ГАЗОНОКОСИЛКОЙ – ПО УРОВНЮ ИНФЛЯЦИИ!
Автор: Топорков Роман
Регион: Заречный
Тема:  Инфляция , Социологические исследования
Дата: 05.06.2008

В советские времена был такой анекдот. Приходит человек в поликлинику за талончиком к «ухоглазному врачу». И поясняет недоумевающей сотруднице регистратуры: «Я по радио слышу одно, а в магазинах вижу совсем другое»… Похоже, сегодня этот анекдот вновь актуален. Почему официальные цифры инфляции отличаются от реальных изменений на ценниках в магазинах? Свидетельствует ли потребительский бум о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей»? И кто на самом деле может считаться «средним классом»? Эти и другие вопросы разъяснил в Клубе региональной журналистики (г. Москва) руководитель Центра социальной политики Института экономики Российской академии наук Евгений Гонтмахер.

Лукавая инфляция

«У каждого свои проблемы: у одного суп не густ, у другого – жемчуг мелок». Эта пословица как нельзя лучше характеризует ситуацию с инфляцией в России. Не раз доводилось слышать среди покупателей, особенно пожилого возраста: «Как же это они подсчитали, что инфляция в прошлом году составила 11,9%, когда цены на продукты выросли в полтора раза?». Неужели Росстат занижает реальную величину инфляции?

Однако с точки зрения математики Росстат упрекнуть не в чем: расчет инфляции производится достоверно. Дьявол же, как обычно, кроется в мелочах, а именно – в методике сбора данных.

Как рассчитывается индекс потребительских цен? Берутся товары и услуги, перечисленные в особом списке. Каждую неделю специалисты обходят торговые точки, перечень которых также определён для каждого региона, и фиксируют цены на эти товары. По собранным данным рассчитывается усреднённый индекс изменения цен.

– Но вы посмотрите на этот список! – восклицает Е.Гонтмахер. – Туда, например, входит стоимость ужина в ресторане. Есть позиция «рыбные деликатесы», «бескостное мясо», среди непродовольственных товаров – «меха». Разве это «меню» нашего пенсионера или среднеобеспеченного человека, который зарабатывает 15 тыс. руб.? Он что, в ресторанах ужинает? Или часто меха покупает? Этот перечень отражает потребительские возможности самого обеспеченного слоя населения: богатых людей, верхнего и среднего класса. Поэтому официальная величина инфляции, которую нам приводят, это инфляция для хорошо обеспеченной части населения. Но если посчитать для тех, кто имеет низкую покупательскую способность, то подтверждается закономерность: чем беднее человек, тем больше для него инфляция. Потому что самый высокий рост цен был в прошлом году на элементарные продукты питания: овощи, фрукты, молоко, дешевое мясо, жилищно-коммунальные услуги, проезд на общественном транспорте…

Не обольщается эксперт и «потребительским бумом», который охватил Россию в последнее время. Почему резко взлетел товарооборот в магазинах? Потому, что люди перестали делать сбережения и бросились тратить все имеющиеся деньги. А причина в том, что проценты по банковским вкладам сегодня не покрывают убытков от реальной инфляции. Но этот «потребительский бум», в свою очередь, разгоняет инфляцию.

– Это добром не закончится, – считает Е.Гонтмахер. – Через пару лет финансовые возможности населения (в том числе для получения новых кредитов) иссякнут, а сбережений не будет. В результате рынок покупки товаров длительного пользования, который жил за счет сбережений, за счет кредитов, сильно «скукожится».

Не менее пессимистично относится эксперт и к «автомобильному буму». По его мнению, значительная часть людей покупает автомобили, потому что накопленных ими денег уже недостаточно для вступления в ипотеку (так как цены на недвижимость значительно выросли), и в то же время сбережения надо хоть как-то спасти от инфляции.

Газонокосилка как признак «среднего класса»

В любом нормальном государстве средний класс считается фактором стабильности. Потому что он имеет хорошие доходы, собственность, качество жизни и желает сохранить существующее положение. А значит, не соблазнится авантюрными идеями – хоть политическими, хоть экономическими. «Средний класс» подобен грузику в игрушке «Ванька-встанька»: он выравнивает ситуацию, поднимает страну из любого опасного крена.

Кого в России можно отнести к среднему классу?

– У нас средняя зарплата в стране сейчас 15 тыс. руб., но вовсе не значит, что человека с таким ежемесячным доходом можно отнести к среднему классу, – поясняет Е.Гонтмахер. – Средний класс по доходам на каждого члена семьи в месяц начинается от тысячи долларов и выше (т.е. от 24 тыс. руб. и выше). По регионам, конечно, эти показатели отличаются. Но один только размер доходов недостаточен для определения статуса человека. Ведь средний класс – это еще и стиль, и образ жизни. Обязательно наличие сбережений и платной медицинской страховки. И обучение детей за деньги. И проведение отпуска не дома и не на огороде с картошкой. Один из признаков среднего класса, очень характерный – это наличие газонокосилки. Если у вас есть газонокосилка, значит, у вас есть кусок земли, но вы там не картошку выращиваете… Немаловажный показатель – гражданская активность: представители среднего класса участвуют в различных формах местного самоуправления.

Средний класс подразделяется на верхний, средний и нижний. В нижний, например, входят люди, которые не имеют высшего образования, однако занимаются не физическим трудом, а «нажимают кнопки», управляя сложной техникой. Например, высококвалифицированные рабочие, которые работают на станках с числовым программным управлением.

По разным методикам оценок, средний класс в России составляет от 10% до 20% населения. Это малый и средний бизнес. Это менеджмент среднего и высокого уровня. Это люди свободных профессий: удачливые журналисты центральных СМИ, адвокаты, врачи с частной практикой, успешные люди из науки, которые живут на гранты, а не на зарплаты (к ним не относятся обычные врачи, учителя, военнослужащие).

Основная же масса населения (порядка 60%) – это среднеобеспеченные люди. Это те, кто получает среднюю зарплату порядка 15 тыс. руб. У них есть работа, но нет гарантий, что доход будет стабильным длительное время. У них нет сбережений, поэтому они не могут купить жильё: с таким доходом в ипотечную программу не сунешься. Максимум, что они могут приобрести – это автомобиль, если взять выгодный кредит и ужать личное потребление в семье. Это люди чаще всего с высшим образованием, работающие в секторах, которые не являются экспортными (то есть, не связаны с нефтью, газом).

Стратегический интерес государства должен заключаться в том, чтобы выходцы именно из этих 60% пополняли «настоящий» средний класс. К сожалению, исследования последних лет свидетельствуют скорее об обратной тенденции.

– Если три года назад Институт социологии Академии наук относил к среднему классу около 20% населения, то сейчас они очень осторожно говорят о том, что в последние годы средний класс «перестал увеличиваться» (а в числовом выражении приводят величину 18%)... Есть и ещё один показатель: отношение дохода 10% самых богатых россиян к доходу 10% самых малообеспеченных. Еще два года назад они различались в 14 раз, а по итогам 2007г. разрыв вырос до 16,8. Причём в Москве этот коэффициент вообще достиг 40. С такими тенденциями мы, к сожалению, никаких амбициозных целей не достигнем, никакой инновационной экономики не создадим, – делает вывод Е.Гонтмахер.

  

Роман ТОПОРКОВ, г. Заречный, Свердловской обл.. Газета «ПЯТНИЦА провинциальная» 05 июня 2008г.,

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики