АГЛОМЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Автор: Рыбаченко Геннадий
Регион: Красноярск
Тема:  Национальные проекты
Дата: 26.05.2008

Тема создания Красноярской агломерации, озвученная на состоявшемся в феврале этого года экономическом форуме, продолжает оставаться в центре внимания широкой общественности и занимать умы экономистов и политиков. Правда, за прошедшие несколько месяцев дело не продвинулось дальше разговоров и заявлений о намерениях. Непонятной остаётся экономическая подоплека такого объединения – в настоящее время обсуждается концепция образования агломерации. Можно с уверенностью утверждать, что лёд тронулся и дело пошло.

От четырёх «Д» к четырём «И»

В том, что экономический кризис, переживаемый нашей страной в конце прошлого века, с началом нового преодолён, никто уже не сомневается. Россия пошла по правильному пути восстановления державности и роли в современном мире – благо что страна не растеряла своих огромных территорий и ресурсов. Восстановиться после системного социально-экономического и демографического кризиса, и были предприняты национальные проекты в части наиболее проблемных сфер: здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Команда красноярского губернатора Александра Хлопонина для большей понятности обозначила правительственные начинания четырьмя заглавными «Д»: Демография, Дети, Дом, Деревня. Прогресс в осуществлении национальных проектов в разной степени успешности достигнут. Во всяком случае, ведущими специалистами, в частности директором института градостроительства Надеждой Косаревой подтверждён факт успешной реализации рассчитанного на четыре года проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» - по её словам, предстоит следующий этап и развитие проекта в продолжение выполненному. Предложенные инструменты сработали и запланированные показатели роста жилищного строительства выполнены. Определённый прогресс наблюдается и в образовательном проекте – поддержку получили школы, а в сфере высшей созданы новые супервузы – как Сибирский федеральный университет. Достиг хороших результатов и демографический нацпроект – в части повышения рождаемости и сокращения смертности. Однако депопуляция пока продолжается и её преодоление связывается с мерами грамотной миграционной политики. Это особенно актуально в случае малозаселённых территорий Сибири и Дальнего Востока – в русле которой и предложена задача создания Красноярской агломерации.

Идея была озвучена на международном экономическом форуме, проходившем в феврале в Красноярске. В обсуждении темы принимали участие ведущие специалисты страны и мира в сфере градостроительной науки, представители власти и крупного бизнеса. Что знаменательно: именно на этом форуме нынешним президентом Дмитрием Медведевым была предложена программа по дальнейшему экономическому развитию России. Она получила название «Четырёх И»: Инвестиции, Инновации, Институты, Инфраструктура. Все четыре составляющие чрезвычайно актуальны для нашего региона – именно их развитием возможно достичь успешного воплощения геополитического проекта «Красноярск-2020».

Геополитический расклад

Край в настоящее время динамично развивается, на его территории реализуются крупномасштабные проекты федерального уровня. Среди них освоение Ванкорской группы нефтяных месторождений, формирование федеральных центров нефте-газодобычи на базе месторождений южной части Эвенкии и районов Нижнего Приангарья, федерального центра золотодобычи на базе рудных месторождений Енисейского кряжа, формирование инновационного лесного кластера на основе неистощимого лесопользования в Приангарье, реализация крупных инфраструктурных проектов (Северосибирская железнодорожная магистраль, железная дорога Курагино-Кызыл. Мощное развитие получит гидроэнергетика (Туруханский энергоузел, каскад ГЭС на Ангаре), тепловая энергетика на базе энергетических углей КАТЭКа, что превратит край одним из важнейших регионов в обеспечении энергетической безопасности России на длительный период. Динамичное развитие края предъявляет новые требования к центру края – городу Красноярску, что повлечёт изменение его функций, интеграцию города в национальную и транснациональную (глобальную) экономику.

Край и Красноярск вполне логично избран в качестве «точки сборки» восточных просторов необъятной России – он выступает центром масс и срединной географической территорией страны. Такое расположение на пересечении евразийских маршрутов вкупе с богатейшими минеральными, энерго- и биоресурсами делает край и город чрезвычайно перспективной зоной экономического роста. Слабым местом и тормозом такого развития

являются существующие инфраструктурные ограничения и дефицит рабочих рук, особенно квалифицированных. Восполнить этот недостаток населения, задействовав его в экономике, инфраструктуре и культуре – задача геополитическая, масштаба не только края и страны, но континента и планеты в целом.

Близость Красноярска (по сравнению с городами европейской части страны и Западной Сибири) к Японии, Китаю, Южной Корее и другим странам динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона создает возможности активного развития экономического и других потенциалов города на основе расширения внешнеэкономической деятельности и сотрудничества, что позволит городу интегрироваться в глобальную экономику.

Эти факторы являются предпосылками для превращения города в организующе-узловой центр межрегионального и международного взаимодействия при дальнейшем хозяйственном развитии территорий Центральной Сибири.

Показательно-количественно

Экономико-социальные показатели сегодняшнего Красноярска таковы. В Красноярске проживает 917 тыс. чел или 31% от общей численности населения края. Город обеспечивает около 32% вклада в совокупный объем производства и сферы услуг края, 21,6% производства промышленной продукции, 25% общего объема инвестиций края, более 64% объема жилищного строительства.

Красноярск является административным центром одного из ведущих субъектов РФ – Красноярского края, занимающего 2-е место (после Республики Саха) по размерам территории, 13-е место по численности населения и 8-е место по объему производства валового регионального продукта

В настоящее время Красноярск находится во второй десятке крупнейших городов страны (14 место), являясь одним из лидеров в группе городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. человек.

Красноярск занимает высокие места по ряду показателей среди городов, являющихся административными центрами субъектов РФ В городе выше среднего уровня ввод жилья, заработная плата, объем платных услуг. В то же время обращает на себя внимание относительное неблагополучие Красноярска по обеспеченности жильем (54 место), уровню телефонизации (73-76 место) и зарегистрированной преступности (64-67 место).

Красноярск является одним из крупнейших индустриальных и административных центров Сибири. По основным параметрам социально-экономического развития и динамики процесса он опережает такие федеративные центры, как Новосибирск, Омск, Иркутск и Барнаул. В силу обозначенных преимуществ и сделана ставка на развитие Красноярска как будущего лидера всего сибирского региона.

Концептуально-агломерационно

Разработкой концепции развития будущей агломерации занимаются многие ведущие специалисты и творческие коллективы. Один из них – столичная группа «MULTIGROUP Development», представившая развёрнутую аналитику существующего положения дел и предложения, впрочем весьма схематического характера, что неудивительно в связи с масштабностью и всеохватности поставленной задачи. Статистические и экономико-социальные выкладки этого коллектива использоны в предлагаемом к обсуждению тексте, совершенно естественно, что в разработке концепции образования Красноярской агломерации принимают активнейшее участие и местные градостроители – несколько рабочих групп, включая ТГИ «Красноярск гражданпроект», «град» и ведомство главного архитектора края. Задачи такого уровня значимости иначе как сообща решать не представляется возможным. Главное – чтобы работа по выработке подходов была скоординированной и проводилась в едином ключе и по единым правилам. Координатором процесса выработки концепции развития и центром по принятию решений призвано выступать вновь созданное ведомство «Красноярск-2020», главой которого недавно назначен экс-губернатор Эвенкии Борис Золотарёв.

Красноярск в пространстве и в плане

Красноярск – город довольно старый, переживший не только несколько больших пожаров, но и смену нескольких экономических формаций. Если в восемнадцатом-девятнадцатом веках он строился медленно и в соответствии со сложившимися градостроительными традициями и по едином плану, то в пору индустриализации стал жертвой советской индустриальной гигантомании. В пору «развитого социализма» он также пострадал от обезличенной панельной застройки, заполонившей чрезвычайно живописные ландшафты. После распада Советского Союза, в период градостроительного хаоса 90-х, рахвитие города продолжилось, больше направляемое стихией зарождающегося рынка, а не законами логистики и генпланом развития. В итоге сегодня мы имеем, что имеем.

Экстенсивное пространственное и архитектурное освоение территории города привело к её неэффективному использованию и к настоящему моменту сдерживается рядом природных и антропогенных факторов.

Пространственное развитие города ограничено рельефными особенностями месторасположения, ландшафтом долины Енисея, природными территориями повышенной ценности, и в немалой степени необходимостью соблюдать санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.

Потенциал градостроительного развития города определяется принципами организации территории. Особенности географического положения города, расположенного на берегах Енисея и природным окруженного, предопределили его основные планировочные решения, сформировали систему размещения объектов транспортного и административно-хозяйственного назначения, повлияли на размещение мест приложения труда и на систему расселения в городе. Вследствие этого, административные районы города отличаются друг от друга по площади и функциональному использованию территории, численности населения и градостроительному потенциалу.

Особенно тяжёлое положение сложилось с коммунальными сетями, с городским коммунальным хозяйством. Скученность планировочной структуры параллельно приводит к тому, что нарастает система кризисов, конфликтов и проблемных ситуаций. Причем нарастает в системном порядке – проблемы надвигаются одновременно целым фронтом. Так, 80% строительства – это многоэтажные здания - преимущественно железобетон панельной сборки, с большой плотностью населения, в то же время пространственно ограниченная транспортная и коммунальная инфраструктура отстаёт едва ли не катастрофически.

Текущее состояние транспортной инфраструктуры рассчитано на уровень автомобилизации 30-40 автомобилей на 1000 жителей, в то время, как сегодня в Красноярске в день в городе скапливается до 450 тысяч автомобилей. Это значит, что уровень реальной автомобилизации составляет 500 автомобилей на тысячу жителей, и конечно же неминуемо возникает проблема «пробок». Таковы источники городских проблем, возникших в результате отставания корректировки генерального плана развития от стремительными темпами развивающейся технологической цивилизации. Пути и способы их, если и не разрешения, то хотя бы смягчения остроты и должна вместить агломерационная концепция развития.

Город в порайонном «сортовом разрубе»

Асимметрия экономического развития проявляется не только между Красноярском и городами-спутниками, но и внутри самого города – между различными его районами. Задачу выравнивания и специализации также необходимо формулировать в рамках концепции агломерации.

Наибольший производственный потенциал сосредоточен в Советском районе, благодаря наличию на его территории гигантов индустрии города. Самая высокая инвестиционная активность отмечалась в Центральном районе города (36% от общего объема инвестиционных вложений). Более 35% объема подрядных работ были выполнены в Свердловском районе.

Наибольший потребительский потенциал отмечается в левобережных районах города и в Свердловском районе, благодаря развитой торговой и общественно-деловой функции исторического центра и формирующегося «Нового центра» в Советском районе.

«Спальные» (так называемые селитебные) кварталы Октябрьского и Железнодорожного районов представляют собой плотный массив жилой (капитальной, усадебной) и общественной застройки. Территория достаточно активно застраивается, ведётся многоэтажное строительство в Ветлужанке и в микрорайоне Академгородка на свободных территориях; реконструкция в районе радиостанции, по улице Копылова в Николаевке. На окраинах, формируются новые районы коттеджной застройки: Овинный, Серебряный, Горный и другие. Жилые территории распространяются в западном и юго-западном направлениях, постепенно поднимаясь по склонам Николаевской сопки.

В Октябрьском районе проживает 144 тысячи человек, а обеспеченность занятостью составляет 72 тысячи, и дисбаланс рабочих мест и трудоспособного населения исчисляется пятнадцатью тысячами.

В Железнодорожном районе проживает 89 тысяч, а число мест приложения труда больше численности населения в трудоспособном возрасте на 6,5 тысяч.

Селитебные территории Советского района состоят из жилых микрорайонов многоэтажной застройки. В этом районе города строится новый деловой и общественный центр, ведётся масштабное строительство общественных учреждений районного и местного значения, торгово-развлекательных и офисных комплексов.

Жилой микрорайон «Солнечный» сформирован примерно наполовину его проектного плана. Построено несколько крупных микрорайонов, общественный центр и общественные учреждения.

Советский район – один из самых густонаселенных (237 тысяч жителей), в связи с чем здесь отмечается наиболее низкий уровень обеспеченности населения местами приложения труда.

Центральный район объединяет в себе функции научного, культурного и административного центра города. Селитебная территория исторического центра представляет собой плотный массив перемежающейся капитальной жилой и общественной застройки с незначительными вкраплениями мелких промышленных предприятий и коммунальных организаций, а также парками и скверами. Селитебные территории северной части Центрального района представлены усадебной застройкой Покровки.

В Центральном районе проживает всего 54,2 тысячи человек, при этом здесь сосредоточено самое большое среди районов города число рабочих мест. Таким образом, в районе отмечается наивысший уровень селитебно-трудовой несбалансированности –около 55 тысяч единиц.

Спальные территории правобережных районов расположены вдоль р. Енисей. Жилые территории перемежаются многочисленными общественными организациями районного и городского значения, промышленными территориями.

Селитебные зоны Свердловского района представлены многоэтажной застройкой бывшего острова Пашенный и новыми микрорайонами на улице Семафорной, кварталами пятиэтажной застройки, а также усадебной застройкой Базаихи и Лалетина. Это наиболее комфортный жилой район правобережья по природной ситуации и экологическому состоянию окружающей среды. Здесь проживает более 130 тысяч человек, работает 59 тысяч, уровень селитебно-трудовой несбалансированности составляет более 20 тысяч.

Основная часть территории Кировского района занята массивами сложившейся жилой многоэтажной застройки, где проживает более 117 тысяч, на предприятиях и в организациях района занято 32 тысячи, то есть также ощущается дефицит рабочих мест.

Ленинский район можно характеризовать как промышленный центр правобережья. Селитебные территории расположены на границе с Кировским районом. Южную часть составляет единый крупный жилой массив перемежающихся между собой кварталов многоэтажной и малоэтажной застройки посёлка «Энергетиков» и микрорайонов: «Черемушки», «Верхние Черемушки» и «Шинный» и малоэтажной застройки «Суворовский». Территориальное развитие этих жилых комплексов ограничено крутым рельефом склона Торгашинского хребта, а также примыкающими к застройке коллективными садами, кладбищем и городской чертой. В районе насчитывается 145 тысяч жителей, при этом, несмотря на обширную промышленную застройку, проживающее на территории района экономически активное население недостаточно обеспечено рабочими местами (72 тысячи).

В целом районы, территории которых образуют исторический центр города (Центральный, Железнодорожный), являясь общественно-деловым центром города, характеризуются высоким уровнем обеспеченности проживающего населения местами приложения труда. В то же время, несмотря на наличие промышленных зон, население массивов жилой застройки окраинных районов левобережья и правобережной части города недостаточно обеспечено рабочими местами. Недостаток мест приложения труда на периферии и их избыток в центральной части формируют значительные центростремительные потоки. Поэтому в концепции развития агломерации необходимо учитывать имеющийся дисбаланс и принимать меры к исправлению ситуации. Вместо того чтобы бездумно строить на свободных и высвобождаемых из-под промышленного использования участках нового жилья. Ведь и транспортные, и коммуникационные проблемы лишь усугубляются с отрывом от экономической базы.

Про телегу и лошадь

Идея создания агломерации, объединяющей Красноярск с пригородными землями Манского, Берёзовского и Емельяновского районов, городами-спутниками (Сосновоборск и Дивногорск) с энтузиазмом была подхвачена проектировщиками, однако предлагаемое планов громадьё прежде всего должно иметь под собой твёрдую экономическую почву. Пока она довольно зыбкая и не определённая в перспективе. Негоже ставить телегу впереди лошади, и именно бизнесу надлежит стать локомотивом развития агломерации. Маркс по-прежнему актуален, и всякая надстройка (в том числе городская застройка) должна иметь под собой просчитанный и устойчивый экономический базис. Просто нарисовать город – пустое и бессмысленное занятие, он должен жить, его жители должны обеспечиваться рабочими местами и тем самым средствами к существованию. Тогда не будет невостребованным строящееся жильё, наполнятся торгово-развлекательные комплексы, потянутся переселенцы из других регионов. В дело должны вступить те самые «Четыре И», без которых ничего не получится.

Постиндустриальное будущее Красноярска

Промышленному прежде Красноярску предстоит иное, постиндустриальное будущее – об этом говорят многие специалисты. По словам Виктора Безгачева, заместителя Председателя Регионального отделения «ОПОРА РОССИИ». тесно сотрудничающего с «Градом», просматривается ряд структурных экономических кластеров, с которыми связывается перспективное развитие города и края.

Сбрасывать со счетов сохранившуюся в городе промышленность, по его слова, рано. Например, идея вынести за пределы города Красноярский судоремонтный завод и построить на его месте элитный высотный жилой массив идёт в разрез с экономической целесообразностью и нынешним состоянием речного флота. Поддержание и развитие флота и судостроения, кстати, обозначено президентом одной из приоритетных и стратегических задач, а предполагаемый перевод завода на новое место выведет его из строя на добрый десяток лет, а уже сегодня износ судов енисейского пароходства составляет 70%.

Не отрицая сырьевой специализации экономики Красноярского края, как одного из важнейших ресурсообеспечивающих регионов России, важнейшей роли диверсифицированного энергопотенциала края (гидроресурсы, энергетические угли, нефть и газ), крайне важно, используя эти конкурентные преимущества сырьевой экономики, как стартовые условия, перейти от индустриального к постиндустриальному типу развития территории.

Использование таких стратегических ресурсов края, как лесные. на основе инновационных технологий, неистощимого природопользования, опираясь на имеющийся научный и кадровый потенциал и существующую базу машиностроения позволяет создать полноценный лесной кластер, интегрированный в глобальную экономику. Диверсификация сырьевой экономики, создание новых продуктов на основе имеющегося сырья, позволяют интегрироваться в российскую экономику. Как пример такой интеграции в бурно растущий российский автопром, можно привести организацию производства катализаторной сетке на основе металлов платиновой группы на Красноярском заводе цветных металлов. Именно новые инновационные технологии должны определять лицо Красноярской агломерации и интегрировать Красноярск и край в постиндустриальную экономику.

Другим инвестиционно привлекательным сектором красноярской экономики является формируемая индустрия въездного туризма. Такой всемирно известный бренд как биосферный заповедник «Столбы» может принести городской экономике и деньги. и дополнительные рабочие места. При том заповедник вплотную примыкает к городу, как ещё один удачно раскручиваемый бренд – Фан-парк «Бобровый Лог». Столь же перспективным представляется развитие горнолыжных трасс и баз олимпийского резерва в Дивногорске, сплава по таёжной Мане, спелеологического туризма в пригородах Красноярска, яхтенного спорта и просто развитие рекреационно-курортной зоны на Красноярском море.

Сформировавшийся красноярский средний и малый бизнес уже имеет средства для развития собственного дела, но не имеет возможностей для решения инфраструктурных задач, таких, как строительство электрических сетей, дорог. При соответствующих инвестициях в инфраструктуру туристический сектор может стать одним из быстро растущих новых постиндустриальных кластеров, что сулит большие выгоды инвесторам и обеспечивает дополнительную занятость местному населению.

Ещё одно из важнейших направлений развития социально-экономической базы краевого центра – образовательное. Несмотря на то, что СФУ уже получил первоначальный импульс, предстоит очень большая работа по превращению его в один из ведущих вузов страны. Для этого есть все территориально-ресурсные возможности – близость к Красноярскому научному центру и растущий интерес к получению высшего образования. Недоумение вызывают инициативы переноса базы СФУ за город, на территорию Емельяновского района. Идея почти бредовая по своей непоследовательности, так как исторически Академгородок, учебные вузы Октябрьского района развивались на одной площадке.

Экономическое развитие Красноярской агломерации связывают и с созданием на базе аэропорта транспортного мультихаба. Приводятся доводы об удачном расположении Красноярска на пересечении важнейших направлений в Европу, Азию и в Америк через полюс. Однако пассажиропотоки по Сибири уже практически притянуты Новосибирском, ко всему прочему, в схеме территориального планирования Новосибирской области предусматривается увязка Новосибирска скоростными железными дорогами с соседними субъектами федерации и формирование на базе города крупного логистического центра. Потому для Красноярска перспективно создание крупного грузового аэропорта, а по соседству, не в самом городе соответствующей инфраструктуры (складской, офисной, жилой). Стать грузовыми воротами Сибири – экономическая ниша, вполне почётная, прибыльная и инвестицонно притягательная.

Перечисленные направления способны создать прочную экономическую базу для развития такого весьма амбициозного начинания как Красноярская агломерация. Только с её проработкой, формированием экономической гипотезы развития и интеграции в постиндустриальную экономику Красноярской агломерации, территория станет привлекательной для крупных инвесторов.

Всем миром сообща

Формирование агломерации, скорость и векторные направления её развития зависят от множества часто разнонаправленных факторов. Понятно, что управлять всеми этими процессами достаточно сложно. Чиновники могут стимулировать развитие агломерации, но определить её формирование и развитие может только всё сообщество.

Агломерационная максима должна планироваться, прорабатываться и воплощаться всем сообществом: властями разных уровней, бизнес-сообществом, включая все уровни, бизнеса (транснациональный, национальный, средний, малый); профессиональными цехами – архитекторами и градостроителями, энергетиками, дорожниками и инфраструктурщиками, с широким и гласным обсуждением в средствах массовой информации.

Реализация проекта по развитию агломерации требует создания нового образа жителя Красноярска, прежде всего, уверенного в своих силах, доброжелательного к окружающим, настроенного на позитив.

Участие широких слоёв в обсуждении и принятии важных решений – это и есть институт того самого гражданского общества, которое «держит» всякую цивилизованную страну и формирует среду, в которой само и живёт. В силу сказанного в разработке концепции развития Красноярской агломерации должны участвовать очень широкие слои специалистов и населения – в форме общественных слушаний, регулярных круглых столов по проблемам градостроительства, дискуссий в печатных СМИ, на телевидении и интернете. Участие всех заинтересованных сторон и нахождение баланса интересов и есть залог успеха будущего мегаполитического образования.

  

Геннадий РЫБАЧЕНКО, г . Красноярск. Журнал «Сибирское строительство», май 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики