ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛО РЕФОРМИРОВАНИЕ РАО «ЕЭС РОССИИ»?
Автор: Севостьянова Белла
Регион: Шахты
Тема:  Энергетика
Дата: 04.07.2008

1 июля 2008 года завершилась реорганизация РАО «ЕЭС России»

Из него выделены ключевые электроэнергетические компании, которые были созданы в ходе государственной реформы электроэнергетики.

Само РАО «ЕЭС России» присоединилось к Федеральной сетевой компании и прекратило свое существование как юридическое лицо.

Вместе с ликвидацией компании были погашены и акции РАО «ЕЭС России». Взамен акционеры получили акции выделенных энергокомпаний.

Из РАО «ЕЭС России» были выделены следующие ключевые электроэнергетические компании: 5 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК), 13 территориальных генерирующих компаний (ТГК), Федеральная сетевая компания (ФСК), Федеральная гидрогенерирующая компания (ГидроОГК), ИНТЕР РАО ЕЭС (владеет энергоактивами за рубежом, осуществляет экспорт-импорт электроэнергии), Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (Холдинг МРСК) и РАО «Энергетические системы Востока» (будет управлять энергокомпаниями Дальнего Востока).

Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей, развитие конкуренции.

В ходе реформы изменилась структура отрасли: произошло разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) видов деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в результате реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» станут преимущественно частными. В естественно-монопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки. Каждый теперь будет отвечать за определенный участок работы. Генерирующие компании – за производство электроэнергии. Сетевики – за ее передачу и строительство сетей. Перекосы возможны, как и в любом деле, они будут касаться только недобросовестного исполнения своих обязанностей. На общем фоне преобразования отрасли эти проблемы представляются незначительными. Их можно отрегулировать законодательством уже по завершении реформирования системы. Главное – становится важным принцип рыночного государства: право выбора остается за потребителем. Он сможет получить товар – электроэнергию – от того или иного производителя: гидро- или тепловой ГК. Себестоимость электроэнергии у них разная, например, у первой – до 10 копеек, у второй – 2–5 рублей. Каждый россиянин сможет выйти на системного оператора, узнать его возможности и подключиться в зависимости от его предпочтений и экономической целесообразности.

С 2011 года электроэнергетика перейдет на рыночное ценообразование и для промышленных потребителей.

А для того чтобы конкуренция на энергорынке была добросовестной, есть государственные органы: Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Минпромэнерго. Есть Ростехнадзор, который отвечает за соблюдение технических стандартов и надежность. Кроме предприятий РАО в стране уже работают десятки энергокомпаний в разных секторах отрасли, они регулируются в соответствии с законодательством, и этого достаточно. К тому же по мере разгосударствления в конкурентных секторах начнут работать саморегулируемые организации.

Алексей КАЧАЙ,

начальник департамента стратегии РАО «ЕЭС России»:

- Чтобы объяснить, почему реорганизация РАО «ЕЭС России» была неизбежна, надо напомнить, в чем суть реформы энергетики. В конце 1990-х годов каждая компания, то или иное АО «Энерго», располагавшееся на своей территории, как правило, реализовывало те задачи, которые были выгодны скорее данной компании, нежели группе потребителей. Именно поэтому была выбрана модель, при которой мы переходили от управляемой едино и локально энергосистемы внутри каждого отдельно взятого региона в сторону того, чтобы энергетика, а прежде всего ее конкурентная часть, базировалась и управлялась на основе принципов, выгодных потребителю. То есть внедрение рыночных отношений в отрасль. Мы стремились к тому, чтобы энергетика являлась отраслью, где в одной части господствует и занимается повышением эффективности частный капитал при наличии государственного контроля, в другой - четкое государственное регулирование в тех отраслях, где конкуренция невозможна.

  

Белла СЕВОСТЬЯНОВА, г. Шахты. Газета «Шахтинские известия» №133-136 (2573-2576). 2 июля 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики