НЕФТЯНИКИ ОПАСАЮТСЯ УБЫТКОВ ИЗ-ЗА ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПОРТНЫХ ПОШЛИН
Автор: Феоктистова Галина
Регион: Уфа
Тема:  Топливно-энергетический комплекс
Дата: 28.07.2008

С сегодняшнего дня экспортная пошлина на нефть в России установлена на уровне 495,9 долларов за тонну. Средняя цена нефти за май-июнь составила 123,36375 доллара за баррель, исходя из нее и был установлен новый предельный размер пошлины.

Напомним, ранее ставка экспортной пошлины на нефть составляла 398,1 долларр за тонну. Правительство пересматривает пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов из России раз в два месяца по специальной формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках.

Основной объем добытой нефти республиканскими предприятиями ТЭКа (порядка 61%) поставляется республиканским потребителям. На экспорт в 2007 году поставлено 4,4 миллиона тонн нефти. Основными направлениями поставок были Чехия и Польша. Если же говорить о нефтепродуктах (продуктах переработки нефти), то его основной объем поставлен потребителям Российской Федерации - 63,1%, из них республиканское потребление составляет 13,5%. На экспортные поставки приходится 36,9%, в том числе в страны СНГ поставлено 10,9% нефтепродуктов, в дальнее зарубежье - 26%.

По информации Министерства финансов РБ, повышение экспортной пошлины на нефть на доходной части республиканского бюджета практически никак не отражается, поскольку этот налог оседает в общероссийской казне.

Самим же нефтяникам и, соответственно, нефтепереработчикам нынешняя ситуация крайне невыгодна из-за того, что мировые цены на нефть, представленные марками WTI (Light Sweet) и Brent, понизились за июль в среднем на 11,4%. По мнению аналитиков, такое несчастливое совпадение отрицательно скажется на рентабельности экспортных операций российских нефтяников.

Повышение пошлины должно привести к увеличению переработки нефти и поставке нефтепродуктов на внутренний рынок. Это уже видно по экспортным графикам на август, которые составляет «Транснефть». Ожидается снижение экспорта и, скорее всего, эти объемы будут направлены на внутренний рынок. Повышение предложения скажется на сокращении дефицита – а в некоторых регионах дефицит был - и в конечном итоге приведет к стабилизации цен. Удешевления топлива в розницу ждать не стоит, - полагает аналитик Инвестиционной компании «Велес-капитал» Дмитрий Лютягин: «Бензин в рознице вряд ли подешевеет за счет того, что нефтяникам нужно будет компенсировать недополучения выручки и прибыли от экспорта. То есть они сейчас перекинутся на внутренний рынок, потому что это будет им выгодно. Но, естественно, они не хотят, чтобы цены на нефтепродукты снижались внутри России. Им интересно, чтобы они стояли на том уровне, на котором они есть».

Другим фактором стабилизации розничных цен станет тот факт, что впервые с прошлой осени начали снижаться оптовые цены на нефтепродукты. Пока это, правда, касается только дизельного топлива и низкосортных бензинов. Высокооктановые все еще дорожают - на прошлой неделе - на 0,7%. Аналитики не исключают, что на бензиновые цены продолжат оказывать влияние и политические факторы - повышенное внимание премьера к ценообразованию на внутреннем рынке, а также недавнее поручение Путина антимонопольщикам разобраться с ценами на авиакеросин, мазут и коксующийся уголь. В среду Федеральная антимонопольная служба заподозрила дочерние компании ЛУКОЙЛа и «Газпромнефти» в ценовом сговоре.

Вместе с тем, как считает начальник управления контроля ТЭКа ФАС Александр Пироженко, именно пошлина имеет самое серьезное регулятивное воздействие на рынок. Пока нет возможности запустить фьючерсы, хеджировать риски, регулирующим образом воздействовать на рынок можно через пошлину, потому что это самый сильный инструмент.

— Есть более-менее понятные принципы ценообразования при отпуске нефтепродуктов оптом, — рассказал он на заседании клуба региональной журналистики. — В последнюю очередь они дают нам так называемый свободный рынок. Что надо сделать? Необходимо, на наш взгляд, установить так называемую скользящую пошлину, сократив максимально период мониторинга для того, чтобы не допускать этой нестабильности на рынке нефтепродуктов. Идеально, чтобы пошлина каждый день менялась. Технически, в теории, это возможно. Цены на нефть марки Urals каждый день публикуются, каждый день меняются. Там никаких проблем нет. Технически это можно сделать – было бы желание и возможность.

По информации Александра Пироженко, потери бюджета в мае-июне составляли 15-17% на растущем рынке нефти, так как пошлина считалась по апрелю, когда цена на нефть была ниже. Но когда цены будут падать, то нефтяники будут отдавать больше. Сейчас это и происходит. Но ведь пока рынок рос, у нефтяных компаний возникла дополнительная прибыль. Так, по квартальным отчетам ТНК-ВР, ЛУКОЙЛа, она выросла в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это серьезные деньги, которые они, в принципе, должны тратить на благо народа. То есть, инвестировать в нефтепереработку.

— На наш взгляд, ничего плохого не будет, если мы установим плавающую пошлину. Бюджет от этого точно не проиграет, а на растущем рынке точно выиграет. Это создаст стабильность предложения на рынке, стабильность цен на рынке. Это не изменит, конечно, уровень цен, но приведет к стабильности. Поэтому мы это и обсуждаем сейчас, — считает Александр Пироженко.

  

Галина ФЕОКТИСТОВА, г. Уфа. ИА «Уфа-Информ» 01 августа 2008

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики