СВЕТОФОР ДЛЯ БИЗНЕСА
Автор: Панин Алексей
Регион: Тюмень
Тема:  Энергетика
Дата: 26.06.2008

О том, что РАО «ЕЭС России» перестает с 1 июля существовать в своей привычной ипостаси монополиста, говорилось много. А вот о том, как затронут реформы простого потребителя известно далеко не всем. По словам руководителя Дирекции по управлению финансовыми рисками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России»

Марины Либоракиной, встречавшейся на днях с журналистами из разных регионов страны, конечные результаты реформы буду оценены по тому, насколько будут удовлетворены простые потребители электроэнергии.

Единство и борьба противоположностей

Марина Ивановна начала свое выступление с тезиса о единстве энергетиков и потребителей, ведь все мы каждый месяц получаем счет на оплату жилищно-коммунальных услуг, в который входит и плата за электричество. Его цена также включена в стоимость большого количества других услуг — от транспорта до продовольствия. Соответственно, от успеха реформы в конечном итоге зависит то, насколько мы будем удовлетворены жизнью. «Сейчас, когда подводятся итоги реформирования, первым на повестку дня выносится вопрос работы с потребителями» -- заверила Марина Либоракина.

Именно поэтому на последних стадиях реформирования в РАО «ЕЭС России» реализуется программа действий по одной из самых болезненных для электроэнергетики проблем — технологическому присоединению к распределительным сетям. Этот вопрос беспокоит и волнует не только малый бизнес, но всех садоводов и огородников, тех, кому приходится подключать к электросетям свою дачу, а так же всех, кто обеспокоен развитием национальных проектов, в частности, по обеспечению нуждающихся доступным жильем.

К сожалению, сейчас РАО «ЕЭС России» не может похвастаться отсутствием жалоб потребителей. С завидной регулярностью всплывают факты разного рода злоупотреблений, вымогательств и поборов. Чаще всего подобные факты связаны с немотивированными отказами в присоединении новых потребителей к электросетям. И, конечно же, чаще других под удар попадает мелкий предприниматель. Взяв кредит на развитие производства, заплатив за аренду и купив оборудование, он вдруг сталкивается с тем, что для подключения к электросетям отсутствует некая «техническая возможность». Остается либо ждать, когда такая возможность появится, либо пытаться решить проблему подключения при помощи взяток. Теперь на помощь потребителю энергии придет целый пакет документов, уже подписанных председателем правления РАО «ЕЭС».

«Без бумажки ты...»

Один из главных документов – типовой договор. В нем будут прописаны не только цена подключения, сроки и порядок оплаты, но и санкции для поставщиков услуги за нарушение условий договора.«Все, что записано в нормативно-правовой базе, все, что записано в условиях договора, должно быть выполнено день в день. Если не выполнено, то на сетевую организацию должен быть возложен крупный штраф», – заявляет Марина Либоракина.

Другой и очень важный момент – это желание энергетиков сделать сам технический процесс присоединения более простым и доступным для понимания потребителей. Большинство потребителей знает об электричестве лишь то, что оно течет из розетки. И вот оформляет такой потребитель в свою собственность землю, выкупает помещения. А потом выясняет, что ресурсов для подключения попросту нет: чтобы подключить его заводик, потребуется отключить пару жилых домов. В профессиональной среде это называется рисками бизнес-проектов.

Теперь чтобы учесть эти риски достаточно будет зайти в Интернет, открыть на сайте сетевой компании карту, найти интересующий район и посмотреть на возможности открытого центра питания. К примеру, в нем осталось 100 незадействованных условных единиц, при этом на 70 единиц уже есть заявки. При таких условиях, если для запитывания нового заводика требуется не 30 оставшихся единиц, а 60 или 80, то лучше подыскать для своего бизнеса другой район. Предусмотрены для мелких предпринимателей и финансовые преференции. Обычно стандартная стоимость присоединения всегда удваивалась за счет того, что приходилось оплачивать различные дополнительные работы. Теперь в случае подключения мелких предпринимателей, это все берет на себя сетевая компания. А вот средний и крупный бизнес по-прежнему будет платить за себя сам.

Групповые правила

Потребители электроэнергии, а точнее, нуждающиеся в подключении к сетям, разделены на несколько групп. Первая из них – это бытовые потребители мощности до 15 кВт -- физические лица, садовые и гаражные кооперативы, товарищества собственников жилья, религиозные организации и субъекты малого предпринимательства. Вторая группа потребителей – от 15 до 100 кВт, включает в себя, к примеру, авторемонтную мастерскую или маленький ресторан. Третья группа – средний бизнес, оценка потребления которого колеблется, и наконец последняя -- «предприниматели-тяжеловесы», владеющие алюминиевыми заводами или нефтяными месторождениями.

Первое, что должны знать желающие подключиться к электрическим сетям – их заявка должна быть обязательно принята к исполнению. Все источники питания поделены на 2 группы: открытые, где существуют свободные мощности для присоединения, и закрытые, в которых сформировался дефицит. Для физических лиц и самого маленького бизнеса, срок присоединения составляет 1 год, причем, вне зависимости от того, закрыт или открыт центр питания на этой территории. Это объясняется тем, у центров питания всегда есть небольшой резерв, благодаря которому можно обеспечить энергией самых маленьких потребителей.

Одной из возможностей злоупотребления становится требование энергетиков потребителю о разработке индивидуального проекта для подключения. Это объясняется маленькая пропускной способностью сети и отсутствием технической возможности присоединения. Потребитель не может определить насколько это соответствует действительности и вынужден заказывать более дорогой индивидуальный проект подключения. РАО «ЕЭС России » разработано базовое правило – для первой группы потребителей не должно быть никаких индивидуальных проектов. Им должны предоставляться на выбор различные модульные решения, с точкой присоединения не дальше 25 м от границы земельного участка.

Оцените доступность

Ставка оплаты за присоединение к электрическим сетям устанавливается региональной энергетической комиссией. В решениях, которые сейчас готовит Федеральная служба по тарифам для физических лиц и приравненных к ним некоммерческих организаций установлена цифра – 5,5 минимального размера оплаты труда. Если плата за присоединение касается присоединения мощности менее 15 кВт и эта оплата берется просто за факт присоединения. РАО «ЕЭС» выступило с предложением ввести аналогичную стоимость для субъектов малого предпринимательства, потребляющих такую же мощность. Остается надеяться, что государственные органы тарифного регулирования поддержат эту инициативу.

Размер платы для потребителей определен стандартным меню, которое утверждается органом государственной власти. Следует помнить, что стопроцентная предоплата за подключение запрещена. Физические лиц могут заплатить 80 процентов стоимости в начале срока действия договора и 20 -- в конце. При этом у них есть возможность выбора и если кто-то не желает дважды ходить в банк он может оплатить стоимость присоединения сразу. Более крупные потребители проводят поэтапную оплату за подсоединение, единовременный платеж не может превышать 30 процентов. Это позволяет потребителю контролировать сетевую организацию и ее исполнение условий договора.

В документах подготовленных РАО «ЕЭС» предусмотрены штрафные санкции для сетевых организаций не выполняющих условия договора по подключению. В случае, когда речь идет о физических лицах, то верхний предел неустойки вообще не устанавливается. За каждый день просрочки клиент будет получать 3% от платы за техприсоединение и если технологическое присоединение задержали на год, значит неустойка будет оплачиваться все это время. Для более крупных потребителей предусмотрена скользящая шкала, определяющая, что чем больше срок «неприсоединения», тем выше будет неустойка, которую заплатит сетевая организация. Кроме неустоек документами РАО «ЕЭС» предусматривается еще и возможность возмещения убытков.

В случае если эти инициативы реформаторов из РАО «ЕЭС России» будут неукоснительно приняты к исполнению российский бизнес, прежде всего малый, может почувствовать заметное облегчение. Следовательно это отразится и на каждом из нас, как потребителях услуг. И если сейчас плата за подключение к электрическим сетям воспринимается как запрещающий сигнал на пути развития, пакет документов по регламентированию этого процесса включит предпринимателям зеленый свет.

  

Аркадий КУЗНЕЦОВ, г. Тюмень. Алексей ПАНИН, г. Пенза. Газета "Тюменская область Сегодня" 25 июня 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики