НЕМНОГО О КИОТЕ
Автор: Дорошенко Александр
Регион: Ейск
Тема:  Энергетика
Дата: 12.07.2007

Об ухудшении экологической ситуации в стране и мире сегодня не говорит только ленивый. А вот о существовании Киотского соглашения, направленного на ограничение выбросов парниковых газов по сравнению уровнем 1990 года, мало кто знает. Всего таких газов шесть. Для энергетики одного из их основных источников загрязнения оружающей среды на первом месте стоит углекислый газ, СО2. Чем больше мы сжигаем топлива на электростанциях, тем больше выбрасывается парниковых газов. Следует отметить, что 29% выбросов всех вредных веществ в атмосферу в нашей стране приходится на РАО «ЕЭС России», поэтому вопросы экологии стали для этой компании на одно из приоритетных мест. А, учитывая, что благодаря Киотскому протокол с помощью этого можно привлечь дополнительные инвестиции в модернизацию российской энергетики, это стало еще и выгодным.

Вообще, история появления этого соглашения долгоиграющая. В 1990 году была подписана конвенция ООН об изменении климата. Как все документы ООН она была сформулирована достаточно расплывчато. Ее суть такова: изменения климата, очевидно, существует, мировая общественность этим явлением очень обеспокоена. И только к середине 90-х годов стало понятно, что для того, чтобы предотвратить изменение климата в худшую сторону, необходимо принятие более жесткого документа, который регламентирует для всех стран выбросы вредных веществ в атмосферу. В результате в 1997 году был подписан Киотский протокол, по которому для развитых стран были установлены количественные ограничения по выбросу парниковых газов относительно 1990 года. Эти цифры для разных стран различны. В среднем по Европе это 5-8%. Для России это 0%. Изначально у нашей страны в этом направлении все шло благополучно. Во многом из-за снижения уровня производства в 90-е годы существенно сократился выброс вредных веществ в атмосферу.

Новый толчок в развитии экономики России спровоцировал ухудшение экологической ситуации в стране. Если не обратить на это внимание, то буквально через пять лет, мы превысим допустимые нормы концентрации в большинстве регионов. Поэтому решение Владимира Путина в ноябре 2004 года о ратификации Киотского соглашения было более чем осознанным. Нужно сказать, что по условиям этого протокола, он мог вступить в силу после того, как его ратифицируют страны, на долю которых приходится 55% от всех выбросов парниковых газов. Соединенные Штаты Америки отказались от его подписания, дабы не брать на свою экономику определенные дополнительные обязательства. От нашей страны зависело, будет ли действовать этот протокол во всем мире, поэтому в силу он вступил лишь в январе 2005: срок его действия начинается в 2008 и заканчивается в 2012 году. Но уже сейчас обсуждается создание его приемника с другим названием, но, по сути, с такими же целями.

Итак, что дает это соглашение? Вообще, из трех механизмов предусмотренных шестой статьей Киотского протокола Россия выбрала первый: «механизм совместного осуществления». Второй вариант, который называется «механизм чистого развития» не приемлем для нас по определению, и реализуется только в развивающихся странах. Третий – торговля квотами, также не используется в нашей стране.

Теперь разберемся, что такое, проекты совместного осуществления и как они работаю на примере РАО «ЕЭС России». В данной конкретной ситуации это могут быть проекты, связанные с реконструкцией теплосетей, с развитием малых гидроэлектростанций и, так называемой, нетрадиционной возобновляемой энергетики, это ветроэлектростанции, энергия солнца, энергия приливов, геотермальная энергия. Так, при внедрении конкретных проектов, направленных на повышение эффективности работы, связанное с понижением расходов топлива на выработку электрической и тепловой энергии, происходит процесс уменьшения выбросов вредных веществ, в том числе парниковых газов в атмосферу. Эти проекты могут быть оформлены, как проекты совместного осуществления.

После подготовки определенной документации, которая показывает, как, настолько, каким образом происходит снижение выбросов парниковых газов, после экспертизе этой документации международными организациями, происходит утверждение всех бумаг государством. После этих процедур РАО «ЕЭС России» может продать полученные квоты любому предприятию, которое имеет в них потребность. Их стоимость по проектам совместного осуществления составляет примерно 7-8 евро за одну тонну СО2. Наверное, это не много, примерно от 5 до 20 % стоимости проекта. Так, РАО «ЕЭС России» планирует получить благодаря этому соглашению более 350 миллионов евро, что позволяет реализовать более экологически чистый проект, чем без применения механизмов Киотского протокола.

  

Александр ДОРОШЕНКО, г. Ейск, Газета "Деловой Ейск" №37 от 12.09.2007

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики