ПРИСОЕДИНЕНИЕ = РАЗВИТИЕ
Автор: Строганов Алексей
Регион: Таганрог
Тема:  Энергетика
Дата: 29.03.2008

Весьма и весьма волнующий предпринимательское сообщество вопрос о плате за присоединение к электрическим сетям был, как нам видится, весьма досконально освещен и разобран на семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст», который традиционно дает уникальную возможность журналистам со всех концов страны послушать, пообщаться и задать вопросы тем самым «первым устам» – ньюсмейкерам федерального уровня, обладающим чаще всего недоступной в провинции информацией. В частности, на тему «Присоединение потребностей и генерирующих энергокомпаний к электросетям – существующая практика и перспективы развития» выступил главный специалист отдела технологических присоединений Департамента взаимодействий с клиентами и инфраструктурой ОАО «ФСК ЕЭС» Никита Павлов, вместе с которым эту важную тему разъясняли ведущий эксперт Департамента стратегического планирования ОАО ФСК ЕЭС Ирина Губина и главный специалист того же департамента Галина Авагимова.

Они рассказали об истории появления этой отдельно оплачиваемой услуги «технологическое присоединение», о проблемах и претензиях, связанных с этой услугой, о разработанных в РАО ЕЭС стандартах расчета стоимости и, самое главное, о том, что это должна быть публичная услуга, проходящая под контролем общественности.

Итак, по словам Никиты Павлова, технологическое присоединение как отдельная услуга, «которую сетевые организации оказывают обществу, потребителям», возникла и была законодательно оформлена в конце 2006 года. Окончательное оформление состоялось 21 марта 2007 года, когда было принято Постановление Правительства № 168, которым были утверждены, с одной стороны, правила недискриминационного доступа потребителей к электрической сети, с другой – правила осуществления собственно технологического присоединения.

– Страна переживает экономический рост – и это безусловно приятное явление, – считает г-н Павлов.

И это же напрямую влияет на рост энергопотребления. По данным на 2007 год, в распределительные сетевые компании страны было подано 12 тысяч заявок на технологическое присоединение. Для того чтобы увеличение спроса на услуги сетевых компаний и увеличение спроса на электроэнергию обеспечить, был даже специально разработан план ГОЭЛРО-2, а государством осуществляются беспрецедентные инвестиции в сетевую инфраструктуру.

Тем не менее, г-н Павлов признал, что «существует несколько общих проблем, с которыми сталкиваются практически все клиенты в процессе технологического присоединения».

Первый тип претензий, которые предъявляют к сетевым компаниям, связаны с тем, что не очевидна необходимость платы за технологическое присоединение. Что такое плата за технологическое присоединение? Это плата за недостаточную мощность в электрической сети. Мы понимаем, что существующих трансформаторов и устройств недостаточно для того, чтобы присоединить очередного потребителя – алюминиевый завод, коттеджный поселок, обеспечить увеличение мощности любого предприятия. Мы должны установить новое оборудование. Оно стоит денег, причем значительных. В этой ситуации нет ни справедливости, ни несправедливости. Есть сеть, с которой мы вынуждены работать. И если вы хотите поставить свой объект в месте, где нет сетевой инфраструктуры или сетевых ресурсов, то должны будете заплатить за то, чтобы этот объект был создан. Понятно, что все стороны стремятся сэкономить свои затраты и тем самым увеличить прибыльность будущего бизнеса или производства. В этом смысле прозрачность процесса, информация о состоянии сети являются одним из важных факторов. Наши клиенты хотят знать, в каком месте сетевых ресурсов достаточно или недостаточно для того, чтобы можно было технологическое присоединение спланировать и осуществить. Это первая проблема.

Вторая проблема напрямую вытекает из первой. Это проблема, связанная со стоимостью процесса технологического присоединения. Мы понимаем, что объем оборудования, который необходимо установить, может быть как минимальным, так и значительным. Если технологическое присоединение происходит в участке сети, который давно не реконструировался, находится в плачевном состоянии или просто ресурсов недостаточно. Понятно, что сетевая компания, зная об ограниченности сетевых ресурсов, так или иначе будет стараться обеспечить восстановление этих ресурсов или обеспечить инвестиции в эти ресурсы, в том числе и за счет технологического присоединения. Границы между тем, какие сложения с точки зрения сетевых компаний и с точки зрения потребителя являются справедливыми, а какие нет, это самая тонкая, важная граница, которую и потребитель, и сетевые компании хотели бы провести для того, чтобы не порождать излишних споров.

Третья проблема – проблема сроков. Строительство может быть разной продолжительности. Помимо строительной компоненты, существует много проблем, связанных с тем, что сети – это очень сложная структура. Не все решения по ее расширению очевидны. Многие требуют дополнительной проработки на уровне сложных инженерных расчетов.

Что из этого следует? Из этого следует, что не всякая заявка на технологическое присоединение может быть обработана и выданы технические решения на присоединение в ограниченный период времени. Прежде всего, Федеральная сетевая компания очень часто сталкивается с тем, что для того чтобы проработать то или иное проектное решение, нам нужны экспертизы многих проектных институтов, чтобы правильную схему выдачи мощности разработать. В этой связи, это опять вопрос вложения средств и вопрос того времени, которое и сетевая компания, и потребитель тратят на решение этой задачи.

РАО «ЕЭС России» в ноябре 2007 года было принято решение о том, чтобы выработать комплекс мер, посвященных обеспечению информационной открытости процесса технологического присоединения.

Здесь важно обеспечить прозрачность ценообразования, объяснить людям, в какие сроки, какие документы, куда нужно принести, кому нужно отдать и что будет, если те или иные документы не будут принесены, в какие сроки сетевая компания обязана прореагировать и так далее.

Управлением РАО утверждено три стандарта принятия технических решений при присоединении объектов.

Так же, сообщил главный специалист Департамента взаимодействий с клиентом, принято решение о разработке такого же информационного стандарта в отношении присоединения потребителей. Документ пока в проекте и не утвержден. Но мы предполагаем, что его основным содержанием будут примерно те же решения, которые я озвучил в отношении генераторов. С одной стороны, он будет предполагать, что каждый потребитель будет иметь возможность получить информацию, которая находится в открытом доступе. То есть, все регламенты, формы заявки, формы обращений в сетевую компанию. На сайтах большинства сетевых компаний это уже опубликовано. На сайтах сетевых компаний вы можете пожаловаться на бездействие или действия специалистов и сотрудников Федеральной сетевой компании в рамках процесса технологического присоединения. Пока это требование общим не является, но, вероятно, будет являться внедрение этого стандарта. Стандарт будет предполагать, что каждый потребитель будет иметь возможность на сайте сетевой компании иметь свой личный счет и следить за состоянием дел по выполнению его заявки. Это точно существует в планах.

Я не могу назвать точную дату, когда это будет реализовано. Вы помните, что число заявок, которое было подано в распределительные сетевые компании в 2007 году, составило 12 тысяч. Процесс этот весьма нетривиальный. То есть, потребуется время на решение технологической проблемы, формирование необходимых инструментов учета всех потребителей в режиме реального времени и выдачи им этой информации. Но при современном уровне информационных технологий это не является сложной и нерешаемой технологической проблемой, и она будет решена.

Чего это позволит достичь? Каждый потребитель, не изучая внутреннюю структуру всех сетевых компаний, не выясняя имена начальников, будет знать, что происходит с его заявкой. Каждый будет иметь возможность ознакомиться со всеми нормативными документами, которые регламентируют процесс технологического присоединения. Каждый будет иметь возможность составить для себя инвестиционный план, который для всех является ключевым в процессе технологического присоединения. Отсутствие информации не позволяет такой план сформировать, не позволяет рассчитать объем вложений, не позволяет рассчитать сроки их возврата и сильно портит всем бизнес-планирование, да и настроение.

Что это позволит реализовать? Мы надеемся, что к моменту, когда реформа РАО в середине 2008 года успешно завершится, и РАО «ЕЭС России» в том виде, в каком существует сейчас, существовать не будет, и в государственной собственности останутся федеральные сетевые компании, с государственным капиталом будут функционировать распределительные сетевые компании, а частными станут генерирующие компании, тогда мы сможем создать необходимую систему норм и правил. Она, с одной стороны, наложит обязательства на сетевые компании. С другой стороны, она обеспечит заинтересованным потребителям, инвесторам, регулирующим органам необходимую прозрачность процесса. Прозрачность нужна для того, чтобы оценивать качество реализации, злоупотребляют ли сетевые компании монопольным правом на осуществление деятельности по технологическому присоединению. Она позволит обществу контролировать эту деятельность. Вы сможете раз в квартал наблюдать опубликованные на сайтах сетевых компаний цифры, сколько заявок они получили, скольким отказали, на какую мощность страна приросла.

Являются ли стандарты, о которых я сказал, продолжением общей политики РАО «ЕЭС России» в этом деле? – спрашивает Н. Павлов. Безусловно, являются. Главное условие принятия инвестиционного решения – вы должны точно знать, сколько это будет строить. Вы должны знать, какие условия нужно выдержать, чтобы эти деньги вложить, и на каких условиях вам эти вложения вернутся. Наши стандарты позволяют ответить на основные вопросы. Вы знаете, какие документы, куда, в каком виде нужно подать. Вы знаете о том, как устроена сеть, почему именно в этом месте есть или нет дефицит мощностей. Вы будете знать, сколько нужно вложить, чтобы этот дефицит компенсировать для присоединения. Вы будете знать, что понесли такие-то затраты, но, запустив предприятие в определенные сроки, через какое-то время вы получите такую-то отдачу и сможете компенсировать эти вложения.

Очень важный вопрос – наличие или отсутствие технических возможностей. Это неоднозначный вопрос. Постановлением правительства от 21 марта 2007 года установлены критерии наличия технической возможности. Таких критериев три. Если в сети необходимо масштабное изменение и создание новых питающих центров, проведение крупных реконструкций, то техническая возможность отсутствует. Значит, сетевая компания имеет право либо отказать в технологическом присоединении, либо осуществить технологическое присоединение с тем, чтобы либо сетевая компания, либо потребитель профинансировали создание необходимой сетевой инфраструктуры. Таких случаев много. Мы понимаем, что сеть с учетом роста в отдельных регионах загружена очень сильно.

Возможность отмены платы при наличии технической возможности – этого не будет. Это данность, связанная с тем, что сеть, какая есть, на данный момент и существует. Если вы присоединяетесь к подстанции, на которой есть значительные резервы мощностей, на которой трансформатор не загружен и мощность всегда доступна, то вы заплатите меньше, чем тот, кто присоединяется на подстанцию, где резервов мощности нет. Просто объем вложений и инвестиций в оборудование будут различными. В случае присоединения к подстанции, на которой мощность есть, должно будет установлено только то оборудование, которое обеспечит коммутацию ваших линий или вашего устройства к подстанции. В случае, если вы присоединились к подстанции загруженной, решений может быть очень много. Они могут быть в разной степени дорогостоящими.

Сетевым компаниям крайне важно внимание со стороны, считает Никита Павлов. Это связано не с тем, чтобы журналисты писали о них положительные отзывы. Им нужно внимание общественности с точки зрения контроля их деятельности, проверки того, насколько качественно и строго они выполняют свои обязанности. И те, что заложены в законодательстве, и те, что налагаются на них стандартами РАО «ЕЭС России». Чем придирчивее вы к ним будете, тем лучше и качественней они будут оказывать услуги обществу, ради чего они там все назначены и занимаются.

  

Алексей СТРОГАНОВ, г. Таганрог. Газета «Коммерческое Обозрение», № 11, 29 марта 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики