РОЗНИЦА: ЭФФЕКТ МАСШТАБА
Автор: Губанов Андрей
Регион: Екатеринбург
Тема:  Торговые сети
Дата: 24.08.2007

Федеральные торговые сети будут скупать региональных игроков розничного рынка. В ближайшие годы они активнее всего будут осваивать Урал и юг России

Кажется, не осталось ни одного эксперта, сомневающегося в том, что в ближайшее время продолжится рост федеральных торговых сетей, и что они будут расти, в первую очередь за счет поглощения региональных игроков продуктового ритейла (розничной торговли). Это, в общем, логично: жесткая конкуренция заставляет снижать издержки, что более крупным игрокам делать проще. Что же касается второго постулата (о поглощении местных сетей), то подобная схема общепринята, при заходе крупного игрока на территорию с высокой конкуренцией. И если в Курганскую область или ХМАО федеральные сети в принципе еще могут массово входить через постройку своих торговых точек, то в случае со Свердловском и Пермью, проще рассчитывать на покупку местной сети. Как заметил исполнительный директор некоммерческого партнерства «Альянс» Алексей Подоляко: «Входить в регион с нуля сложно, дорого и шанс на успех – не велик»… Собственно, понятно, почему в уральской прессе в последние полгода с завидным упрямством ходят разговоры о возможной продаже федералам сетей «Кировский», «Купец», «Монетка» etc.

Минус франшиза, плюс 90% выручки

Чаще всего, как наиболее вероятного покупателя называют «Пятерочку», точнее, крупнейшую российскую ритейловую компанию «Х5 Retail Group», владеющую сетями «Пятерочка» и «Перекресток». До прошлого года компания присутствовала в Екатеринбурге и Челябинске через франчайзинговую сеть. То есть, под вывеской «Пятерочки» (по договоренности с владельцем бренда) работали магазины, принадлежавшие не «Х5 Retail Group», а другим компаниям. Но около года назад эти точки были выкуплены самой «Х5 Retail Group».

Любопытно, что после этого, выручка магазинов выросла на 90%. Как считает председатель правления «Х5 Retail Group» Лев Хасис, произошло это потому что, франчайзинговые сети, которые раньше работали с собственными поставщиками, оказались встроены в более эффективную систему поставок федеральной компании. Уменьшившиеся накладные расходы позволили снизить цены, что, разумеется, привело к увеличению числа покупателей и росту выручки.

Руководство «Х5 Retail Group» оценивает нашу область, как перспективный регион. По некоторым данными, в планах компании – открытие в ближайшее время нескольких десятков магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» в Екатеринбурге. Впрочем, помимо «Х5 Retail Group» мы вполне можем ожидать прихода федеральных сетей «Мосмарт», «Копейка» и «Магнит». Кстати, коллеги-журнлисты из Поволжья, Центра и Юга России удивляются, когда узнают, что в Екатеринбурге нет ни одного «Магнита», зато большинство жителей нашего города и не знают о существовании такой сети… ну это так, к слову.

Урал – водораздел. Это и так ясно

Серьезный разговор российских журналистов с главным исполнительным директором, председателем правления «Х5 Retail Group» Львом Хасисом недавно состоялся в рамках семинара Клуба региональной журналистики «Из первых уст». Лев Аронович, в частности назвал Екатеринбург городом с одним из самых высоких в России уровнем конкуренции в розничной торговле. Собственно, из-за этого федеральные и мировые сети осваивают наш город достаточно осторожно. Хотя есть и другие причины. Например, для продуктовых торговых сетей, наибольший интерес представляют те регионы, где можно не только продавать, но и покупать. Где в достаточном количестве производятся продукты питания, которые можно продавать в других регионах. Как заметил Хасис: «Для нас выгодно, чтобы наши грузовики ехали обратно не пустые, а в каждую сторону везли что-то важное из одного региона в другой. К таким регионам относится, например, юг. В отличие от Тюмени, откуда трудно что-то вывезти, кроме нефти»…

Если посмотреть на карту размещения торговых точек сетей «Магнит» или, например, «Копейка», то можно заметить, что и они «тяготеют к югам». Фактически Екатеринбург оказался на водоразделе, на котором иссякает интерес торговых сетей к региону, как к поставщику товара. Вот вам и вторая причина сравнительно невысокой активности федеральных сетевиков на Среднем Урале. Кстати, в ХМАО и ЯНАО, их активность еще ниже. В этих округах торговые сети если и есть, то только локальные. В Сургуте, правда работает один магазин региональной уральской сети «Монетка», а федералов пока не наблюдается вообще.

По признанию руководства «Х5 Retail Group», компания планирует активное продвижение за Урал не ранее, чем через 2-3 года. Причем заход в новые регионы планируется через слияние и поглощение местных игроков. Чтобы сразу получить долю на местном рынке.

Колбасный шовинизм существует

Когда в России только начиналась эпоха торговых сетей, многие аналитики высказывали опасение, что приход в некую местность (город, область) крупной торговой сети (федерального или регионального уровня), может оставить местных производителей без рынка сбыта. Ведь предполагалось, что сеть придет со своими товарами. Однако, как оказалось, в такой ситуации из рынка выпадают в первую очередь неконкурентоспособные производители, те, чьи товары держались на полках магазинов, только благодаря откровенному лоббизму местных властей (чаще всего таковыми являются местные производители водки). Те же предприятия, которые предлагают приемлемое соотношение цены и качества, при появлении новых торговых сетей, как правило, ничего не теряют. Тем более, что как замечают эксперты, в любом регионе 30-50% спроса на рынке продуктов питания приходится на продукцию местных производителей. Вот, как это прокомментировал Лев Хасис: «В Москве все с ума сходят по «Домику в деревне», а в Санкт-Петербурге все покупают продукцию «Юнимилк». Если мы поставим в Санкт-Петербург «Домик в деревне», а в Москву «Юнимилк», то покупатели уйдут от нас в те магазины, которые предлагают им то, что они хотят. Местный ассортимент – это очень важная вещь»… И еще два слова о взаимоотношениях с местными производителями: «Когда мы приходим в регион, местные производители предлагают нам продукцию дороже, чем местным сетям, на том основании, что в этом регионе у нас меньше магазинов. На что мы отвечаем: «Дайте нам лучшую цену, и мы будем покупать у вас на всю нашу сеть».

Ставка на скупость?

Комментируя появление в Екатеринбурге магазинов сети «Пятерочка», Алексей Подоляко заметил, что данная сеть, как впрочем, и многие другие федеральные игроки, делает ставку в первую очередь, на скупость покупателей. То есть, пытается завоевать симпатии местной публики, главным образом, низкими ценами, и не торопится повышать уровень обслуживания.

В свою очередь, представители крупных сетевых компаний считают, что именно такой подход к торговле востребован и самими россиянами. По оценкам «Х5 Retail Group», только для 5-10% покупателей (причем, не только российских), неценовые факторы имеют большее значение, чем ценовые.

Тем не менее, компания продвигает в регионы не только свою «бюджетную» марку «Пятерочка», но и супермаркеты «Перекресток», в которых уровень сервиса ощутимо выше. То есть, все-таки речь идет не просто о низких ценах, а об их минимизации в рамках выбранного формата (супермаркет, гипермаркет, дискаунтер etc).

В результате при, как минимум, не снижающемся уровне сервиса, крупнейшие российские сети планомерно снижают цены. Разумеется, речь идет о снижении с учетом инфляции. Например, в сетях «Х5 Retail Group» рост цен, на протяжении 5 лет был вдвое ниже официального уровня инфляции.

Отдельному магазину проще выжить

Как уже говорилось, крупные игроки имеют больше возможностей снижать цены без ущерба для качества. Поэтому в ближайшей перспективе следует ожидать вытеснения с региональных рынков торговых сетей малого и среднего калибра. Они будут либо поглощаться, либо за счет слияний переходить в разряд крупных. Как считает Лев Хасис, в таких условиях больше шансов на выживание у отдельно стоящих магазинов. Любая торговая сеть вынуждена работать в режиме конвейера. Уделить внимание отдельному покупателю – почти невозможно. Локальный же магазин вполне может работать в формате, когда продавец (хозяин) знает своих покупателей в лицо и предлагает, по сути, индивидуальную услугу по продаже товара. Цены в таком магазине будут выше, чем в сетях, однако выше окажется и качество обслуживания, что позволит ему держать конкуренцию в борьбе за покупателя.

Ну и конечно, следует упомянуть о международных ритейловых сетях, каковые проникают в регионы с не меньшим напором, чем федеральные сетевики. Как мы уже знаем, по теории, чем больше сеть, тем меньше издержки и выше конкурентоспособность. Из чего следует, что мировые сети имеют возможность существенно потеснить или даже поглотить даже самых крупных российских торговцев. Однако, на практике это вряд ли произойдет. Отечественные сети уже сопоставимы по масштабам с мировыми, и могут биться почти на равных. Недостаток же веса (объемов) компенсируется знанием специфики рынка и менталитета. Менеджеры иностранных сетей привыкли работать по определенной схеме – наладили бизнес в одной точке – поехали осваивать следующую. В условиях же современной России это оборачивается тем, что уровень обслуживание в этой точке начинает падать (примеры чего есть и в Екатеринбурге). Россияне же стараются подобного не допускать.

И уральские и московские эксперты сходятся во мнении, что если бы мировые сети зашли в Россию 5-7 лет назад, то они бы спокойно поделили бы рынок между собой, задавив российский ритейл в зародыше. Однако сегодня они сделать это уже не смогут.

  

Андрей ГУБАНОВ, г. Екатеринбург. «Городской портал «Екатеринбург Он-Лайн» E1.ru» 24 августа 2007 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики