Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Цель данного документа - снизить за период действия совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (С02, СН4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N20, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.
Первый период реализации протокола начался 1 января 2008 и продлится до 31 декабря 2012, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение, предположительно достигнутое в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене.
Протокол был ратифицирован 161 страной мира (совокупно ответственный за более чем 61% общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Американцы ссылаются на то, что они предпринимают собственные, внутринациональные, меры по снижению выбросов. Развивающиеся страны, в т. ч. Китай и Индия, также обязательств на себя не брали. Их жесткая позиция состоит в том, что им, запоздавшим в развитии, необходимо наверстывать упущенное, несмотря ни на что. К несчастью, именно на эти страны приходится львиная доля вредных выбросов.
Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночных механизмах регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых, или озоноразрушающих, газов. Смысл действия заключается в том, что если компания выбрасывает меньше, то она может эту квоту продать на специальном рынке; если она выбрасывает больше, то она либо платит штраф, либо обязана приобрести необходимые недостающие выбросы парниковых газов у более экономных соседей, которые снизили количество выбросов и у которых остались излишки квот на загрязнение.
Страны Европы имеют индивидуальное задание, так например, для Германии оно составляет 6%, для Дании - 21%. Как правило, компании за счет собственного потенциала такое задание выполнить не могут. Поэтому в рамках протокола предусмотрен ряд рыночных механизмов, которые позволяют осуществлять сокращение выбросов в тех странах и на тех объектах, где это максимально выгодно. К таким механизмам относятся:
- проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран полностью или частично за счёт инвестиций другой страны;
- механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран (обычно развивающейся), полностью или частично за счёт инвестиций страны.
РФ также является участником Киотского соглашения. Однако, Россия долго колебалась - ратифицировать протокол или нет, и, в конце концов, сделала это. Отчасти - потому, что данное соглашение может принести стране прибыль: у нее достаточный запас квот, которые она могла бы продавать.
Основное обязательство России — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 гг. на уровне 1990 г. Безусловно, это задание Российская Федерация выполнит. Спад производства, который сопровождал экономику в 1990-х гг., привел к тому, что у нас есть 30% запас квот по выбросам парниковых газов. С одной стороны, это не может оказать отрицательного влияния на экономику, но с другой - не создает нужных стимулов для внедрения мероприятий энергосбережения для улучшения экологических показателей технических процессов.
Для РФ мерой сокращения выбросов являются проекты совместного пользования. Показательным примером в этом случае является соглашение между компанией Fortum (Финляндия), и питерской компанией ТГК -1. Безусловно, это событие Киотского протокола не только в РФ, но и в мире, т. к. его результатом станет реализация 5 млн.тонн углерода.
Если говорить об участниках сделки, то нужно отметить, что Fortum - ведущая энергетическая компания стран Северной Европы и Балтийского региона, лидер по продаже и распределению электроэнергии. В производстве энергии она занимает 2 место, причем действует во
всей производственной цепочке: производство, передача, теплоснабжение и непосредственно сбыт. Fortum обладает большим опытом работы как с быв% 

|