АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: О РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: Галицкая Варвара
Регион: Сызрань
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 17.12.2007

У меня такое «собакевичевское» отношение к современной литературе. Один человек в этом городе – городничий, да и тот свинья. Дело в том, что я могу называть хорошие имена хороших писателей. У меня есть главная претензия ко всей современной литературе. Гете как-то сказал Экирману (а Гете было тогда 83 года): «Современные люди не имеют мужества жить до старости». Я могу тоже самое сказать о современной литературе. Современным писателям не хватает мужества быть великими. Замаха не вижу. Вижу хорошую, кропотливую вязь, рукоделие. Мастеров очень много самых разных. Я почти не вижу людей, у которых хватает мужества замахнуться и рвануть рубаху на груди, и пойти на пролом, потому что дальше либо позор, либо победа. Все смертельно боятся опозориться, все смертельно боятся проиграть, поэтому мало, кто прорывается на абсолютные вершины. Что касается просто оценки, то хорошая литература и у нас, и на западе. Взять того же Орхана Памука, его «Стамбул» - хорошая книжка. Книжка «Снегопад» – это пример того, как не надо писать, с моей точки зрения. Эта такая литература троечника. Может быть, дело в переводе, я не знаю, но это очень плохо. Просто читать невозможно. Сюжет построен, но это все-таки не великая литература 1960-1970 годов. Вообще, литература стала литературой описания. Лучшие романы – это не романы в строгом смысле слова, это описания. Причем это именно роман о любви поэта Дмитрия Быкова к поэту Борису Пастернаку. В России есть еще один удивительный момент. Во всем мире крупные премии существуют не для того, чтобы писатель получил дополнительное вспомоществование в виде премиальных денег? а для того, чтобы наутро, после того, как он эту премию получил, читатели бросались в книжный магазин и скупали его тиражи. Во всем мире можно констатировать, что как только писатель получает ту же Букеровскую английскую премию, он получает не 50 тыс. фунтов, а, прежде всего, он получает 500 тыс. фунтов на росте тиража, и его издатель становится мгновенно богатым. Для этого существуют премии, а не для того, чтобы повесить орден «лауреат премии». Для того, чтобы книжный рынок среагировал, чтобы дать читателю наводку: «Это хорошая литература, это модная литература, это литература, а не просто журналистика, переработанная в словесность». Почему у нас этот механизм не срабатывает, у меня ответа нет. Боюсь, что этот ответ я не получу.   

Варвара ГАЛИЦКАЯ, г. Сызрань. Журнал «Самарский Советник», № 19, 17 декабря 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики