ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Фондовый рынок
Дата: 31.10.2007

Владимир Путин назвал прошедший 2006 год "годом IPO", приведя в пример размещение многих российских крупных компаний на отечественном и зарубежном фондовых рынках. Президент РФ приветствует быстрый рост капитализации фирм, что влечет за собой серьезное увеличение фондового рынка. Размещение акций на фондовой бирже, по его мнению, является эффективным инструментом финансирования дальнейшего развития компаний, открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании, дает возможность увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей акций.

Об IPO, как эффективном инструментарии подготовки компаний к выходу на фондовые рынки, подробно рассказал на сентябрьском заседании Клуба региональной журналистики в Москве Андрей Шаронов, управляющий директор Управляющей компании «Тройка Диалог». Но начал он свою лекцию с более привычных и распространенных способов финансирования, с описания проторенных путей, которые выбирают компании, которые нуждаются в деньгах. В мире, как известно, существует довольно много способов привлечения средств на развитие.

Как и с кем?

Во-первых, компания должна «на берегу» определиться: какие деньги она хочет привлечь – долговые или долевые. Долговые – это когда деньги берутся в долг с обещанием их вернуть, причем полностью сохраняется контроль над предприятием, выплачивается по договору вся сумма долга, плюс проценты.

Другая возможность – это так называемое долевое финансирование. Когда деньги берутся без намерения их вернуть, но взамен отдается часть акций. То есть долевое финансирование предполагает появление совладельца предприятия, которому взамен на получаемые деньги отдается доля.

Если есть желание занять деньги, то есть провести долговое финансирование, то можно делать это через банк, оформить коммерческий кредит. Есть возможность сделать это через фондовый рынок, выпустив ценные бумаги, так называемые облигации - российские или еврооблигации, соответственно в рублях или в валюте.

Если поставлена цель организовать долевое финансирование, то есть допустить к собственности внешних инвесторов, то лучше сделать частное размещение. Это когда часть собственных акций продается конкретному инвестору или инвесторам, не делая это предметом публичной сделки. IPO – дословно переводится как «первоначальное публичное предложение», это принципиально иной шаг. В этом варианте часть акций размещается на бирже, и все инвесторы, которые имеют право торговать на этой бирже, могут купить бумаги и стать совладельцами предприятия. Хозяин тоже может влиять на ситуацию: например, пожелать, чтобы было много очень мелких совладельцев или, чтобы пришел один, но очень крупный совладелец. Четкая позиция основного владельца имеет большой смысл и определяет судьбу предприятия, и стоимость такого размещения.

Перед тем, как привлечь капитал, любое предприятие должно пройти оценку. Потому что любой, кто предоставит деньги, будь то деньги в долг или деньги в обмен на долю, должен понимать: куда он вкладывает, каковы перспективы этого предприятия, что происходит с сектором, в котором работает фирма, что за директор там, что за менеджмент, насколько они внятные, грамотные, «прозрачные» специалисты, и так далее.

Эти факторы влияют и на стоимость привлечения капитала. Подготовка размещения тоже потребует затрат. Нужно подготовить отчеты, чтобы максимально полно проинформировать потенциальных инвесторов о возможном вложении денег. Здесь многое зависит от ситуации на рынках: в какой-то удачный момент можно совершить сделку задешево, а в менее благоприятный миг заплатить очень много за привлечение такого финансирования.

Процедура займа денег в банках примерно понятна. Она похожа на то, как это делают физические лица. Выпуск облигаций – тоже достаточно известный способ, для нашего рынка. Наиболее революционный способ, который приводит к очень серьезным изменениям для компании, это самое IPO.

Собственно IPO

Что дает IPO? Во-первых, оно дает деньги. Через доступ к рынкам капитала, через расширение базы инвесторов, компания получает большие деньги, которые может использовать, прежде всего, на развитие собственного бизнеса.

Вторым очень важным следствием является то, что компания, как уже было отмечено, становится публичной со всеми позитивными и негативными факторами, вытекающими из этого. Но, прежде всего, формируется некий эталон оценки. Если вы владеете компанией один или с друзьями, то даже, зная объем выручки в год, характер бизнеса и ситуацию на рынке, довольно трудно сказать, сколько стоит ваша компания, сколько денег вы можете выручить, если решите ее продать целиком или частично.

Если вы сделали IPO, и ваши акции вышли на рынок, то вы всегда, в любой момент дня и ночи сможете определить стоимость своей компании, поскольку известно, сколько сегодня, вчера заплатили инвесторы за одну акцию. Умножив эту сумму на количество акций, получаем стоимость компании. Это очень важно, в том числе и для будущих инвесторов, которые смотрят на предприятие как на объект вложения.

Еще один важный момент. Не надо забывать – для того, чтобы управлять компанией, не обязательно владеть 100% акций. Если это открытое акционерное общество, то можно решать все вопросы, владея 75 + 1 акция. И даже - практически все вопросы, владея пакетом в 50 + 1 акция. Все остальные акции, практически половину компании, можно без особого риска продать, привлекая очень серьезные деньги. Конечно, возникают риски, но их следует сравнить с теми, которые компания имеет в закрытом состоянии. Их там гораздо больше.

Однозначно: публичные компании считаются более устойчивыми, в том числе и по отношению к политическим рискам, они имеют, как правило, более высокую репутацию. Что, кстати, сказывается и на их стоимости.

Что нужно сделать для того, чтобы провести успешное размещение?

Во-первых, нужно определиться со сроками. Рынок меняется. Например, сейчас мы находимся в неблагоприятной ситуации. Многие компании отменили свои решения о выходе на рынки. Многие отложили. Скажем, компания, которая недавно разместилась, не отменив решение, несмотря на плохую ситуацию, это «Русский Стандарт». Она разместила облигации, а не акции. Они получили деньги, которые оказались очень дорогими по сравнению с ожиданием. Но у них была безвыходная ситуация, им надо было найти эти деньги, поэтому они и пошли на такие условия, которые, как минимум, в 1,5 раза отличались бы при благоприятной ситуации на рынке. Мировые кризисы спровоцировали отток ликвидности, рынки стали дешевыми, и удалось привлечь только под очень высокую доходность для инвесторов, а, значит, компании будет дорого обслуживать эти бумаги.

Второе. Это маркетинг, необходимо правильно позиционировать компанию, правильно определить, сколько можно продавать конкретной компании, кому ее нужно продавать, на каких рынках.

Следующий важный показатель – это структура размещения. Можно продавать новые акции (когда владелец выпускает новые акции дополнительно к тем, которые он уже владеет). Тогда деньги идут в компанию. Можно продавать старые акции, тогда деньги идут не в компанию, а владельцу акций. Это способ выйти из бизнеса или диверсифицироваться, купив другие активы, что тоже важно.

Номинальный размер… Если вы решили, что вы хотите продать акции крупному инвестору, вам надо определиться, сколько вы ему продадите, а сколько продадите просто в розничный рынок, когда эти акции будут торговаться, и будут важные для вас ценовые сигналы. Важно определиться, где вы это делаете. Это зависит от того, насколько большой объем денег вы хотите получить, насколько большую долю предприятия хотите продать. Если она небольшая, то вполне пойдут развивающиеся площадки. Российская, например. Если размеры размещения не превышают 700 млн. долл. Если это больше 1 млрд., то, скорее всего, нужно выходить на более крупные площадки – на лондонскую биржу, на нью-йоркскую биржу, где больше покупателей, которые смогут «проглотить» такой объем предложений.

Важно правильно сформировать команду, которая будет заниматься размещением. Это так называемый синдикат. Как правило, очень редко берут одну компанию. Обычно, берут несколько компаний, поскольку у каждой из них есть своя группа инвесторов, которым они легко продадут свою долю этого пакета.

Еще очень важно, чтобы банк, который размещает эти бумаги, сумел создать ситуацию нормального спроса и предложения на бумаги, имел их всегда в запасе, чтобы быстро предложить покупателям. И покупал бы их, если кто-то хочет их продать.

Объем размещения на российских площадках – ММВБ, РТС – существенно превышает размещение в Лондоне и Нью-Йорке. Объем российского рынка можно определять следующими цифрами. Каждый день в России на биржах торгуется бумаг на 2,9 млрд. долл. Помимо этого, напрямую, минуя биржевые площадки, брокеры продают еще около 1 млрд. бумаг. И так около 4 млрд. долл. – такой объем торгов на российском рынке. Имеется в виду вторично: это те бумаги, которые уже выпущены, которые продают их текущие владельцы.

А вот первичное размещение, как раз это самое IPO, в 2006 году было на 3 млрд.долларов. За первую половину 2007 года – 7 млрд.долларов. Именно в этом сегменте возможен большой объем размещения. Как исключение – две крупных компании, два очень больших размещения, которые прошли только на российском рынке. Это МТС и Сбербанк. Соответственно, 1,5 млрд. долл. и 6,5 млрд. долл. Обычно, с такими размещениями идут уже на международные площадки. Но здесь присутствует, в том числе политический момент, поэтому эти бумаги и продавались в России.

Важно понять, сколько бумаг надо продавать. Слишком маленькая доля бумаг приводит к тому, что крупные инвесторы не заинтересованы в покупке, и эти бумаги, как правило, теряют в цене. Слишком большой объем, помимо того, что здесь возникает угроза потери контроля, если этого не хочет владелец, еще и приводит к тому, что рынок оказывается «перекормлен» этой ценной бумагой. В общем, спрос на нее падает, цена тоже.

Все, что касается новых акций, это деньги для развития компании. Что касается старых акций - это вывод денег в другие бизнесы. Все выходят на рынок с мыслью продать как можно меньше, а получить как можно больше размещение. Важна цена. Поэтому есть ряд факторов, которые влияют на оценку, на цену размещения. Это и работа аналитиков, финансовых консультантов, которые подробно раскрывают компанию для потенциальных инвесторов. Это и так называемые роут-шоу, поездки менеджеров компании вместе с финансовыми консультантами-аналитиками к инвесторам, где они рассказывают о том, что из себя представляет компания, как они будут тратить деньги, которые выручат в результате IPO.

Если уже есть акции на бирже, то надо учитывать, как выглядит нынешняя цена на бирже. Что, кстати, сейчас происходит в области электроэнергетики, где у нас продаются уже публичные компании. Важны предыдущие сделки компании – как они выглядят, важна, конечно, и ситуация на фондовом рынке. Если рынок плохой, то даже хорошая компания может выглядеть не очень убедительно.

К вопросу установления цены. Как выясняется, важно правильно определить ценовой диапазон, по которому могут продаваться акции. Это целое искусство - определить финальную цену, по которой размещаются. Сначала диапазон очень широкий, в котором пытаются нащупать интерес инвестора. Если очень высокая цена, это, конечно, интересно эмитенту, то есть тому, кто выпускает эти бумаги. Но это может оказаться не интересно инвестору, он не купит такие дорогие бумаги. Тогда ценовой диапазон сужается.

Если очень низкая цена, то инвестор купит, потому что дешево, и он надеется, что акции вырастут вырастут в цене. Но это не интересно эмитенту. Он не выручит денег за это размещение. Поэтому идет некая балансировка.

Разные технологии, разные ценовые стратегии применяются в обоих случаях: когда есть с кем сравнивать, когда нет компаний аналогичных для сравнения. Лучше всего, когда рынок постоянный. Но это только пожелание.

  

Марина ЧЕПИКОВА, Уфа. Газета «Новая экономическая газета» октябрь 2007

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики