Любой город подобен ребенку. Как ребенок припадает губами к материнской груди, чтобы напиться живительных соков, так и город присоединяется к электросетям, чтобы войти в мир комфорта и уюта, который невозможно представить без электричества. Да и не только город. Электричество нужно практически любому предприятию или организации. Оно уже настолько прочно вошло в нашу жизнь, что оторвать можно только с мясом. По всей стране, как кровеносные сосуды, проходят линии электропередач. Генерирующие станцию производят электроэнергию, поставляют ее в транспортную систему, каковой является единая национальной электрическая сеть. На большом напряжении большие объемы мощности передаются на большие расстояния. Дальше на трансформаторных подстанциях уровень напряжения понижается в распределительную сеть, которая доходит до каждого потребителя. Березники тоже находятся в этой цепочке. Наш город растет и мощности уже на пределе. Развиваться, с учетом поселка для переселенцев и аварии на БРУ-1, он будет на правом берегу. Потребуются новые подключения в электросеть. О том, какие правила присоединения к электросетям сегодня, рассказывает главный специалист отдела технологических присоединений Департамента взаимодействия с клиентами и инфраструктурой ОАО «ФСК ЕЭС» Никита Сергеевич ПАВЛОВ, который в марте в Москве на семинаре «Клуба региональной журналистики» делал доклад: «Существующее состояние и перспективы процесса технологического присоединения».
- Никита Сергеевич, какие процессы происходят сегодня в РАО «ЕЭС»?
- Реформа РАО в середине 2008 года успешно завершится, и РАО «ЕЭС России» в том виде, в каком существует сейчас, существовать не будет. В государственной собственности останутся федеральные сетевые компании, с государственным капиталом будут функционировать распределительные сетевые компании, а генерирующие компании станут частными. Тогда мы сможем создать необходимую систему норм и правил. Она, с одной стороны, наложит обязательства на сетевые компании. С другой стороны, она обеспечить заинтересованным потребителям, инвесторам, регулирующим органам необходимую прозрачность процесса.
- Когда появилась идея о плате за технологическое присоединение?
- Как отдельная услуга, которую сетевые организации оказывают обществу, потребителям, технологическое присоединение законодательно было оформлено в конце 2006 года, а 21 марта 2007 года было принято постановление Правительства № 168, которым были утверждены, с одной стороны, правила недискриминационного доступа потребителей к электрической сети, с другой стороны, правила осуществления технологического присоединения.
- Почему нужно платить за присоединение?
- Существует некий объем инвестиций, который население страны, пользуясь сетью как общим благом, должно оплатить. Не важно, в какой форме эта плата будет. Либо плата по электрическому тарифу, собранному в виде общего налога со всех, либо плата за технологическое присоединение, которая взимается только с тех, кому нужно усиление сети на конкретном участке. Второй вариант мне кажется более рыночным, чем первый. В первом случае все понемножку платят, в том числе приобретая услуги, которые им непосредственно не нужны. Во втором случае субъекты напрямую заинтересованы в том, чтобы в сети появилось усиление в конкретном месте, в конкретной точке, потому что это нужно для их бизнеса. В этом смысле вы не заставляете всю страну тратиться на нас. Вы понимаете, что есть ресурсы, которые вы должны потратить, и вы их тратите. Вы планируете их. И главное, что вам нужно для этого сделать, вам нужно понимать, сколько с вас возьмут, и в какие сроки что вы за это получите.
- Насколько востребована такая услуга?
- В 2006 году количество заявок на технологическое присоединение, которое было подано в Федеральную сетевую компанию, в ее исполнительный аппарат в Москве и во все ее филиалы составило около полусотни. Если точно, то 462. Это заявки от крупных потребителей.
Основными клиентами в данном случае являются крупные предприятия, алюминиевые заводы. Основным потребителем наших услуг также являются распределительные сетевые компании, которые работают на классах напряжения более низких, чем Федеральная сетевая компания.
Инвестиционная программа Федеральной сетевой компании на 2008 год составляет около 160 млрд. руб. или 6,7 млрд. долл. При этом 12 млрд. из этих 160 должны быть получены в счет платы за технологическое присоединение.
Распределительные сетевые компании напрямую взаимодействуют с множеством потребителей – это малые и средние предприятия, коттеджные поселки. По данным на 2007 год, в распределительные сетевые компании было подано 12 тысяч заявок на технологическое присоединение.
- Будет ли расти спрос?
Страна переживает экономический рост. Это, безусловно, приятное обстоятельство, и это напрямую влияет на рост энергопотребления в Российской Федерации. Существуют пессимистический и оптимистический прогнозы этого роста. Мы представляем, что в год этот рост будет составлять, как минимум, 4,1%. Максимальный расчет – около 5,1%. Если посмотреть на конкретные цифры, то можно увидеть, что в 2006 году объем электропотребления составил 980,5 млрд. киловатт-часов. Если темпы продолжатся с такой же скоростью как сейчас, то по умеренной оценке к 2020 году он составит 1710 млрд. киловатт-часов, то есть увеличение произойдет почти в 2 раза. По максимальной оценке эта величина составит 2000 млрд. киловатт-часов. Это очень значительное увеличение в масштабах всей страны. Как вы понимаете, реализация этого увеличения – это и есть заявки на технологическое присоединение, это и есть то увеличение потребляемой мощности, которое испытывает сеть.
- Какие проблемы в процессе технологического присоединения возникают сегодня?
- Существует несколько общих проблем, с которыми все клиенты сталкиваются в процессе технологического присоединения. Эти проблемы сводятся к нескольким ключевым точкам.
Первый тип претензий, которые предъявляют к сетевым компаниям, связан с тем, что не очевидна необходимость платы за технологическое присоединение. Что такое плата за технологическое присоединение? Это плата за недостаточную мощность в электрической сети. Мы понимаем, что существующих трансформаторов и устройств, обеспечивающих сетевую инфраструктуру, недостаточно для того, чтобы присоединить очередного потребителя – алюминиевый завод, коттеджный поселок, обеспечить увеличение мощности любого предприятия. Мы должны установить новое оборудование. Оно стоит денег, причем, значительных. В этой ситуации нет ни справедливости, ни несправедливости. Есть сеть, с которой мы вынуждены работать. И если вы хотите поставить свой объект в месте, где нет сетевой инфраструктуры или сетевых ресурсов, то должны будете заплатить за то, чтобы этот объект был создан.
Вторая проблема напрямую вытекает из первой. Это проблема, связанная со стоимостью процесса технологического присоединения. Мы понимаем, что объем оборудования, который необходимо установить, может быть как минимальным, так и значительным, если технологическое присоединение происходит в участке сети, который давно не реконструировался, находится в плачевном состоянии или просто ресурсов недостаточно.
Понятно, что сетевая компания, зная об ограниченности сетевых ресурсов, так или иначе, будет стараться обеспечить восстановление этих ресурсов или обеспечить инвестиции в эти ресурсы, в том числе и за счет технологического присоединения. Границы между тем, какие вложения с точки зрения сетевых компаний и с точки зрения потребителя являются справедливыми, а какие нет, это самая тонкая, важная граница, которую и потребитель, и сетевые компании хотели бы провести для того, чтобы не порождать излишних споров.
Третья проблема – проблема сроков. Строительство может быть разной продолжительности. Помимо строительной компоненты существует много проблем, связанных с тем, что сети – это очень сложная структура. Не все решения по ее расширению очевидны. Многие требуют дополнительной проработки на уровне сложных инженерных расчетов. Мои коллеги об этом подробно в красках расскажут.
Что из этого следует? Из этого следует, что не всякая заявка на технологическое присоединение может быть обработана и выданы технические решения на присоединение в ограниченный период времени.
- Какие пути решения этих проблем?
- Для того, чтобы процесс технологического присоединения сделать понятным и прозрачным, как вы понимаете, это ключевое условие его реализации на ближайшую перспективу, в РАО «ЕЭС России» был принят ряд решений. В ноябре 2007 года было принято решение о том, чтобы выработать комплекс мер, посвященных обеспечению информационной открытости процесса технологического присоединения. Эти меры были разделены на две части. С одной стороны - меры по обеспечению открытости процесса технологического присоединения генерирующих станций.
Мы понимаем, что для того, чтобы построить генерирующую станцию, мало загрузить ее мазутом, углем, газом или ураном. Важно выдать результаты вашей работы в электрическую сеть. Поэтому значительным компонентом любого проекта по созданию объекта генерации является строительство схемы выдачи мощности. Под схемой выдачи мощности понимается совокупность электросетевых объектов, которые должны быть построены, чтобы все наработанное на генерирующей станции можно было успешно выдать в сеть, а потребители могли бы получить.
Эта проблема связана именно с присоединением генерации. То есть, мы должны процесс сделать открытым не только для компаний, которые давно знают, как работать в энергетике, но и для всех тех заинтересованных в инвестициях в генерирующие объекты инвесторов, которые могут ничего не понимать в законе Ома. Их задача вложить свои деньги так, чтобы через какое-то время получить заранее просчитанную ожидаемую отдачу от этих вложений.
- Как учитываются интересы потребителей?
- С точки зрения присоединения потребителей, то есть различных производств, коттеджных поселков, новых микрорайонов, здесь задача несколько иного характера и иного масштаба. Здесь важно обеспечить прозрачность ценообразования, объяснить людям, в какие сроки, какие документы, куда нужно принести, кому нужно отдать и что будет, если те или иные документы не будут принесены, в какие сроки сетевая компания обязана прореагировать и так далее.
Совсем недавно была закончена разработка так называемого стандарта информационной открытости сетевых организаций при присоединении объектов генерации. Ее задача ответить на вопрос о том, какую информацию, в какие сроки, в каком виде сетевые компании должны публиковать, размещать, предоставлять, направлять заинтересованным лицам для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить информированность компаний, субъектов, инвесторов, которые должны будут обеспечить приток инвестиций в генерирующую отрасль Российской Федерации. Плюс, как следствие, и средства в инвестиции в сетевую инфраструктуру.
- Какие конкретно меры выработаны РАО «ЕЭС» для открытости процесса технологического присоединения?
- Три очень важных документа, о которых нужно сказать особо. Управлением РАО утверждено три стандарта. Первый называется «Стандарт принятия технических решений при присоединении объектов генерации». Второй – «Стандарт расчета стоимости технологического присоединения при присоединении объектов генерации». Третий – «Стандарт расчета сроков». Стандарт технических решений позволяет описать базовый набор оборудования, в который вам будет вложиться, чтобы присоединить генерирующую станцию. Стандарт стоимости позволит рассчитать это меню оборудования, затраты, которые придется понести. Стандарт сроков позволит рассчитать, когда примерно это можно будет построить. Стандарты находятся в открытом доступе. Каждый заинтересованный инвестор, генерирующая компания могут посмотреть на карту, куда они хотят поставить будущую электрическую станцию, посчитать километраж линий, мощность техподстанций, которые нужно построить, и по этим стандартам прикинуть, сколько денег придется потратить на то, чтобы это реализовать. С одной стороны, это будет дисциплинировать сетевые компании, не позволять им дискриминировать одних в пользу других. С другой стороны, это позволит генерирующим компаниям составить представление о том, какова плата за технологическое присоединение, в какие сроки похожие на них генераторы присоединяются к сетям.
Есть третий тип информации. Он тоже важен. Мы называем ее информацией, охраняемой в соответствии с законом о коммерческой тайне. Есть ряд документов о планировании развития сетей, которые являются интеллектуальной собственностью сетевых компаний. В частности, под эту категорию попадает множество разных документов о планировании развития сетевой инфраструктуры, которую сетевые компании за свои деньги заказывают различным научно-исследовательским институтам, инжиниринговым компаниям, прогнозируя и планируя, с одной стороны, рост электропотребления, с другой стороны, планируя размещение будущих подстанций, линий и так далее.
- Такие же стандарты будут и для потребителей?
- РАО принято решение о разработке такого же информационного стандарта в отношении присоединения потребителей. Тех самых коттеджных поселков, малых предприятий и прочих организаций, близких сердцу каждого из нас.
Каждый потребитель будет знать, что происходит с его заявкой, не изучая внутреннюю структуру всех сетевых компаний, не выясняя имена начальников. Каждый будет иметь возможность ознакомиться со всеми нормативными документами, которые регламентируют процесс технологического присоединения. Каждый будет иметь возможность составить для себя инвестиционный план, который для всех является ключевым в процессе технологического присоединения.

Дмитрий КОНОСОВ, г. Березники. Газета "Березниковская народная газете", 28 апреля 2008 г.

|
|