СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ…
Автор: Топорков Роман
Регион: Заречный
Тема:  Энергетика
Дата: 20.06.2008

Одной из наиболее болезненных проблем для развития производства (особенно это касается малого бизнеса) на сегодня стало технологическое присоединение к электросетям.

О мерах, предпринимаемых в данной сфере, рассказала членам Клуба региональной журналистики «Из первых уст» руководитель Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчётности РАО «ЕЭС России» Марина Либоракина.

СУТЬ ПРОБЛЕМЫ

Собрался человек начать своё дело: например, открыть небольшое кафе или швейную мастерскую. С одной стороны, у него действительно маленький объём бизнеса, и ему трудно выделить достаточно крупные ресурсы (в некоторых случаях 10-15% от всей стоимости бизнес-проекта), чтобы оплатить присоединение к распределительной электросети. Тем более, что энергоснабжающая организация требует 100% предоплату. С другой стороны, ему говорят: «У нас нет технологической возможности. Потерпите ещё годик-другой». Человек взял кредит, арендовал помещение, а электроэнергии получить не может. Через год-два он уже или разорится, или бросит так и не состоявшийся бизнес и займётся чем-то другим.

Порою заказчикам приходится сталкиваться и с немотивированными отказами в присоединении. А то и с проявлениями коррупции в этом вопросе. При этом из-за непрозрачности процедуры потребитель не всегда может понять, в чём нарушены его права и как их можно защитить. Взаимных упрёков и подозрений между клиентами и энергокомпаниями накопилось множество. Поэтому «под занавес» существования РАО «ЕЭС России» Марине Либоракиной, возглавляющей штаб по работе с потребителями, было поручено подготовить пакет документов, которые урегулировали бы эту процедуру, сделали её прозрачной и удобной для всех. 9 июня 2008г. председатель Правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс подписал эти документы.

ТРИ «КИТА»

По словам Марии Либоракиной, инициатива держится на трёх краеугольных опорах. Первое: технологическое присоединение должно быть. Никаких немотивированных отказов не допускается. Цена присоединения должна быть доступна (хотя её устанавливают региональные органы тарифного регулирования, но и энергетики участвуют в этом процессе). Также доступно должно быть присоединение с точки зрения процедур и организации. Чтобы на человека не обрушивалось огромное количество непонятностей – инженерных, технических, юридических терминов. Чтобы все было расписано достаточно просто в виде памятки, по шагам.

Второе. Техприсоединение должно быть выполнено точно в срок. Все, что записано в нормативно-правовой базе, в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Если не выполнено, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф.

Третье. Техприсоединение должно осуществляться без вымогательств, без злоупотреблений, без коррупции. «На самом деле коррупции здесь гораздо меньше, чем думают, – отмечает Марина Либоракина. – Просто все уже настолько не доверяют энергетикам, что даже банальные волокита, бюрократизм или отказ в связи с незаконным требованием самого клиента воспринимаются им же как попытка получить взятку. Необходимо изменить этот климат и обеспечить прозрачный, понятный, качественный сервис».

Некоторые клиенты, особенно малые предприниматели, не умеют считать риски бизнес-проектов. И если риски, связанные с непредоставлением помещения, или с арендой, или с землеотводом начали считать, то про электричество всё ещё думают, что оно течёт из розетки: только надо туда воткнуть шнур. Энергетикам необходимо учитывать такой уровень мышления и давать людям доступную информацию. «Приходит человек, а ему сообщают, что дадут мощности не столько, сколько он просит, а в два раза меньше. У него должна быть возможность открыть карту на сайте сетевой компании, посмотреть на свой район и увидеть: здесь открытый центр питания. Да, в нем осталось, допустим, 100 единиц мощности. Из них заявок – на 58. И он поймёт, что если ему нужно 60, то лучше задуматься об открытии бизнеса в соседнем районе. Или быть готовым ждать два года», - считает Марина Либоракина.

Сообразно этим «трём китам» были разработаны три крупных документа: система типовых договоров, стандарт раскрытия информации и программа оптимизации техприсоединений для малого бизнеса.

ПОТРЕБИТЕЛИ, ПО ГРУППАМ СТАНОВИСЬ!

Исходя из величины запрашиваемой мощности (а, соответственно, и уровня технико-юридической подготовленности заказчика) всех потребителей разделили на 4 группы: от садоводов до гигантов индустрии. С общим принципом: чем менее квалифицированный, менее защищённый человек, тем в большем количестве вопросов его подменяет сетевая компания.

Первая группа: «бытовики», мощность до 15 кВт. Это физические лица, разные некоммерческие объединения, садовые и гаражные товарищества, товарищества собственников жилья, религиозные организации, субъекты «очень малого» предпринимательства.

Вторая группа – те же субъекты, но с более крупной присоединяемой мощностью: от 15 до 100 кВт. Например, авторемонтная мастерская, автомойка, маленький ресторан.

Третья группа – средний бизнес. Четвёртая – крупный бизнес, которому нужны большие объемы присоединяемой мощности.

Все источники питания поделены на 2 группы: «открытые» и «закрытые» (в которых сформировался дефицит). Если в каком-то районе сейчас центр питания «закрыт», должна быть вывешена информация, что он откроется в таком-то году и будет с таким-то объёмом мощности. Заявка в работу будет принята безусловно: отказа не будет вообще. Но заказчика предупредят, если его ожидают какие-то сложности.

Для первой группы (физических лиц и самого малого бизнеса) срок присоединения – 1 год, независимо от того, «закрыт» или «открыт» центр питания на этой территории. Потому что, когда центры питания «закрываются», у них всё равно остаётся очень небольшой резерв, достаточный для самых маленьких потребителей. За год они много мощности не выберут, а за этот срок будут использованы различные средства для усиления сети в этом районе.

Самое большое зло с точки зрения цены присоединения – это индивидуальный проект. Он требуется в случае «отсутствия технической возможности технологического присоединения». Проще говоря, пропускная способность сети здесь маленькая, и даже при наличии генерации нельзя довести до потребителя эту мощность. Сам потребитель не может определить, есть ли технические возможности, или нет. А индивидуальный проект, который с него в таком случае требуют, разумеется, обходится дороже. Так вот, новое базовое правило гласит: индивидуальных проектов быть не должно, за исключением крупных и средних потребителей.

Теперь – об оплате. Сейчас физическое лицо платит за техприсоединение недорого: 5,5 минимального размера оплаты труда. В разработанных документах предложено ввести аналогичную стоимость для субъектов малого предпринимательства с мощностью до 15 кВт. Потому что на такой мощности особой прибыли не сделаешь. Будет ли это предложение поддержано – зависит от государства, от органов тарифного регулирования. Вообще же размер платы для потребителей 1-й и 2-й групп будет установлен по стандартному меню, без оплаты различных «дополнительных» работ.

Запрещается 100%-ная предоплата. 2-я, 3-я и 4-я группы потребителей будут платить по этапам: 30%, 30%, 30% и в конце, когда присоединение состоялось, 10%. При этом потребитель может контролировать процесс присоединения, и, если возникла задержка – оплату приостановить. Для физических лиц возможна оплата 80% в начале срока действия договора и 20% в конце.

Вводится и новшество: контроль рублём. Если речь идет о самых маленьких потребителях, о физических лицах, то верхний размер неустойки не устанавливается: за каждый день просрочки клиент будет получать от энергоснабжающей организации 3% от платы за техприсоединение. Для более крупных потребителей предусмотрена скользящая шкала: чем больше срок присоединения, тем выше неустойку заплатит сетевая организация.

Также предусмотрено и возмещение убытков. Если, например, из-за задержки техприсоединения человек потерял возможность открыть своё кафе, он вправе предъявить энергетикам претензию по возмещению убытков: сколько он потратил на оборудование, которое ему не потребовалось, и сколько составила упущенная выгода.

ЕСЛИ МОЩНОСТЬ В ДЕФИЦИТЕ…

В большинстве регионов наблюдается бурный экономический рост, который существенно опередил все прогнозы государственной энергетической стратегии. Поэтому энергетику начали подтягивать как с точки зрения генерации, так и с точки зрения пропускной способности сетевого хозяйства (это даже более узкое место в большинстве регионов).

Сегодняшний дефицит мощностей – это по большей части дефицит нормальных генеральных планов развития муниципальных образований, в которых были бы увязаны воедино все потребности, которые есть у растущего жилищного комплекса, у системы коммунального обслуживания, у развивающихся промышленных потребителей и у сферы услуг. Главный рецепт против дефицита – это точное территориальное планирование. Для того чтобы деньги инвесторов были вложены в правильном месте.

Энергетики, со своей стороны, для борьбы с дефицитом должны точнее, полнее и раньше раскрывать свою информацию. В стандарт раскрытия информации заложены две составляющие.

Во-первых, человек должен иметь возможность контролировать свою очередь. Например, зайти на сайт, узнать, что он подал заявку 1 июля, а Иван Иванович подал 21 июля, но у Ивана Ивановича подключение происходит быстрее; задать энергетикам вопрос и получить внятный ответ. Вполне возможно, что Иван Иванович справедливо идет впереди: у него мощность меньше, точка присоединения удобнее расположена. Но человек должен иметь возможность это контролировать.

Во-вторых, потребитель должен иметь полную заблаговременную информацию о перспективах своего бизнес-проекта. Сравнить риски размещения своего маленького пошивочного цеха в этом районе и в другом районе. А, может, вообще вывести свое производство за пределы города.

МАЛОМУ БИЗНЕСУ – БОЛЬШАЯ ПОМОЩЬ

Программа для малого бизнеса вынесена отдельным документом. Эта группа потребителей находится в самом тяжелом положении. Она развивается бурно и хочет много, но у нее нет денег, юридических и инженерных знаний.

В качестве субъектов особого внимания энергетики выделили тех малых предпринимателей, у которых мощность не более 100 кВт, и кто использует упрощенную систему налогообложения. Это, возможно, и не весь малый бизнес, но зато точно известно, что и государство признало его малым.

Во-первых, появились возможности для кредитования техприсоединения субъектов малого предпринимательства. Многие банки начали разворачивать программу специальных кредитных продуктов. Банки заинтересованы в сотрудничестве с сетевыми компаниями, потому что определённость в вопросе техприсоединения – это снижение рисков. То есть, они дают человеку кредит на открытие ресторана и уверены, что он действительно откроет ресторан в течение года, а не через 5 лет.

Соответственно, чтобы дать не слишком образованному предпринимателю доступ к таким ресурсам, его нужно информировать об этой возможности именно там, куда он придёт с заявкой на техприсоединение.

Существенные финансовые ресурсы для программ по развитию малого бизнеса в регионах предусмотрены указом президента России о снижении административных барьеров для малого предпринимательства. Региональный и федеральный бюджеты на условиях софинансирования могут выделять средства малому бизнесу на энергоснабжение, энергооборудование, энергоэффективность и техприсоединение. Задача сетевых компаний – взаимодействовать с региональными властями, чтобы «малый бизнесмен» действительно имел возможность пойти в региональный центр поддержки малого предпринимательства и получить там такие кредиты.

НИКТО, КРОМЕ САМИХ ГРАЖДАН

Сейчас в РАО «ЕЭС России» действует штаб по работе с потребителями, куда любой человек может пожаловаться на злоупотребление или нарушение своих прав в сфере электроснабжения. Такая же система будет продолжена в холдинге Межрегиональных сетевых компаний. Будет система обжалования решений, возможность обратиться анонимно или попасть на личный прием к любому руководителю.

Вместе с организациями малого бизнеса предполагается создать контролирующие арбитражные структуры. Сетевые компании будут обязаны организовать систему публичных слушаний по исполнению документов, которые рассматривались выше. В те комиссии, которые действуют по согласованию инвестиционных программ, предполагается ввести представителей от общественных организаций и малого бизнеса, обеспечить контроль за очередью и публичность информации о работе с жалобами.

До 1 июля эти начинания держатся на личной воле и авторитете Анатолия Чубайса. После прекращения существования РАО «ЕЭС» эту работу невозможно будет продолжать без участия гражданского общества. Нужен общественный контроль, помощь и поддержка – именно поэтому Марина Либоракина так надеется на активное включение СМИ в продвижение этих планов.

  

Роман ТОПОРКОВ, г. Заречный, Свердловской обл. Опубликовано на интернет-портале www.EnergyLand.info, 20.06.2008, рубрика «Экспертное мнение». Адрес: http://www.energyland.info/interview/2008/06/20/interview_46

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики