологические преимущества. Если в бензобак автомобиля залить на 15% этанола, то у этой машины количество выхлопов вредных газов в атмосферу сократится на 40%.
Конечно, начало употребления биоэтанола влечет изменения в работе автомобильной промышленности. При его применении в размере 10% и даже во многих случаях 15% от общего объема топлива (а именно таков показатель большинства современных машин, в том числе и отечественных) адаптация двигателя не нужна. Для более активного использования альтернативного горючего необходимо перестраивать движок, причем для использования на 30% — кардинально.
Интересным примером в этом отношении выглядит Бразилия, где 70% автопарка способно ездить как на бензине, так и на биоэтаноле. В итоге оба эти вида топлива можно смешивать в любой пропорции — в зависимости от ситуации на рынке. По аналогичному пути идет сейчас и Европа, где по планам еврочиновников в ближайшие десять-пятнадцать лет количество автомобилей, способных без ограничений ездить на биотопливе, вырастет до 30%.
Факт 2. Россия имеет неплохие перспективы в биотопливной промышленности…
В условиях ограниченности биологических ресурсов в мире у нашей страны есть серьезные преимущества перед другими производителями альтернативных видов топлива, ведь запасы земель и урожайности в России традиционно велики. По разным оценкам, в ней находится от 10% до 13% от общего количества мировых посевных площадей, в том числе от 40% до 60% имеющихся на Земле запасов чернозема. Между тем сегодня мы производим 2% мирового продовольствия, а значит, можем повышать объемы выращивания культур, пригодных для выпуска биотоплива. Конечно, для этого необходимо обеспечение агропромышленного комплекса современными технологиями.
Далеко не факт, что мы сумеем использовать свои возможности. Для того чтобы ввести в оборот пока еще не задействованные земли, нужны значительные инвестиции. «Я думаю, что мировая конъюнктура будет подвигать нас к тому, чтобы вкладывать средства в указанную сферу, и этот процесс мы уже наблюдаем последние два-три года, — говорит председатель Российского зернового союза Аркадий ЗЛОЧЕВСКИЙ. — За последнее время биотопливо серьезно изменило спрос на мировом рынке. Произошло это, прежде всего, с началом производства этанола, затем вмешалась Европа с выработкой биодизеля из рапса. Европейцы создали спрос на рынке масличных культур».
Одним из государственных приоритетов производство биотоплива стало в США, где принята двухлетняя программа строительства предприятий по выпуску этанола. Согласно ей в Америке в течение ближайших двух лет новый такой завод будет начинать работу в среднем каждые двенадцать дней. Текущий спрос на необходимую для этого кукурузу внутри страны равен порядка шестидесяти миллионов тонн в год, по истечении же заявленного периода только зарегистрированным производственным мощностям потребуется уже 139 миллионов.
Ожидается, что себестоимость произведенного в России биотоплива будет невысокой. По данным 2002 года (а результаты более свежих исследований пока не обнародованы), по этому показателю лидирует альтернативное горючее, выработанное из бразильского сахарного тростника — 16 центов США при цене бензина в Европе около одного евро. Впрочем, в Бразилии есть тенденция к увеличению названной цифры, что связано с повышением мирового спроса на тростниковое сырье и ростом затрат на производственную инфраструктуру.
Около 30 центов составляет себестоимость биотоплива из американской кукурузы. И примерно на этом же уровне находится российская пшеница, существенно опережающая европейскую родственницу и сахарную свеклу под маркой «сделано в Европе». Получается, что мы можем успешно конкурировать за рубежом, и не только с бензином, но и с аналогичными продуктами.
Факт 3. …но реализовать свой потенциал в ближайшее время не сможет
По мнению экспертов, рентабельной выработка биоэтанола в России станет, если она будет отделена от действующих мощностей, которые специализируются на производстве спирта. В настоящее время уже ведутся разработки в этом направлении. Например, один из заводов строится в Омской области группой «Титан», планируется, что еще около десяти возведут разные компании в разных регионах, но эти объекты пока даже не находятся в стадии проектирования.
Один из факторов, сдерживающих развитие российской биотопливной промышленности — отсутствие специалистов, способных провести инжиниринг проекта. Более того, иностранные специалисты, которые могут осуществить такие работы, загружены на несколько лет вперед. Так, президент компании Iberson Марк ГЕЙЦЕНАУЭР не принял предложение крупного российского бизнесмена Айрата ХАЙРУЛЛИНА, сказав, что из-за кадрового «голода» в ближайшие два года он вообще не будет рассматривать никаких предложений по строительству заводов по производству биоэтанола в России.
В нашей стране есть специалисты и институты, которые разрабатывали подобные проекты для спиртовой промышленности, но между теми технологиями, которыми они владеют, и теми, что нужны для производства данного биопродукта, как говорится, две большие разницы. При получении спирта образуются отходы производства — зерновая гуща, так называемая «барда», которую при изготовлении алкогольной продукции просто выбрасывают и которая во всем мире служит дополнительным источником биоэтанола. Но существующие в России технологии использования барды делают все его производство на действующих отечественных предприятиях спиртовой промышленности нерентабельным.
Чтобы сделать процесс экономически выгодным, нужны современные методики, которыми мы не владеем. Они есть у американцев — и то применительно к кукурузе, а не к пшенице или ячменю. «У нас как бы и нет биотопливной промышленности, нет соответствующих профильных специалистов, которые способны спроектировать завод, предназначенный для изготовления биотоплива, — полагает Аркадий ЗЛОЧЕВСКИЙ. — Да, мы можем придумать какую-то узкую технологию обезвоживания сырья и приспособить ее к имеющимся производственным мощностям. Это пока все, на что мы способны. Даже просто проработать комплексный проект у нас ни одна организация не в состоянии, мы никогда этим не занимались».
Таким образом, проектирование крупных российских заводов по выпуску биоэтанола начнется в лучшем случае через пару лет, и только тогда можно будет сказать, какую роль наша страна станет играть на этом рынке

Виктор ХУРБАТОВ, г. Екатеринбург. Деловой журнал «ТСР/Тренды. События. Рынки», август 2007 г.

|