ЗАРАБОТКИ БЕНЗИНОВЫХ КОРОЛЕЙ
Автор: Скалон Надежда
Регион: Барнаул
Тема:  Топливно-энергетический комплекс
Дата: 24.07.2008

Секрет роста цен на моторное топливо раскрывает аналитик Владимир Милов

«Приведите обычных подозреваемых» - эта фраза из старинного японского фильма напрашивается, когда слышишь от бензиновых королей или их помощников объяснения причин очередного взвинчивания цены на бензин. Из месяца в месяц и из года в год это одна и та же песня: растут мировые цены на нефть.

Вот опять на днях цены на заправке повысились… Но причем тут мировые цены? Владимир Милов, опытный аналитик рынка энергоресурсов, президент института энергетической политики (Москва), называет эту старую песню объяснением, далеким от истины. Об этом он рассказал на очередной заседании клуба региональной журналистики в Москве.

В кубышку Минфину

- Есть такое утверждение: каждый произведенный баррель с момента добычи оказывается в мировом рынке, а доходность продаж на внешнем и внутреннем рынках должна бы равной. Но российским нефтяным компаниям все равно, какова цена нефти на мировом рынке, - говорит Милов.

Мировой рынок может штормить, цены на нефть – бить новые рекорды, а там, во глубине России, чистая выручка компаний почти не меняется: получают они 25-30 долларов за баррель, не больше. Такова у нас система налогообложения нефтедобывающих компаний. А все, что между 30 и 130 (мировая цена на нефть), забирают в кубышку Минфина.

- Если говорить о равной доходности внутреннего и внешнего рынка, то внешний рынок для нефтяных компаний - это тридцатка, - продолжает Милов. – И наши внутренние цены надо сравнивать именно с этой ценой, а не со 130 долларами за баррель. Разговор о привязке к мировым ценам не имеет смысла, хотите верьте, хотите нет.

Красивые презентации

«Но налог-то на добычу нефти – он ведь привязан к мировой цене», - обычно говорят бензиновые короли. Милов оспаривает и это объяснение:

- Есть очень хорошо оплачиваемые профессиональные объясняльщики – представители региональных топливных союзов и ассоциаций. У них красивые презентации и красивые объяснения, что налог на добычу нефти привязан к мировой цене, и поэтому бензин дорожает. Ребята, ау! Налог на добычу нефти составляет в розничной цене бензина 5 процентов. Даже если мировая цена на нефть вырастет в два раза, это не должно, по законам математики, привести к росту розничных цен больше чем на единицы процентов.

На пороге импорта

Что действительно имеет значение – так это то, сколько бензина производят наши заводы. На сегодня это 28 млн. тонн в год. А добываем мы 500 миллионов тонн нефти - могли бы залить бензином все. Однако мощности нефтепереработки уже примерно равны текущему спросу, мы реально стоим на пороге начала импорта.

Вот уж было бы смешно, согласитесь: одна из крупнейших нефтедобывающих стран продает нефть за рубеж, чтобы купить там бензин для внутреннего пользования. Кстати, с советского времени ни одного нового завода мы еще не построили.

- Я был рад услышать от вице-премьера Сечина, что надо современный завод построить, - говорит эксперт. - Но я боюсь, что строить будет известно кто, известно на чьи деньги – на наши с вами. А когда постоят – еще денег потребуют. В то же время есть огромное количество частных игроков, которые хотят прийти на этот рынок и производить качественный бензин по приемлемым ценам.

Раздутая маржа

В таких вот условиях правила игры на розничном рынке диктует продавец. Вот данные Росстата. В мае розничная цена 92-го бензина – 22,56 руб. за литр в среднем по стране. Цена заводов-изготовителей – 11,49 руб. Разница – в два раза.

- То есть доставить готовый бензин с завода на нефтебазу, а потом с нефтебазы на заправку за вычетом налогов (см. Математику цен. – Прим. Н.С.) стоит дороже, чем добыть нефть, поставить ее на завод и переработать, - возмущается наш эксперт. - Нам говорят: в цене сидит акциз. Но акциз для бензина с октановым числом более 80 – 3 рубля 60 копеек. В тех странах, в которых розничные налоги гораздо более высокие, разница между оптовой и розничной ценами - максимум 30-40 процентов. Розничная маржа в России раздута непомерно.

Милов точно знает, как устанавливают цены на бензоколонках. Повысили цены на 30-40 копеек - смотрят, не стали ли меньше покупать. И если спрос не уменьшился, готовятся к следующему повышению.

Прищучить королей? Не поможет

Милов убежден: цену можно было бы снизить процентов на 20-30. Но… Скорее всего, не сегодня и даже не завтра. Даже если посерьезнее прищучить предприятия, торгующие бензином (чем, собственно, антимонопольная служба регулярно и занимается).

- Рецепт не в том, чтобы кого-то наказывать, а чтобы разрешить войти на этот рынок конкурентам и устроить между ними конкуренцию, - полагает Владимир Милов. – Надо всем желающим возможность получать участки под строительство АЗС, пустить туда независимых игроков. А те региональные власти, которые закрывают вход на рынки для всех компаний, где у их жен и детей нет доли, наказывать… Если бы мы по развитости инфраструктуры розничного рынка нефтепродуктов приблизились к европейским странам, мы бы такого роста цен не имели.

Факт

Бензин в России сегодня стоит дороже, чем в США. По данным «СК», галлон (3,7 литра) бензина в Америке качества, близкого к 92-му, стоит от 3,95 до 4,17 долларов (в разных штатах по-разному). По сегодняшнему курсу это от 19,50 до 20,60. В Алтайском крае, по последним данным, цена АИ-92 - 25,5 руб. за литр.

Цитата

Владимир Милов:

- Та индустрия переработки нефти и сбыта нефтепродуктов, которая досталась нам в наследство от Советского Союза, никогда и не мыслилась как конкурентная. Все было ровно наоборот. Приватизация нефтяной промышленности в целом принесла достаточно позитивные результаты, но при этом законсервировали ту структуру рынка нефтепродуктов, который монопольно существовал с советского времени. Все эти областные предприятия нефтепродуктообеспечения включили по списку в состав нефтяных компаний. Рынок был захвачен, как правило, одним-двумя крупными игроками, вход на этот рынок для независимых участников был крайне осложнен. За все 16 лет реформ в России конкурентная политика так и не стала центральным элементом экономической политики государства.

Цифра

40% - на столько снизились цены на услуги сотовых операторов, работающих на конкурентном рынке, за последние пять лет. За этот же период цены на автомобильный бензин АИ-92 увеличились в 2,3 раза (с июня 2003 по июнь 2008), что, по мнению Владимира Милова, является следствием отсутствия конкуренции.

Справка

Математика цен

(по данным Росстата на май, цифры приблизительные)

Розничная цена АИ-92 в России: 22 руб. Вычитаем цену завода изготовителя (11 рублей) и акциз - 3,6 руб.

Итого: 7,4 руб. – на то, чтобы доставить литр бензина с НПЗ на нефтебазу, а с нефтебазы на АЗС.

Цена завода-изготовителя: 11 руб. Вычитаем налоги (55-57%).

Итого: 4,95 руб. – на то, чтобы добыть нефть, доставить ее на НПЗ, переработать.

  

Надежда СКАЛОН, г. Барнаул. Газета «Свободный курс», № 30, 2008

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики