ПРЕЗИДЕНТ И ДЕВУШКА
Автор: Клишина Елена
Регион: Барнаул
Тема:  Власть
Дата: 22.10.2007

Секреты работы пресс-службы главы государства – из первых уст.

Главный ньюсмейкер для российских СМИ – это президент. Ежедневно он посещает, обсуждает, утверждает… Другими словами, дает журналистам множество поводов для публикаций. О том, как рабочие действия Владимира Путина становятся статьями, заметками и репортажами, рассказала Наталья Тимакова, начальник управления пресс-службы и информации президента РФ. Встреча с ней состоялась на семинаре Клуба региональной журналистики (Москва) в сентябре. Коллег интересовали следующие вопросы.

- Как выбирают СМИ для освещения визитов президента в регионы?

- К сожалению, региональную прессу мы знаем хуже, чем московскую, но только из-за удаленности. Мы запрашиваем в пресс-службе администрации региона список прессы, с которой она постоянно работает и которая поможет наиболее полно осветить визит президента. При этом мы понимаем, что у региональных властей свои отношения с прессой. Есть СМИ, которые они считают оппозиционными и могут не предложить их для включения в пул. Поэтому мы дополнительно запрашиваем информацию о СМИ в полпредствах. В управление приходит много запросов из регионов, большая часть из них – это запросы на интервью с президентом. Мы стараемся учесть, чтобы во время визита президента в регион их авторы могли участвовать в подходах прессы.

- Как работает “кремлевский пул (англ. pool – объединение)”?

- Попробую развеять миф о “кремлевском пуле”. Иногда в управление приходят довольно смешные письма с просьбой включить журналиста в этот пул и чуть ли не выдать ему соответствующее удостоверение. Нет таких людей, у которых в “корочках” написано, что они члены “кремлевского пула”. Пул – это несколько журналистов, которые присутствуют на мероприятиях, а потом делятся информацией с другими СМИ.

Самая главная привилегия журналиста пула – это возможность летать вместе с президентом в разные концы света, быть в курсе событий и при этом экономить своей редакции немало денег. Можно представить, во сколько обойдется командировки сотрудников в каждую точку, если президент планирует посетить Петропавловск-Камчатский, Австралию и Индонезию. Есть и профессиональное преимущество: когда корреспондент долго работает в пуле, он знает всех советников и помощников президента, ему легче получить информацию или перепроверить факты.

Журналистам пула, на мой взгляд, не хватает серьезной политической аналитики. То количество информации, которым они располагают, позволяет делать такие материалы, а плотный график встреч и перемещений едва дает время, чтобы их просто отписывать.

- Разрешает ли президент использовать свой образ в рекламе?

- Внешность и фамилия – это составляющие нашей индивидуальности, и использовать их можно только с письменного нашего согласия. То же самое происходит и с президентом. В Санкт-Петербурге спичечная фабрика выпустила спички с изображением президента. Пришлось им указать, что нельзя использовать его образ в коммерческих целях без разрешения.

Каждый раз, когда появится желание использовать его образ в рекламе, следует написать письмо, адресованное непосредственно ему. Если говорить о политической рекламе, то в том же Санкт-Петербурге Валентина Матвиенко использовала в своей предвыборной кампании фотографию с президентом. В подобных случаях президент принимает решение, исходя из своих личных симпатий, предпочтений и соображений.

- Ежегодная встреча со СМИ – это спектакль или импровизация?

- Мы обязаны сохранять определенную драматургию мероприятия. Вопросы о конкретных проблемах в большом количестве приходят от региональных журналистов. Они должны быть, просьба только не мельчить с темами, чтобы ответы были полезны большинству сидящих в зале. Должны быть вопросы о мировых процессах, их задают федеральные и иностранные журналисты. При этом никто не пытается устанавливать какие-то рамки и не выясняет у тысячи журналистов, какие вопросы они будут задавать.

С большой долей вероятности могут быть заданы вопросы про преемника, смену правительства, отношения с Америкой... По ним мы стараемся определить канву мероприятия. Дальше процесс выходит далеко и сильно за пределы наших ожиданий и перестает быть управляемым. В какой-то момент президент сам начинает выбирать людей в зале. Ситуация в этом смысле абсолютно прозрачная, это видно и по качеству вопросов. Честно говоря, жалко, что возможность задать вопрос первому лицу страны оборачивается комплиментами и репликами: “Что-то давно вы не были у нас в гостях...”, “А вот наш губернатор попросил вам передать...”.

В прошлом году было довольно яркое выступление женщины в матросском костюме с Дальнего Востока, которая критиковала Дарькина. Нам очень активно посылали сигналы от этого губернатора, что она сумасшедшая, не надо ее аккредитовывать. Мы ответили, что сами разберемся. На нас в этом смысле трудно оказывать давление.

- Доходит ли критика, опубликованная в СМИ, до президента?

- В задачи аналитического департамента нашего управления входит составление дайджестов на основе материалов СМИ. Можно составлять их, делая вид, что все у нас прекрасно. А можно составлять умно, показывая, почему возникают те или иные проблемы. Мы стараемся исходить из второго. Все общественно значимые материалы, которые будут обсуждаться в течение последующих двух-трех дней, даже если они не связаны с деятельностью президента, мы обязательно включаем в дайджест. Газеты и журналы поступают президенту и в оригинальном виде, так что если у него есть время и желание, он сам может ознакомиться с их содержанием.

Размещает ли президентская пресс-служба заказные материалы?

- Попробуйте только заказать редактору одного из крупных изданий какой-либо материал. Многие из них – состоявшие, успешные люди, их издания приносят прибыль. Если региональная пресса была бы экономически более независимой, ей было бы легче говорить губернатору “нет”. И потом, будет не очень приятно прочитать, допустим, в “Коммерсанте” о том, как мы пытались разместить у них заказной материал. Более того, производственный цикл газет не дает нам времени на то, чтобы согласовывать обработанную журналистами информацию. Мы не требуем, не считываем, не правим, не контролируем.

КРИК: В прошлом году президент даже обидел наших журналистов, сказав, что с западными работать интереснее. Отчасти я понимаю почему. У нас, к сожалению, профессионализма не хватает. Часто вопросы журналистов не отличаются от вопросов бабушек: “Доколе? Сколько можно терпеть?”

БЛОК: Короткие ответы

О полномочиях

- Меня раньше интересовал сам политический процесс, а сейчас я внутри этого процесса. Иногда думаешь: “Я столько знаю по работе, могла бы написать та-а-кую заметку...” А писать нельзя. Обратный переход в журналистику невозможен.

Об отставке правительства

- О смене правительства мы узнали одновременно со всеми. Может быть, на полторы минуты раньше. Наша задача в таких случаях - обеспечить присутствие журналистов в кабинете президента в определенное время. С какими заявлениями выступит президент, мы не всегда можем знать. Это правда.

Об управлении

- Принимаем (на работу – прим. ред.) практически с улицы, много остается студентов после стажировки. У нас самый молодой коллектив в администрации президента, средний возраст – 33 года и 5 месяцев. В штате 80 человек.

О президенте

Услуги имиджмейкеров не сильно востребованы. Он сам выбирает те фразы и образы, которые, по его мнению, наиболее соответствуют ситуации. Людей, которые его красят, одевают и причесывают, нет.

Однажды в самолете президент пригласил меня обсудить рабочие моменты довольно тяжелой поездки. И вдруг говорит: “Наташа, посмотрите, как красиво” и показывает на луну. На меня это произвело впечатление. Всегда хочется работать с человеком, а не с функцией. Это важный момент.

Справка “СК”

Наталья Александровна Тимакова родилась в 1975 году в Алма-Ате. В 1998 году окончила философский факультет МГУ имени Ломоносова. В 1995-1997 годах – корреспондент отдела политики газеты “Московский комсомолец”, с 1997 года – корреспондент отдела политики ИД “Коммерсант”, с 1999 года – политический обозреватель службы новостей Интерфакс. В 1999 году назначена заместителем начальника департамента правительственной информации Аппарата Правительства РФ. В 2000 году – заместитель начальника управления пресс-службы Президента РФ, спустя год назначена первым заместителем. В 2002 году назначена первым заместителем пресс-секретаря президента РФ – начальником управления пресс-службы президента. В апреле 2004 года указом президента назначена начальником управления пресс-службы и информации. Один из авторов книги “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”.

В работе управление использует три основных медийных формата: проводит большую ежегодную пресс-конференцию для журналистов, интернет-конференции и “прямые линии”, которые задумывались как максимально народный проект. Управление также разработало и поддерживает несколько интернет-ресурсов:

- официальный сайт президента www.kremlin.ru;

- детский сайт www.uznai-prezidenta.ru;

- сайт www.rost.ru, посвященный реализации приоритетных нацпроектов;

- сайт “Открытие Кремля. Виртуальный тур” www.openkremlin.ru.

  

Елена КЛИШИНА, г. Барнаул. Газета "Свободный курс", № 41, 11 октября 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики