«ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ?»
Автор: Сирота Наталья
Регион: Воронеж
Тема:  Демографическая ситуация , Миграционная ситуация в России
Дата: 27.08.2007

Жители России стоят перед выбором: дыры в демографии, или новая миграционная политика.

С 15 января этого года в России введено новое миграционное законодательство, в котором говорится о регистрации и учете иностранных граждан, приезжающих в страну по разным причинам, в том числе и на заработки. О необходимости этого закона в условиях сегодняшней демографической ситуации на очередном семинаре клуба региональных журналистов «Из первых уст» рассказала заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Жанна Антоновна Зайончковская.

- Надо сказать, что это действительно революционное миграционное законодательство. Новый закон нужен был прежде всего потому, что Россия нуждается в большом количестве рабочей силы. Последние годы страна испытывала ее дефицит труда, и мы сейчас находимся в преддверии нарастания этого дефицита. Население России сокращается. Но до сих пор процесс сокращения не касался трудоспособного населения потому, что баланс молодежи, которая входила в трудоспособный возраст, и пенсионеров, которые выходили из этого возраста, складывался для России положительно.

Но с 2007 года у нас начинается сокращение населения в трудоспособном возрасте. И это сокращение будет лавинообразным. Предполагается, что в этом году оно будет маленькое - где-то минус 300 тысячи человек. А уже в следующем году цифра вырастет до 700 тысяч человек, через год - до миллиона. И дальше вплоть до 2020 года это будет по миллиону и более миллиона человек в год. В каком-то из годов это почти полтора миллиона человек в год. Таким образом, за период до 2026 года общее сокращение составит 19 миллионов человек. Если эти 19 миллионов сопоставить с числом занятых в экономике России, которое составляет округленно 70 миллионов, то становится очевидно, что почти каждый третий работник выбывает, и его надо кем-то заменить. Сегодня идут разговоры о повышении пенсионного возраста. Безусловно, он будет повышен потому, что в стране с такой демографической ситуацией, как наша, невозможно иметь такой пенсионный возраст. Иначе у нас к 2025 году каждый работник будет должен зарабатывать на одного или полтора пенсионера. Получается на двух работающих один пенсионер. А до сих пор мы жили с соотношением 3 работающих на такое же количество, а еще раньше 4 работающих на такое же количество пенсионеров. Таким образом, что государство должно делать? Увеличивать пенсионные отчисления, чтобы поддерживать пенсии. Но повышение пенсионного возраста мало повлияет на дефицит работников потому, что у нас сейчас занятость «молодых» пенсионеров, первой пятилетней возрастной группы после выхода на пенсию очень высокая. То есть, если мы возраст повышаем – это не значит, что получим много дополнительных работников.

А вот дефицит кадров огромный. Причем, часто, естественно, люди не очень хотят иметь много мигрантов. По нашим опросам даже и те люди, которые толерантны и говорят, что они хорошо относятся к людям всех национальностей, любых культур, не против мигрантов, но когда задаешь вопрос: «А где вы хотите, чтобы жили мигранты?» «Вот где угодно, но не в моем городе». А ведь самая большая потребность в мигрантах в региональных центрах и в больших городах.

Сегодня демографическое одеяло России очень, очень тонкое. И если где-то его натянуть в два слоя, значит, соответственно, в других местах образуются большие дыры, и растянуть его на всю нашу экономику сейчас возможности нет. Если мы говорим о ближайших 20 годах, то если даже у нас будут успехи в деле повышения рождаемости, надо 20 лет, чтобы эти детки доросли до того времени, когда они вольются в рабочую силу. Демографы скептически относятся к возможностям заметного повышения рождаемости, но время покажет.

Наш первый центр демографии первым опубликовал прогнозы ориентировочной потребности в эмигрантах в России. Скажем, когда мы увидели, что нужно более миллиона в год, мы сами слегка оробели от таких масштабов. Расчеты показывают, что, если мы к 2025 году доведем приток населения в Россию примерно до 300 тысяч жителей чистого прироста, то тем самым закроем где-то только 15 % дефицита рабочей силы. Если доводим цифру до 800 тысяч, то закрываем 50 % потребности в рабочей силе при этом спаде.

Теперь о ресурсах. Ресурсов стран СНГ хватит примерно где-то до 2012 года, если мы будем так развиваться. Но это не русские. Надо забыть о цифре 25 млн. русских. Во-первых, их уже не 25 млн., а примерно 15 млн. Во-вторых, русские из Украины не показали тенденции, большого желания передвигаться в Россию за те годы, которые прошли после распада СССР. Если возникнет серьезная нестабильная обстановка, конечно, бегство может быть и русских, и украинцев, но мы рассчитываем на более или менее стабильные отношения. Казахстан, который за время перестройки потерял примерно 2 млн. русских и 800 тыс. немцев, испытывает кадровый голод, прежде всего, инженерных кадров и переманивает уже тихонько специалистов из России.

Мы можем рассчитывать на таджиков, узбеков и киргизов. Надо сказать, что многие регионы России уже работают с этим контингентом, подключая предприятия, подключая бизнесменов для того, чтобы нанимать их не только дворниками, а для того, чтобы готовить из этой среды квалифицированных рабочих для российских предприятий. Но, в принципе, на период даже до 2025 года этих ресурсов не достаточно, если наша экономика будет развиваться так, как она сейчас развивается.

Есть мнение, что надо брать квалифицированных специалистов. Негде их брать. Мы не конкурентоспособны на глобальном рынке квалифицированного мигрантского труда. Только Европейский Союз принимает до миллиона мигрантов в год. Поэтому нам квалифицированных специалистов нужно самим готовить, в том числе, и из числа мигрантов. Самый благодатный материал – это, конечно, выпускники школ. Но это большая проблема - взять выпускников школ, например, из Узбекистана. Их надо бесплатно учить, кормить, селить в общежитиях и потом предусмотреть такое законодательство, чтобы они отработали кредит, который будет потрачен на их учебу, а уже тогда могут уезжать. То есть, проблемы перед Россией в части рабочей силы стоят очень острые. И вот этот двадцатилетний период – это будет период адаптации.

Сейчас идет дискуссия по поводу Стабилизационного фонда, и из него предполагается выделить резервный фонд поддержки или развития. На самом деле, это выделяется для того, чтобы уже сейчас выплачивать людям пенсии. Тех пенсионных отчислений, которые мы платим, уже не хватает потому, что очень быстро растет численность пенсионеров. Поэтому вот фонд и резервируется для того, чтобы из него брать средства. Данная ситуация экономически касается благосостояния всех людей, всех работников. Именно поэтому нужны мигранты. Согласен ли я, чтобы со мной работал китаец, азербайджанец или таджик, или я согласен на то, что моя зарплата будет заморожена или уменьшена, или мое предприятие будет закрыто из-за недостатка работников, и я перейду на другое предприятие, но только чтобы не было этих людей. Вот как должен быть переформулирован вопрос. Население должно понимать взаимосвязь этих вещей.

  

Наталья СИРОТА, г. Воронеж. Журнал "Финансы. Экономика. Стратегия." (ФЭС), № 8 (37), август-сентябрь 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики