БЕНЗИНОВЫЕ СТРАДАНИЯ
Автор: Зыкова Татьяна
Регион: Абакан
Тема:  Топливно-энергетический комплекс
Дата: 13.07.2008

Цены на бензин снова неприлично задрались. Больше чем на рубль за один раз. Это третий ощутимый скачок с начала года. Говорят, что если что-то происходит единожды, это – случайность. Дважды – повод задуматься. Трижды – тенденция, однако. Если учесть, что в нашей стране ценники на заправках каждый год меняются по несколько раз, то это уже – национальная традиция. С чем связан постоянный рост бензиновых цен? Прекратится ли он в обозримом будущем? И что для этого нужно?

Рост цен на горючку коснется всех

9 июня на автозаправках Хакасии в очередной раз сменили ценники.

Бензин ходовой марки А-92 поднялся в цене на полтора рубля: до 23 рублей 80 копеек за литр. За литр АИ-95 сейчас придется выложить 25,5 рубля. А литр дизтоплива разорит шоферов на 23 рубля.

Вряд ли кого-то успокоит, что бензин подорожал не только в Хакасии, но и в соседних Красноярском крае и Кемеровской области и в других регионах России. По данным РБК, заметный рост розничных цен на него фиксировался по стране уже с мая. Только в период с 25 мая по 1 июня цены на бензин в нашей стране выросли на 1%. АИ-92 стал стоить дороже на 0,9%, цена на АИ-95 увеличилась на 0,9%, солярка подорожала сразу на 2% . До Хакасии эта волна докатилась чуть позже. В нашем случае небольшие повышения собрались сразу в одно ощутимое. Аналитики отмечают, что в среднем каждую неделю бензиновые цены увеличиваются на 1%. “Если эта тенденция продолжится, то до конца года топливо успеет подорожать еще на 28%”, – предупреждают экономисты.

Эти цифры напрямую касаются не только автолюбителей, но и всех “безлошадных” россиян. Рост цен на бензин гарантированно повлечет за собой подъем цен на товары из-за повышения трат на их перевозку.

Народное мнение: кто виноват и что делать?

Пока специалисты вещают мудреными словами про “сохранение повышательной тенденции в оптовом секторе рынка нефтепродуктов”, хакасские автолюбители выдвигают свои, народные версии.

Артем Ултургашев:

– Думаю, что виновато государство. Надо пересмотреть политику. Мировые цены на нефть – рекордные. Мы – нефтедобывающая страна. Но на рядовых гражданах это никак не отражается. Могли бы облагодетельствовать россиян хотя бы щадящими ценами на бензин, должно же нам что-то причитаться от богатства недр.

Леонид Карпухин:

– Я считаю, это нефтяники на нас наживаются. Много машин в стране стало, спрос на бензин поднялся. А нефтепереработка у нас на старом оборудовании: из тонны нефти получается меньше 200 литров бензина, а в Штатах – больше 400 литров. Производят сколько получится, а бензин всем нужен. Отсюда и цены.

Сергей Юшков:

– Все говорят, что мы от мировых цен на нефть зависим. Объясните тогда: почему стоимость бензина остается прежней, даже когда эти самые цены понижаются? Или то, что в разных регионах бензиновые цены могут заметно отличаться? Я так думаю, что это сговор хозяев автозаправок. Они повышают цены “от фонаря” и получают сверхприбыли. Один новости посмотрел про ситуацию на Ближнем Востоке и на всякий случай ценники у себя сменил, другие узнали и подумали: “А мы чем хуже?” И пошло-покатилось по регионам повышение цен.

Ренат Хайруллин:

- Виноваты посевная и дачники. Они подняли спрос на горючку, а она обычно дорожает не по отдельности, а сразу все наименования. И сильнее всего – не дизтопливо, нужное для полевых работ, а “легковушечные” бензины.

Комментарии экономистов

Нынешний рост цен был делом решенным еще в мае, когда подскочили оптовые цены на горючку. Пока на автозаправках были запасы топлива по старым ценам – прогнозам экономистов можно было не верить. Но их исполнение было неизбежным.

В нынешнем повышении цен, по мнению экспертов, виноваты производители нефтепродуктов и крупные оптовые продавцы. Среди главных причин, спровоцировавших взлет бензиновых цен, озвучиваются увеличение объемов экспорта нефти и нефтепродуктов из страны и традиционное весеннее увеличение спроса на топливо.

На майском форуме клуба региональной журналистики “Из первых уст” в Москве корреспондент “Абакана” услышал прогноз известных столичных экономистов относительно цен на бензин. Они придерживаются мнения, что цены в ближайшем будущем продолжат расти. И привели свои доводы, почему.

Ирина ЯСИНА, экономист, руководитель клуба региональной журналистики:

- На программе “Времечко” я познакомилась с замечательным парнем по фамилии Пироженко из антимонопольного комитета. Он пересчитал цены на бензин в разных странах на рубли за литр. Разница нашей цены с США в 2 копейки. У них – 23,13 руб. за литр. У нас – 23 руб. Это по 95-му бензину, по классу “премиум”, в среднем по стране. В Германии – 53 руб. Во Франции – 51 руб.

Дальше начались крики: ну, если бы у нас зарплаты были бы такие же, как в Америке, мы бы и платили. На эту тему дискутировать бесполезно, потому что как потопаем, так и полопаем.

В структуре нашей цены у нас доля налогов – около 50%. Причем, это “около” в сторону выше 50%. А в Соединенных Штатах – 27%. Вот и считайте, сколько государство имеет налогов с литра вашего бензина. Половину.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:

- Рынок у нас монопольный. И определенную монопольную ренту, особенно в регионах, где хозяйничает одна компания, снимают. На самом деле деньги, которые берут с нефти и газа (а с газа, кстати, не берут НДПИ – только таможенную пошлину), – это все резервный фонд национального благосостояния. Поэтому разговоры об этом и идут. Путин уже сказал: “Мы снизим налоги с нефтяников”. Но я не думаю, что это принесет большое облегчение.

На сколько еще вырастут цены?

Однозначного ответа на этот вопрос нет: никто не берется предсказать, как будут развиваться события на мировом рынке. Но автолюбителям любой сценарий не добавит оптимизма. Экономисты предрекают, что бензин при любом раскладе продолжит дорожать. Причем, пик роста цен придется на июнь-сентябрь. К концу года цены на бензин могут подняться до 28 рублей за литр (Аи-95).

Работники автозаправок (всего я опросила 10 человек на заправочных станциях Хакасии и юга Красноярского края) делают похожие прогнозы на основе своих наблюдений во время прошлых подъемов цен. По их расчетам выходит, что в Хакасии и Красноярском крае стоимость Аи-95 уже к осени перевалит за психологическую отметку 27 рублей за литр. Остальные марки тоже подорожают не меньше чем на рубль-два. После сезонного повышения цен возможно их некоторое снижение, но потом стоимость снова поднимется.

Чем нам грозит рост цен на бензин?

Теперь поговорим подробнее, к чему неминуемо приводит рост цен на бензин?

1) Недовольство автовладельцев и их опасения, реально ли будет "кормить" авто горючкой по новым расценкам. Ведь траты на бензин – в числе главных семейных расходов. Опрос десяти абаканских обладателей авто корреспондентом “Абакана” показал, что расходы на бензин – в первой пятерке после покупки продуктов, коммунальных и прочих необходимых платежей. Далее идут покупка одежды, хозяйственные расходы (ремонт и т. д.).

2) Рост цен на перевозки. Водители абаканских городских и междугородних маршруток уже заикаются пассажирам о грядущем повышении цен на билеты. Причем делятся разными вариантами развития событий. По их соображениям выходит, что по городу стоимость проезда в этом году дойдет до 12–15 рублей. На межгороде прибавится не меньше чем на 5 рублей. Дадут ли контролирующие организации сделать это – вопрос. Ведь большая часть частных маршруток заправляется не бензином, а ездит... на газе! А цены на него (во всяком случае, на момент написания материала) не повысились. Можно сказать с уверенностью, что стоимость проезда в абаканском муниципальном транспорте не изменится до конца года, так как тарифы на проезд устанавливаются сразу на период с 1 января по 31 декабря.

3) Подорожание товаров: от продуктовых до промышленных. Аналитики вещают, что ощутимее всего вздорожает продовольствие. В том числе – первой необходимости. Из-за роста цен на горючее урожай обойдется дороже. Как итог – рост цен на “урожайные” продукты. Но у этого скачка цен – отсрочка до осени. Первые же последствия состоявшегося удорожания бензина не заставят себя долго ждать, обозначившись уже в июле. Товары-то надо в магазины доставлять, а цены на перевозки взмыли. Самым болезненным моментом может стать скачок цен на хлеб: до 20 рублей за булку к концу лета.

Чиновники в разных регионах по традиции пытаются успокаивать народ. Увещевают, что “в сельском хозяйстве другая схема формирования цены продукции”. И что “цены на бензин напрямую не связаны с ценами на хлеб и товары первой необходимости”. Что они “держат ситуацию под контролем”. Но основания не верить им веские. Любой студент, осиливший учебник экономики, знает, что цены на ГСМ государством не регулируются, поэтому повлиять на бензиновую ситуацию тем же региональным властям нереально. Они, конечно, могут попробовать поуговаривать поставщиков нефтепродуктов заморозить цены. Но уговоры подействуют только на какое-то время. Работать себе в убыток никто не будет. Рыночная экономика.

Как можно повлиять на рост цен?

ДАНО: стоимость нефтепродуктов напрямую зависит от внутренней цены на нефть. А та – от размера мировых цен (эта информация – не секретная, загляните в учебники экономики).

ЗАДАЧКА: можно ли ослабить или нейтрализовать эту связь и сделать бензин дешевле?

ПЕРВОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: да, вполне реально. Но поскольку нефтепродукты – это не только экономика, но и политика, то большой вопрос: а хотят ли что-то менять те, от кого это зависит? Ведь способы сбить внутренние цены на бензин давно известны. Но почему-то никто не спешит их активно использовать.

ПОЯСНЕНИЕ: Для начала разберем, какие главные составляющие у цены на бензин. В нее входят: затраты на добычу и приобретение нефти, коммерческие расходы, перевозка, а также: акцизы, налог на прибыль, тарифы естественных монополий.

ОТСЮДА СЛЕДУЕТ: изменение систем налогообложения, взимания акцизов, налога на добычу полезных ископаемых в России позволит сделать влияние мировых цен на наши внутренние меньше, а стоимость бензина – приемлемее.

ВТОРОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ: сделать ниже пошлины на вывоз нефтепродуктов (мазута и т. п.). В конечном итоге это приведет к тому, что российские нефтяники начнут вкладывать в переработку, и бензин упадет в цене.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЭТИХ ШАГОВ: в бюджет не поступят астрономические суммы. А значит, с большой долей вероятности все останется как есть.

ПОЯСНЕНИЕ к часто возникающему вопросу: при чем же здесь мировые цены на нефть, на которые все ссылаются, объясняя подъем бензиновых цен в стране? Где место их стыковки с нашими внутренними расценками? Оказывается, и налог на добычу полезных ископаемых, и экспортная пошлина напрямую зависят от мировых цен на нефть. Схема налогообложения у нас такая: чем больше мировая цена – тем больше налог. С одной стороны, с ее помощью сверхприбыли нефтяных компаний переходят государству. С другой – российским владельцам авто от этого не легче.

ОБЩИЙ ВЫВОД. Цены на нефть в мире продолжают расти. А пока нефть дорожает, жителям нашей нефтяной державы можно ждать... только подорожания бензина. Маловероятно, что государство откажется от прибыли, чтобы сделать автолюбителям приятное. Таковы реалии.

  

Татьяна ЗЫКОВА, г. Абакан. Газета «Абакан» № 26(2710) за 25 июня-1 июля 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики