БУДУЩЕЕ - ТОЛЬКО У БУМАЖНОЙ КНИГИ
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Бизнес
Дата: 04.05.2008

Александр Леонидович Мамут, председатель совета директоров «Корбина-Телеком», один из крупнейших издателей книжной продукции в России. Его издательский дом объединяет три издательства. Это издательство «Махаон», которое издает детские книжки. Издательство «Иностранная литература», которое ценится переводной зарубежной художественной прозой. И издательство «Колибри», где выходит много красивых книг, в основном, “non-fiction”. Положение на книжном рынке России крайне редко освещается в СМИ, поэтому взгляд на эти проблемы искушенного издателя будет интересен читателям «НЭГ».

Хотя в Уфе есть несколько типографий, которые печатают книжную продукцию, качество этих книг далеко от совершенства. И оказывается, что такое же положение в большинстве регионов России. Поэтому в следующем году издательский дом Александра Мамута приступает к строительству типографии в Тверской области. В России самая «крайняя» книжная типография, утверждает Мамут, строилась в конце 1980-х годов. Современных книжных типографий в России очень мало. А книжек теперь (всяких разных по качеству) и печатается больше, и читать люди меньше не стали. Интерес к хорошо изданной книжке – на хорошей бумаге с красивыми иллюстрациями - только растет. В Тверской области новый типографский комплекс рассчитывают построить года за полтора. В результате появится вертикально интегрированная издательская компания. Не исключено, что и другие регионы не останутся без внимания книжного магната.

Александр Мамут на встрече с журналистами «Клуба региональной журналистики» в Москве рассказал, что его издательский дом издает сейчас около 1000 наименований книг общим тиражом 12 млн. экземпляров. Особое внимание обращено на сектор русской художественной литературы, потому что она неплохо себя чувствует на рынке. Интерес к ней растет.

Проблема книгоиздательства заключается, конечно, в ретейле, в том, что очень тяжело конкурировать книжным магазинам с магазинами, которые торгуют чем-то электронным из Юго-Восточной Азии. Подспудно идет еще и сравнение (в основном в головах покупателей) с магазинами, продающими одежду, продовольственные товары и алкоголь. Но потихоньку, так или иначе, книжные сети в стране созданы. Пока нет такой схемы, какую можно считать образцово-показательной, но если есть желание, поставлена цель, книгу всегда можно найти и купить.

Проблема, которую обязательно надо решать, это проблема книжной навигации: что, собственно, читать? Книг много. Поэтому каждый человек для себя должен принять решение, в связи с чем он, вдруг, возьмет в руки книгу. «Поделюсь своим незамысловатым опытом, - рассказывает Мамут,- я всегда читал книжку после того, как мне человек десять из тех, кого я считаю для себя авторитетами, скажут: «Не читал? Ну, что ж ты? Отстаешь, брат. Бери книгу в руки». Это было всего два-три человека, к которым я тихо присматривался. Спрашивал: «Что вы сейчас делаете?» - «Вот, читаю» - «Интересно?» - «Тебе не интересно». Тогда я думаю: «Ну, попробую все-таки осилить».

Еще бывает так. Хочется чего-нибудь почитать, а новой книжки нет. Тогда Александр Мамут берет с полки старую, проверенную, читает ее занова. Если читать одно и то же произведение, например, раз в пять лет, от этого большая польза. Очень всем рекомендует. Берете, например, книжку Платонова или Олешу или Довлатова, и читаете абсолютно другими глазами. «Я» сегодня и «я» десять лет назад, как любой из нас, это два совершенно разных человека. Не принципиально разных, но просто разных. Поэтому полезно и интересно перечитывать. Соответственно, можно и переиздавать время от времени что-то такое.

Что читать? Вернемся: навигации нет. Хотя большие издания, типа «Коммерсанта», «Независимой газеты» имеют интеллектуальные приложения, типа отдельных толстых журналов. Бывают хорошие рекомендации, например, в Интернете, в «Газете.ру». Хорошие критики пишут вполне качественные рецензии на то, что выходит из современного. Но это все делается фрагментарно, не объединено. С другой стороны, так, наверное, и должно быть на этом рынке. .

Но когда приходишь на книжную выставку, и видишь, какое количество людей там роится и покупает книги самые разные, неизвестные, очень хочется все же заиметь путеводитель по миру книг. По статистике Мамута, в год России издается несколько десятков тысяч новых названий, среди них, может быть, десять книг, которые человек соберется прочитать за год.

Чем хороша издательская деятельность? Поиском и творчеством, тем, что можно удовлетворить внутреннее желание. Придумали: давайте издадим ранее не изданного Довлатова. А неизданного Довлатова практически нет. Его выскребли донельзя. Даже каракули на обоях, что он писал когда-то, просто номер телефона чей-то, и тот, кажется, издан. Нет, тем не менее, нашли где-то в Америке какой-то архив. Нельзя сказать, что это серьезное, фундаментальное, собранное издание. Тем не менее, наброски, рисунки, заметки на полях принадлежат Довлатову. Издали его тиражом 25 тыс. экземпляров. Это большой тираж для художественной книжки, тем более, что она рекомендована не просто широкому кругу читателей, а, в основном, тем, кто собирается стать «акулами пера». 25 тыс. экземпляров разлетелись за два месяца. Сделали второй тираж. Хотя, это ведь не художественная проза. Стиль называется «Колонка редактора». Это божественный автор с таким стилем, с таким пером, с таким юмором, с таким ироничным отношением к себе, что его надо читать всего подряд. То есть, когда появляется возможность издать что-то по своему усмотрению, это и есть момент счастья.

Конечно, электронную книгу легче издавать, чем бумажную, легче копировать, легче распространять, дешевле. То есть, оригинал идентичен копии.

Мамут с компанией тоже сейчас смотрят, можно ли на электронных книгах сделать серьезный бизнес. Но пока очевидно, что все крупные игроки на полиграфическом рынке – «АСТ», «ЭКСМО» - на 99,9% состоят из бумажной книги. Это аналогично вопросу: «Скоро будет что-то вместо бензина?» - «Скоро, скоро», говорит автомобиль, и уезжает все дальше.

Возможен ли вариант развития отрасли, что книги не будут возить в поездах из Москвы или Твери издательства, а будут их производить на месте, в местной типографии? Наверное, возможен. Благо, развитие полиграфической промышленности даже в отдаленных регионах хорошо идет. То есть, книга или оригинал-макет будет пересылаться на территорию, и там уже будет издаваться и печататься такое количество книг, которое нужно для местного рынка. Но дело здесь в самой типографии, которая печатает книжку от начала до конца. Александр Мамут говорит: «Конечно, мы можем распечатать листочки на лазерном принтере и потом чем-то скрепить, как-то переплести на месте. Но это будет не очень красиво и не очень дешево. Цикл производства книги – это длинная история. Современная книжная типография стоит 60 млн. долл. Она выпускает много-много наименований книг общим тиражом 45-50 млн. экземпляров. Разместить такой комплекс совсем уж на периферии невозможно. Москве очень хочется опираться в продвижении книжного бизнеса на регионы. Вопрос – как это сделать

Книжная полиграфия – особая статья. Здесь есть лидеры: Можайск, Тверь или Ярославль, эти книжные типографии загружены под завязку. Хотя там уже не новые производства. А вот газетно-журнальная полиграфия не имеет никакого отношения к книжной. Хотя она, действительно, сейчас растет, потому что журналов и газет немало и становится все больше.

У холдинга Александра Мамута есть много интересных задумок. Скажем, «Издательство иностранной литературы» выпускает интересных зарубежных писателей: покупает права, издает. Эти авторы приезжают в Москву, выступают, книжки их продаются. Максимальный тираж, продаваемый из Москвы, - восемь-десять тысяч экземпляров.

Как стать писателем в России сегодня? Интересный вопрос…Есть Алексей Иванов, «Золото бунта». Это проект Максима Крюченко, издательство «Азбука». Он ездит, встречается с авторами, сам читает рукописи. Это политика «Азбуки», они создают своих авторов.

У Мамута таких возможностей немного. В детской литературе, безусловно, идет поиск авторов, читают рукописи, ищут художников для детских книг. Детская литература – коммерчески рентабельный сегмент. Что касается «Иностранной литературы», то там есть редакторы, которые традиционно работали с иностранными авторами и хорошо знают скаут-реагентов. Им рекомендуют хороших авторов итальянских, немецких, французских писателей. Они их берут, полагаясь на мнение литературного агента.

Каким образом будут появляться новые имена в литературе, что для этого нужно? Мамут понял, что недостаточно просто написать хорошую книгу. С другой стороны, можно наблюдать парадоксальную ситуацию в том же издательстве «Иностранная литература»: появляются совершенно неизвестные иностранные имена и благополучно распространяются.

Чтобы можно рекомендовать начинающему автору, если он написал роман? Он должен искать для себя какого-то «болельщика», как-то пробиваться, стараться кому-то понравиться. Например, литературный журнал, интернет-издание, издательство, маститый писатель с именем должны поддержать новичка, дать ему рекомендации. По-другому не получается ни у кого. Вспомните, что у Пушкина при жизни ни один тираж полностью не продался. Если напечатали 500 экземпляров, то 200 продавалось, а 300 – нет.

В регионах такая же ситуация. Сетевые магазины захватывают все пространство, отдельным независимым книжным магазинам сложно выживать. А в сетевых магазинах набор книг очень ограничен и даже скучный. Очень многого не найти – нужно заказывать, самому искать. Довольно грустно бывает посещать такие магазины. Очень тяжело добираться из Москвы с книжками в небольшие города. Во-первых, там у издательства Мамута нет своей инфраструктуры нет своих магазинов. Как правило, приходится «проситься» в большие магазины типа «Дома книги», у которых есть точка или магазин в большом городе. А хозяева говорят: «Ничего, проедете до нас 100 км, если вам нужно продать свои книжки». Есть даже такая тенденция: книжки, например, за Уралом дороже, чем в Москве в рознице. Конечно, хорошо было бы, чтобы книги легко можно было купить в каждом городе от 50 тысяч населения. Но вначале нужно, чтоб там была аптека, чтобы были лекарства.

У бумажной книги большое будущее. Ни у какой другой книги никакого будущего нет. Александр Мамут в это верит. Не как специалист по авторскому праву, а как читатель со стажем. Не верти ни в электронные книги, ни в аудиокниги. Книгу надо трогать, ее надо листать, ее надо закладывать, с ней надо засыпать, с ней надо на диване лежать, с ней надо в электричке ехать, в метро… И читать, листать, отдавать, дарить с надписью. Вокруг нее столько тактильного, столько нашего поведения, что никакая электронная история заменить ее не может.

  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета», № 51, декабрь 2007 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики