ТИРАЖИРОВАНИЕ ШЕДЕВРОВ
Автор: Кузнецов Аркадий
Регион: Тюмень
Тема:  Культура
Дата: 30.05.2008

Музейную ночь мне посчастливилось провести в Москве. Впечатлениями от этого события, а также размышлениями о роли музеев в современном мире хочется поделиться с читателями.

Впереди планеты всей

Москва, несомненно, более продвинутый в плане художественной жизни город. Тем приятнее было узнать, что Тюмени удалось опередить столицу в плане внедрения нового в музейной практике. По крайней мере Музейная ночь в этом году проводилась в Москве второй год, но столь масштабно впервые, тогда как Тюмень стараниями бывшего директора Тюменского музея изобразительных искусств Надежды Васьковой внедрила у себя эту «парижскую» традицию еще три года назад. Повод для гордости безусловный, хотя поучиться у столичных галерей все-таки не грех.

«ДОУТРАРТ» – именно таким стало общее название ночи открытых дверей более чем в пятидесяти лучших частных музеях и галереях столицы. В них представлено в основном современное искусство, и это тоже особенность московской Музейной ночи. К услугам ценителей прекрасного были даже автобусы, курсирующие между галереями. Таким образом, зрители могли составить достаточно полное представление о новых тенденциях в искусстве. Ну и, конечно, повеселиться на сопровождающих это мероприятие шоу – от глотателей шпаг до дискотек.

Для меня же началом Ночи стала XII Международная художественная ярмарка «Арт-Москва», ставшая своеобразным символом того, что ныне происходит в музейной сфере и вокруг нее. С одной стороны, интерес к художественной сфере возрастает, а понятия «современный художник» и «успешный человек» становятся практически синонимами. Многочисленные галереи, как отечественные, так и зарубежные, борются за право представлять, а соответственно и торговать работами ведущих мастеров актуального искусства. С другой – искусство по-прежнему остается незащищенным от современной действительности, зачастую грубо и некомпетентно вторгающейся в хрупкий мир творчества. Показательным примером может служить ситуация вокруг Центрального дома художника, где и проходила «Арт-Москва».

Грубая материя искусства

Это здание собираются реконструировать, да не просто так, а с помощью выдающегося британского архитектора Норманна Фостера. Предложенный им вариант – здание в форме апельсина – не будет иметь ничего общего с нынешними аскетическими формами ЦДХ. Возможно, он по-своему хорош, но настораживает, что никто не интересовался мнением по этому поводу у отечественных архитекторов и деятелей искусств. Подобная тактика становится понятнее, если учесть, что проект инициируется компанией «Интеко», которая принадлежит супруге московского мэра Елене Батуриной. Дурной пример заразителен; не потому ли и в регионах градостроительные инициативы все чаще реализуются без всестороннего учета взглядов населения?..

Так или иначе, «Арт-Москва» состоялась как весьма успешный проект, о чем свидетельствовали километровые очереди за билетами и повышенная концентрация бомонда в залах галереи. Не углубляясь в исследование тенденций современного искусства, попробую взглянуть на него с точки зрения провинциала. Многие работы порадовали прежде всего яркостью и неожиданным взглядом на реальность. Удивляет способность современных художников находить все новые средства художественного воплощения своих идей – типа картин, нарисованных при помощи отпечатков женских губ (прием, использовавшийся мастерами американского поп-арта), накрашенных помадой разного цвета, панно из стикеров или барельефов из скотча. Кроме того, искусство становится более технологичным, экспозиции картин или скульптур сопровождаются показом видеоинсталляций, а многие объекты искусства становятся интерактивными, то есть дают возможность зрителю поучаствовать в их создании.

Не могу не сказать и о гордости, которая охватывает на таких мероприятиях любого россиянина, родившегося за пределами МКАДа. «Россия сильна провинцией», – говорил Чехов, и слова классика не утратили своей актуальности до сих пор. Едва ли не большая половина признанных мировым сообществом современных российских художников – выходцы из разного уровня «глубинок». Отметим лишь тех, кто имеет самое непосредственное отношение к Тюмени. Начнем с Надежды Зубаревой – выпускницы Тюменского училища искусств, прославившейся своими необычными скульптурами, сплетенными из проволоки. Продолжим уморительно веселой группой «Синие носы», лидер которой Александр Шабуров довольно долгое время активно участвовал в творческой жизни тюменского андеграунда. И завершим Дмитрием Врубелем и Валерием Кошляковым, чье покорение мировых столиц начиналось при непосредственной помощи «тюменщика» Мирослава Немирова, выдающегося агитатора и пропагандиста новых веяний в актуальном искусстве.

От досуга к работе

Рассказ о моем везении будет неполным, если не упомянуть о состоявшейся в Москве встрече с экспертом по перспективному планированию музейной деятельности, лауреатом государственной премии Галиной Андреевой. Ее суждения о состоянии дел в музейной отрасли представляются необычайно интересными и могут пригодиться в организации работы на местах. Прежде всего, как отметила Галина Борисовна, музеи становятся все более открытыми системами, отвечая запросам времени и современных зрителей. Это, безусловно, позитивная тенденция, хотя, следуя ей, не стоит впадать в крайности. Например, открывая до бесконечности музейные запасники, можно прийти к ситуации, когда смотреть на их содержимое станет неинтересно. Ведь притягательность музеев состоит в том числе и в ореоле приоткрытия тайны благодаря скрытым в его фондах от посторонних глаз сокровищам художественной культуры.

Интересной формой работы со зрителями могут стать экскурсии в реставрационные мастерские при музеях. Показ работы реставраторов может сопровождаться рассказом о совершенных в ее процессе открытиях, например, об обнаружении даты создания произведения или даже о выяснении его подлинного авторства. Кстати, систематические интересные музейные события – хороший повод избежать «давки» в ходе акций, подобных Музейной ночи. Способствовать повышению интереса к отрасли должны постоянные рубрики в СМИ, рассказывающие о внутренней работе музейщиков, такой, как, например, атрибуция картин, произведений, пополнение коллекций, новые открытия, участие в зарубежных проектах или, например, публикация комментариев известных людей об их восприятии лучших музейных экспонатов – что называется, «пересматривая классику»...

Разные точки зрения существуют и на размещение музейных коллекций в Интернете. Во многих мировых галереях информация об этом представлена в сети настолько полно, что любой зритель может даже составить собственный экскурсионный маршрут. Наши музеи имеют меньше технических возможностей и занимают в этом вопросе осторожную, отчасти более консервативную позицию. В любом случае и принципы экспонирования, популяризации и интерпретации произведений искусства, и их представление должны меняться. Концепция постоянных музейных экспозиций Грабаря, когда в музейных залах собраны произведения определенной тематики или авторов, располагаются по принципу «показа истории искусства в его хронологической последовательности», включая монографии отдельных мастеров, если и не безнадежно устарела, то уже не должна оставаться незыблемой догмой. Эксперимент служит проверкой музейной политики, помогает привлечь современного зрителя. Пример тому – непрекращающиеся поиски оптимальных решений авторами первой в России экспозиции искусства XX века Третьяковской галереи.

Интересной формой работы представляется изготовление копий музейных работ на высококачественных копировальных машинах, с использованием холста в качестве основы. Эти копии продают в качестве музейных сувениров, используют для смелых PR-акций подобно той, что недавно была предпринята партнерами ГМИИ имени А.С. Пушкина, разместившими такие копии в пространстве города и выпустившими карту такого оригинального арт-тура.

В музеях мира распространена продажа в качестве сувениров ученических тетрадей с репродукциями картин на обложках, а в Италии делают даже бижутерию по мотивам известных картин. Поверьте, находится достаточно много людей, желающих купить «кольцо, как у Джоконды» или «подвеску, как у Мадонны Рафаэля». Как бы ни относиться к этому с точки зрения высокого искусства, подобная работа привлекает зрителей и делает музеи более посещаемыми. Будем надеяться, что некоторые рекомендации смогут оказаться полезными и наши музеи станут настоящим местом паломничества не только для отечественных, но и для зарубежных знатоков изобразительного искусства.

Благодарим за помощь в подготовке материала Клуб региональной журналистики.

  

Аркадий КУЗНЕЦОВ, г. Тюмень. Газета "Тюменская область Сегодня" , № 93 (2201), 30 мая 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики