На следующей неделе депутаты Госдумы рассматривают во втором чтении правительственный законопроект "Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации". В первом чтении они приняты Думой в начале октября этого года.
Главным правительственным переговорщиком с депутатами по вопросам энергетики и ее реформе называют заместителя министра экономического развития А. В. Шаронова.
На недавней селекторной пресс-конференции у журналистов Кузбасса появилась возможность не только узнать более свежую информацию о том, с какими успехами подошел правительственный законопроект ко второму чтению, но и задать Андрею Владимировичу несколько вопросов.
Несмотря на то, что в законопроект депутатами на первом чтении было внесено 1800 поправок, по мнению А.В. Шаронова: "У этого документа есть все шансы попасть на второе чтение в декабре". Это будет означать, что появится правовая база для продолжения реформ в энергетической отрасли. Упомянув, что год назад были созданы федеральная сетевая компания и системный оператор, которые несут на себе исключительно монопольные виды деятельности, замминистра уточнил цель этого разделения. Чтобы именно в этом секторе сосредоточить государственное регулирование тарифов и дать возможность развиваться конкуренции в генерации, сбыте энергии, а также во многих вспомогательных видах деятельности, каковыми являются ремонт, обслуживание и т.д.
Пока две эти компании созданы как стопроцентные "дочки" РАО "ЕЭС России". Примерно в 2004-2005 году они станут самостоятельными. До этого же срока планируется сохранить государственное регулирование тарифов на электроэнергию. Однако уже весной следующего года у нас появится нерегулируемый сектор, где будут продаваться от 5 до 15 процентов электроэнергии. Тарифы и цены на этом свободном рынке будут складываться в зависимости от спроса и предложения. "Таким образом, - сказал А.В. Шаронов, - мы можем получить равновесные или квазиравновесные цены на электрическую энергию, которые покажут нам, сколько на самом деле готовы платить за электроэнергию в России и каков уровень равновесных цен, которые будут влиять на наши действия по регулированию тарифов.
После 2005 года государство сохранит регулирование цен и тарифов в энергодефицитных регионах или энергосистемах. К ним уже сейчас можно отнести "Якутскэнерго", "Сахапинэнерго", "Камчатэнерго" и т.п. Такое положение в этих регионах продержится до тех пор, пока там не появятся конкуренты. Понятно, что Кемеровская область к таким регионам не относится.
Однако процесс разделения энергетики пойдет при условии, если депутаты примут законопроект о реформировании энергетики во втором чтении.
Даже в том случае, если большая часть поправок, внесенных депутатами Госдумы при первом чтении, будет учтена и согласована, пройти без принципиальных потерь второй этап пакету документов о реформировании будет сложно. Дело тут не в том, что многих народных избранников так уж заботит дополнительная нагрузка на доходы населения. За спинами депутатов стоят еще и те промышленники, кому сравнительно низкие по мировым меркам цены на электроэнергию позволяют выдерживать конкурентную борьбу на мировом рынке и зарабатывать неплохой капитал. Сегодня никто не отрицает того факта, что в каждой тонне черного или цветного металла, минеральных удобрений, угля и т.д. содержатся дешевые киловатты, на которых кто-то зарабатывает, но энергетики теряют однозначно.
Разумеется, пока тарифную политику в энергетике осуществляет правительство, оно не позволит поднять стоимость киловатта до тех пределов, когда экспорт станет совсем уж невыгодным. К тому же почти на каждом предприятии "висят" десятки и сотни социальных объектов. Им киловатт обходится пока дешевле, чем производственникам, которые вынуждены доплачивать эту разницу. Но в перспективе, даже при конкуренции, киловатт дешевле никак не станет. А вот дороже - скорее всего.
Угледобывающей отрасли будущая конкуренция в энергетике вообще не сулит ничего хорошего. Расчеты, которые провели специалисты Института систем энергетики (г. Иркутск), показывают, что электростанции на угле строить будет невыгодно. Даже для наиболее эффективных КЭС (конденсационных энергостанций) на газе, с парогазовой установкой, цена на 1,55 цента за 1 кВт. ч. превышает среднеотраслевой тариф. Для АЭС и КЭС на угле, которые должны будут строиться ввиду уменьшения потребления природного газа, это превышение над среднеотраслевым тарифом составит 2,67 и 3,19 цента за 1 кВт. час.
"Таким образом, при переходе к конкурентному рынку, - заключает доктор технических наук А.С. Беляев, - цены, требующиеся для сооружения новых АЭС и КЭС на угле в европейской части России, будут на 2,5 - 3,0 цента за 1 кВт. час, или почти в 2 раза, выше, чем при регулируемой монополии с самофинансированием".
Таким образом, при втором чтении столкнутся многомиллиардные интересы. А всякое столкновение без потерь как для одной, так и для другой стороны не обойдется. 
Александр СУСОЕВ, Кемерово. Газета "Кузбасс", № 230, 20.12.2002 г.

|