РАО «ЕЭС РОССИИ» : ПОСЛЕДНЕЕ ПРОСТИ…
Автор: Хохлова Екатерина
Регион: Челябинск
Тема:  Энергетика
Дата: 23.06.2008

1 июля 2008 года компания РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование. Основная фаза реформы электроэнергетики, о которой говорили так долго, подходит к логическому концу... И хотя для нас, потребителей, конечно, гораздо большее значение имеет не количество привлеченных инвестиций, а цифры, которые значатся в графе «доплата за электричество», все-таки цели и задачи у нас едины, разница лишь в масштабе. Например, технологическое присоединение к распределительным сетям, которое, кажется, должно волновать только ответственных за нацпроект «Доступное жилье» да часть малых бизнесменов, на самом деле очень важный пункт комфортной жизни и для садоводов-огородников, желающих подключить свою дачу. Как и стоимость коммунальных услуг, такая народная лакмусовая бумажка реформы, и многое другое.

Поэтому даже на самых последних стадиях реформирования в РАО ЕЭС реализуется достаточно большая и серьезная программа действий по самым болезненным для электроэнергетики проблемам, к коим относятся и высокая цена за присоединение, и ограничение потребляемой мощности, и бесправие потребителя, и злоупотребления должностных лиц. Основные пункты этой программы мы обсудили с Мариной Либоракиной, руководителем Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России».

«Готовя программу действий по обеспечению прав потребителей, мы очень внимательно проанализировали все эти проблемы. Встречались с самыми разными группами предпринимателей, переговорили и с организациями по защите прав потребителей, провели очень жесткие дискуссии внутри холдинга и на уровне правления, и ниже. Подготовили проекты документов и разместили их в открытом доступе в Интернете.»

То, что общественности предоставили право критиковать документы, находящиеся в РАО в разработке, вообще-то акция совершенно для российской практики беспрецедентная. Три самых крупных кита, которые и составили основу программы- это новый типовой договор с потребителями, в котором теперь прописывается и цена за электроэнергию, и порядок оплаты, и сроки подключения , и возможные экономические санкции за их нарушение. Далее следует стандарт раскрытия информации, поскольку не имеет смысла говорить о каких-то злоупотреблениях и борьбе с ними, если система в целом непрозрачна, и потребитель не может понять, в чем заключаются его права, и какие у него есть возможности их защищать.

Наконец, третий документ- это базовый перечень мер в поддержку малого бизнеса. Причем малый бизнес в данном случае был выбран не случайно, а как самая пострадавшая сторона, которая бурно развивается, многого хочет, но не обладает ни большими деньгами, ни инженерными и юридическими знаниями. Причем задержки со сроками подключения в случаях ИП или ПБЮЛ, набравшего кредитов и т.д., способны просто уничтожить на корню все его дело.

О техническом присоединении и защите потребителей….

Поэтому в доработанных документах вопрос с техническим присоединением решили довольно просто: оно должно быть. И все тут. Доступным, с приемлемой стоимостью. А немотивированные отказы караются.

«Думаю, что вы знаете, что плату за присоединение устанавливают не сетевые компании, а региональные органы тарифного регулирования, - рассказывает Марина Ивановна.- Но было бы неправильным сказать, что энергетики вообще не участвуют в этом процессе. Итак, присоединение должно быть доступно с точки зрения цены , процедур и организации. Чтобы на человека не обрушивалось огромное количество непонятностей – инженерных, технических, юридических терминов. Чтобы все было расписано просто в виде памятки, по шагам. Чтобы не требовалось платить дополнительные деньги. Еще один пункт -принципиальный. Техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Если не выполнено, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф. Наконец, процедура должна осуществляться без вымогательств и без злоупотреблений.

Хотя я серьезно занималась изучением этого вопроса и могу сказать, что на самом деле коррупции здесь гораздо меньше. Просто все уже настолько не доверяют энергетикам, что даже банальные волокита, бюрократизм уже сразу воспринимается как попытка взять взятку. Изменить этот климат и обеспечить прозрачный, понятный, качественный сервис- это наша идеология.»

Какими же механизмами решили специалисты это обеспечить? Во-первых, дать своевременную информацию представителям малого бизнеса и помочь грамотно спланировать свое дело и рассчитать связанные с ним риски. Даже если предприниматель свято верит, что электричество само из розетки течет.

«Теперь у него появится возможность посмотреть на сайте сетевой компании карту своего района и увидеть, допустим, что да, здесь центр питания открытый, но в нем осталось, допустим, 100 единиц, а из них заявок – на 58. И потому, если ему нужно больше, то не лучше ли задуматься об открытии бизнеса в соседнем районе?»

Во-вторых, ввести жесткий контроль рублем за соблюдение всех условий техприсоединения. И обеспечивать потребителям защиту в случае, если они будут жаловаться на менеджмент сетевых компаний. Причем независимо от размеров потребителей, более того под свое крыло энергетики взяли в первую очередь самых социально незащищенных.

Для этого специалисты предложили систему типовых договоров с различными группами потребителей: от лотков и садовых товариществ до крупных алюминиевых заводов. Естественно, в основе деления авторы проекта исходили из объема присоединяемой мощности. Цель - максимально упростить и удешевить процедуру и сократить сроки. Так вот для самых скромных потребителей (до 15 кВт) теперь будет зажжен зеленый свет: срок присоединения не больше года, даже если центр питания на территории закрыт, то есть тот маленький резерв, который у центра все же есть, планируется отдать именно им, а не тем, кто больше заплатил. Кстати, о цене. По мнению нашего эксперта, самое главное зло с точки зрения цены – это не ставка оплаты за присоединение, а так называемый «индивидуальный проект», который делался, когда технические возможности, то есть пропускная способность сети, были ограничены.Теперь же для малых предпринимателей и потребителей никаких индивидуальных проектов не будет, как и обязанностей оплатить проект внешнего снабжения. Им будут на выбор даваться разные модульные решения, из которых можно выбрать оптимальный вариант. А оплачивать техприсоединение субъекты малого предпринимательства будут как физические лица: по дешевой цене и не за киловатт, а просто за факт присоединения.

«Это справедливо,- считает Марина Либоракина, -потому что объем мощности у них ровно такой же, как и для физ.лиц. И в их бизнесе там особой прибыли нет, в основном, рабочие места. Поэтому мы выступили с этой идеей. Надеемся, что органы тарифного регулирования ее поддержат. Размер платы для потребителей будет проходить по стандартному меню, которое утверждает орган государственной власти. Самое главное, что никаких дополнительных расходов не будет, теперь это все берет на себя сетевая компания. Конечно, за исключением случаев средних и крупных потребителей, которые все оплачивают сами. Но и в их случае стопроцентная предоплата запрещена, только по этапам. И вы, как потребитель, можете контролировать сетевую организацию, как она исполняет условия договора. Если происходят задержка, то никто ничего не оплачивает.»

Кстати, для физических лиц специалисты РАО ЕЭС предложили платить 80% в начале срока действия договора и 20% - в конце. Но потребители сказали: «500 рублей. Ходить два раза в Сбербанк оплачивать. Дайте нам возможность выбора». Так что теперь 550 рублей можно отдать и сразу, все зависит от того, хотите ли вы контролировать процесс. В любом случае в документах заложены серьезные санкции: если речь идет о самых маленьких потребителях, о физических лицах, то верхний размер неустойки вообще не устанавливается. И за каждый день просрочки клиент будет получать 3% от платы за техприсоединение. 3% от 550 рублей – это, конечно, маленькая сумма. Но если на год задержали техприсоединение, значит, будет получать эти 3% в течение всего года.

Если речь идет о более крупных потребителях, то предусмотрена скользящая шкала: чем больше срок присоединения, тем выше будет неустойка, которую заплатит сетевая организация.

Кроме того, в документе предусмотрены не только неустойки, но и возмещение убытков, до сих пор - самая существенная претензия потребителя: пока тянули с подключением, он потерял возможность открыть свое дело. Теперь по условиям договора у клиента есть возможность подать апелляцию.

О дефиците мощностей и пользе территориального планирования….

Еще одна большая проблема энергетической отрасли, которую также нужно было решать, связана с дефицитом мощностей. Это уже минус бурного экономического развития. Все 1990-е страна прожила на советском запасе , в последние годы систему начали резко подтягивать, как с точки зрения генерации, чтобы мощность вообще была, так и с точки зрения пропускной способности сетевого хозяйства.

«На самом деле, ахиллесова пята в большинстве регионов – это даже не генерация, а именно пропускная система сетевого хозяйства, - уверена наш эксперт.- Сейчас, чтобы довести новый киловатт-час, в большинстве случаев нужно построить новые объекты сетевого хозяйства. Для этого есть масса разнообразных источников. Инвестиционные программы, которые реализуются самими сетевыми компаниями; масштабные программы социально-экономического развития регионов и муниципалитетов; наконец, некоторые крупные потребители сами строят свои сетевые объекты. И до сих пор огромной проблемой был дефицит нормальных генеральных планов развития муниципальных образований, в которых были бы увязаны воедино и все потребности, которые есть у растущего жилищного комплекса, у системы коммунального обслуживания, у развивающихся промышленных потребителей, у сферы услуг, и где бы все это было привязано к зонам территориального развития. Потому что понятно, что и земля, и коммунальные услуги, и электричество около Кремля стоить должно дороже, чем за кольцевой автодорогой. Конечно, РАО «ЕЭС России» даже как крупный холдинг не в состоянии решить эту проблему самостоятельно».

Итак, самый главный рецепт против дефицита – это точное территориальное планирование. Для того, чтобы деньги инвесторов, были вложены в нужное место. В принципе, сейчас это делается, но, медленнее, чем хотелось бы. Чтобы ускорить процесс, энергетики выбрали более активную позицию во взаимодействии с крупными потребителями и с органами власти. И приняли стандарт раскрытия информации, где есть две важные составляющие: тактическая, то есть человек должен иметь возможность контролировать свою очередь, а если ему видятся нарушения, то получить на свою претензию внятное объяснение. И стратегическая, то есть увязка с территориальным планированием, возможность, например, сравнить риски размещения своего маленького пошивочного цеха в этом и в другом районе.

Пока простого ответа на вопрос, когда же будет решена проблема дефицита, нет, но задан вектор движения и есть начало пути.

О том, что впереди…

Как бы то ни было, 1 июля реформа завершается полностью. Впереди нас ждет свободный рынок…Будет ли это хорошо или плохо для нас, потребителей, конечно, покажет время. Пока ясно одно: без рынка будет хуже.

«У нас сейчас глобальная экономика, хотим мы этого или не хотим,- говорит Марина Либоракина, руководитель Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России». В условиях глобальной экономики нельзя держать инфраструктуру за счет государственного бюджета. Будь то хоть Соединенные Штаты Америки, будь то хоть Монголия. Поэтому, слава Богу, что Россия достаточно быстро прошла этот период. Сейчас Европа начинает дотягиваться до нас. Почему? Потому что там слишком серьезное лобби. Когда французские и немецкие компании, частично субсидированные государством, осуществляют крупную экспансию, конечно, они тормозят реформы. Но в целом все идут по пути либерализации. Другого пути – без рынка – нет».

  

Екатерина ХОХЛОВА, г. Челябинск. Информационный сайт www.gazetachel.ru», 23 июня 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики