ГРАЖДАНСКИЕ МОЛИТВЫ РУССКИХ
Автор: Строганов Алексей
Регион: Таганрог
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 29.03.2008

Практически притчей во языцех стал в наши дни вопрос: а почему наша сборная по футболу, когда исполняется гимн страны, руки к сердцам не прикладывает, и вообще, этот самый гимн не поет? Не очень-то его поют не только футболисты… Да что там далеко ходить, признайтесь честно: знаете слова гимна России? А почему не знаете? Потому что не заставляют учить? Потому что негде петь? Потому что в школьных тетрадках на последней страничке обложки перестали печатать? А гимн Таганрога вы когда-нибудь слышали? А слова знаете? Вопрос и простой, и сложный одновременно. Автор НОВОЙ решил почти в рефератном стиле рассказать о гимнах в истории нашей страны, слегка обозначив возможные причины появления вышеназванных вопросов. Ну и напомнить слова вроде бы канувших в лету и ныне здравствующих гимнов… Таганрога в том числе.

Не так давно родная федеральная власть торжественно отметила 95-летие одного из своих певцов – Сергея Владимировича Михалкова. Отца, так сказать, небесталанных сыновей, да и самого редкого, но метко склонного к кой-какому сочинительству… Ну про «Дядю Степу», про басни, в коих юбиляр «мочил в сортирах» всяческие чуждые строителям коммунизма явления, вплоть до джаза, про тележурнал «Фитиль», в котором по-настоящему зажигательного ничего и никогда и близко не было, мы сегодня не будем. К чему о банальном?..

Поговорим о гимнах. Вот тут мы действительно имеем дело с уникальным в природе случаем – один и тот же человек ТРИЖДЫ за свою жизнь имел отношение к тексту гимнов стран, в разные периоды истории располагавшихся и располагающихся и поныне на бескрайних просторах «от южных морей до полярного края». Дважды это был СССР, в третий раз – Россия. Случай и правда уникальный, по мнению одних, достойный книги рекордов Гиннесса, а по мнению других – позора и порицания.

Согласитесь, написать текст «гражданской молитвы народа», а именно так уважительно трактуют понятие «гимн» в цивилизованных странах, и нашим, и вашим, и для строителей коммунизма, и для диковатого капитализма – это ж умудриться надо было…

Впрочем, в данном месте недавний юбиляр, награжденный высшими государственными наградами – и нашими, и вашими, нам перестает быть интересным. Поговорим о самих российских гимнах. Тем более на семинаре в клубе региональной журналистики «Из первых уст», с которым имеет честь сотрудничать «Новая таганрогская газета», по этому поводу блестящую лекцию прочла доцент кафедры межкультурных коммуникаций МГУ Ирина Карацуба.

Начнем с того, что мы – вообще уникальная держава. В некоторых царствах-государствах как в XVII-XVIII веке выбрали себе гимны, так и до сих пор встают под его звуки и, приложив руку к сердцу, исполняют его «от всего сердца». Ибо гимны, кроме того что «патриотичны, прославляют державу или правителя», отражают мировоззренческий или духовный настрой общества. И если с настроем (и словами) угадали, так что ж не петь. Ну а если никак не совпадает, так что тут скажешь. Тут и сами правители в телевизоре даже губами не шевелят при исполнении… У нас же… только за ХХ век государственный гимн менялся 6 раз.

Но… не в ХХ веке началась история российских гимнов, так что обо всем по порядку. Первым из них по праву считается «Преображенский марш» или «Гимн Преображенского полка», который исполнялся не только на военных парадах, но и на многих государственных мероприятиях. В его словах – отражение той эпохи:

Пойдемте, братцы, за границу бить Отечества врагов,

Вспомним матушку-царицу, вспомним век ее каков…

А во второй половине XIX века этот же марш исполнялся на неполиткорректные по нынешним временам слова солдатской песни «Славны были наши деды, знают турки нас и шведы». Преображенский гимн-марш и после расформирования в 1917 году самого полка был взят в качестве гимна всего белого движения и вместе с оным в качестве российского гимна и эмигрировал.

А в России в конце XVIII века, после взятия А.В. Суворовым Измаила, появился еще один марш всероссийского значения – «Гром победы, раздавайся» на слова Г.Р. Державина (еще его называли «Славься сим Екатерина»).

Гром победы, раздавайся! Веселимся, храбрый росс!

Звучной славой украшайся! Магомета ты потрёс!

Написанный в стиле полонеза, он открывал дворянские балы. Этот гимн-полонез дожил и до 1812 года, но пелся уже с другими словами, где «Екатерину – премудрую мать» сменил Александр («сонм героев, подвизайся, Александр проводит вас»).

Одновременно с «дворянским гимном» «Гром победы» появился «русский духовный гимн» – «Коль славен наш Господь в Сионе». Первый и единственный раз в гимне прославлялся не правитель, а сам Господь («велик Он в небесах на троне, в былинах на земле велик»). Этот гимн и Преображенский марш всегда, что называется, «были на слуху» – с 1856 по 1917 годы первый исполнялся колоколами Спасской башни Кремля в 15 и в 21 час, а второй – в 12 и в 18.

Первый официальный гимн Российской империи появился после победы в Отечественной войне 1812 года. Он уже прославлял конкретного правителя – императора Александра I. В основу его было положено стихотворение В.А. Жуковского «Молитва русских», а за музыкальную основу не мудрствуя лукаво взяли мелодию английского гимна (в те времена это было модно) – в знак уважения к помощи Англии, оказанной России в прошедшей войне.

В этом гимне впервые прозвучало «Боже, царя храни» (ведь у англичан-то звучало «Боже, храни короля») и, как пошутила Ирина Карацуба, «впервые были прописаны царские обязанности, не все ж народу гибнуть за царя»:

Боже, царя храни,

Славному долги дни

Дай на земли! (А дальше обязанности:)

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю – все ниспошли!

«Вражеская» (особенно по нынешним временам) мелодия сопровождала «Молитву русского народа» почти 20 лет. «Надоела» она императору Николаю I. В 1833 году был объявлен негласный конкурс. В котором, кстати, принял участие и М. Глинка, сделавший свой знаменитый набросок «Патриотической песни». Но в итоге автором русской мелодии стал… управляющий главной императорской квартирой некий Алексей Федорович Львов, игравший на скрипке дочерям царя. В историю г-н Львов вошел как автор всего одной, но гениальной мелодии, ставшей гимном России на долгие 83 года (1834-1917). Автором слов, и вот тут мы выясняем, что вышеупомянутый гимнописец Михалков был не первым, выступил все тот же поэт Жуковский, изрядно изменивший свой первоначальный текст «Молитвы русского народа». Здесь уже обязанностей у самодержца не было, сплошной панегирик:

Царствуй на страх врагам,

Царствуй на славу нам.

Боже, царя храни!

То, что этот гимн за восемь десятилетий стал символом «проклятого царизма», сослужило ему плохую службу в феврале 1917 года. В ходе мучительного, но недолгого поиска (предлагались и «Славься» Глинки и даже «Эй, ухнем») Временное правительство в качестве гимна свободной России утвердило… французскую «Марсельезу» («Вставай, поднимайся, рабочий народ», – пелось перед заседанием буржуазного, между прочим, правительства).

Кстати, в ней же вновь зазвучала наша особенная гордость – какие мы большие («…от Днепра и до Белого моря, и Поволжье, и дальний Кавказ»…) Но постепенно хоть и рабочую, но импортную «Марсельезу» вытеснил тоже нерусский, но более близкий взявшим власть большевикам «Интернационал» (русский текст еще в 1902 году написал поэт Абрам Коц):

Весь мир насилия мы разроем

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим

Кто был никем, тот станет всем!

«Интернационал» стал гимном советской России, а затем и СССР, и пробыл таковым до 1943 года. Только-только была одержана победа под Курском, на даче у Сталина началось возрождение РПЦ… в общем, Иосиф Виссарионович почувствовал, что страхи первых лет войны улетучились и надо бы стране новый гимн.

Конкурс был объявлен грандиозный. Более 200 вариантов, в том числе 3 от Шостаковича, 5 от Хачатурян, 2 от Прокофьева. А победил А. Александров. Кстати, ученик Бородина и Римского-Корсакова, последний регент хора Храма Христа Спасителя. В конце декабря 1943 года Сталин, слушая александровскую мелодию, обратился к Шостаковичу: «Вы хорошую музыку написали, но надо было торжественнее…». Слова к этой торжественной, что и говорить, мелодии сочинили Эль-Регистан и Михалков, а один из куплетов, про армию, был ими спешно дописан по личному указанию вождя…

В ходе своей лекции Ирина Карацуба ставила музыкальные фрагменты, а то и почти целиком те или иные гимны. По общему мнению собравшихся, «Вставай, проклятьем заклейменный» до сих пор будит внутри такие силы и куда-то зовет… встать и пойти. А «Союз нерушимый республик свободных»… что-то вроде ностальгии по сытому спокойному брежневскому застою. А такие стихотворные ляпы – типа союз НЕРУШИМЫЙ и республик-то СВОБОДНЫХ… (так они свободны, или это образование нерушимо-монолитно???) – сегодня звучат вполне анекдотично.

Кстати, после XX съезда КПСС и выноса Сталина из Мавзолея михалковско-эльрегистановские слова перестали иметь место в нашем гимне. Более 20 лет, с 1956 по 1977 годы, официально исполнялась только мелодия – без слов (кстати, ничего необычного – в мире и сейчас более 10 стран, где у «гражданской молитвы народа» слова отсутствуют).

В 1977 году, когда Брежневу и К° привиделся развитой социализм, Сергей Михалков второй раз переписывает слова гимна, сравнявшись в этом деле с придворным поэтом Жуковским. Сталина он из слов выкинул («нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и на подвиг нас вдохновил»), а вместо «знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведет» гимнописец Михалков вписал «партию Ленина – силу народную, нас к торжеству коммунизма ведущую». Которая и вела как могла. Вплоть до августа 1991 года.

Тогда перед Ельциным, как когда-то перед Временным правительством, встала задача – срочно новый гимн для новой России. Вариантов опять было много. Но выбрали тот самый набросок Глинки – «Патриотическую песню», по мнению многих, одну из самых чистых и светлых гимнистических мелодий. В которой нет надрыва, жертвенности, дутой величественности.

– Но… увы, – вздохнула Ирина Карацуба, – не прижился у нас светлый апофеоз.

Что касается версии, что к нему так и не смогли придумать слова, но есть и другая версия – к концу 1999 года Борис Николаевич был уже готов утвердить в качестве слов текст В.М. Калинкина, да спецоперация «Преемник-1» помешала.

Над Отчизной величаво –

Башни древнего Кремля.

Славься, прадедов держава,

Вся российская земля!

Ты – духовностью богата

И соборностью крепка –

По крупице, трудно, свято

Собиралась на века.

Единением народов

Нерушима и сильна,

Одолеет все невзгоды

Наша мудрая страна.

Над Отчиной величаво –

Башни древнего Кремля.

Славься, прадедов держава,

Вся российская земля!

Ну а дальше… Дальше в конце 2000 года новый президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон о гимне РФ, коим, по многочисленным просьбам общественности и трудящихся, конечно же, снова стала мелодия Александрова. К которой С. Михалков в третий раз переписал слова…

– Если завтра все изменится, – шутит автор лекции, – перепишет и еще раз.

И вообще, есть у нее смутное подозрение, что «пару-тройку» гимнов на своем веку мы еще услышим…

P.S. Имеется своя «гражданская молитва» и у Таганрога. После конкурса решением городской Думы 30 октября 2002 года был утвержден гимн г. Таганрога (музыка В. Сердюк, слова А. Боженко):

Славной рукой воздвигнутый Петровой,

Город родной, прежний ты и новый.

Ликом своим из всех неповторимый,

Мой Таганрог, навек

Будь славен в нем человек!

Верой живи, город мой у моря,

Миром встречай утренние зори,

Вдаль устремлен надеждами своими,

Мой Таганрог, навек

Будь славен в нем человек!

Колокол звонит – проходит время,

Вечности взгляд…

Таганрог, виват!

Виват!

  

Алексей СТРОГАНОВ, г. Таганрог. Газета "Новая таганрогская газета", № 11 и № 12, 22 марта и 29 марта 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики