ЭЛЕКТРОСЕТЬ ЗАПЛАТИТ НЕУСТОЙКУ
Автор: Панина Анна
Регион: Пенза
Тема:  Энергетика
Дата: 04.07.2008

С 1 июля прекращает свое существование РАО «ЕЭС России». Прежде чем ликвидировать РАО, его руководство подготовило пакет документов, которые касаются отношений будущих структур-«наследников» с потребителями. Немаловажная сторона в этих отношениях – проблема технических присоединений к электросетям.

Страна богатеет, количество потребителей растет. К сетям хотят подключиться все – от рядового жителя России (построил дачу или домик – надо провести туда свет) и мелкого бизнесмена с цехом на 34 швейные машинки до крупного предприятия, строящего, к примеру, жилье по нацпроекту. И все хотят подключиться быстро, без хлопот и административных барьеров и, главное, недорого.

О новой системе оплаты за подключение к электросетям членам Клуба рег8иолнальной журналистики «Из первых уст» рассказывала руководитель Дирекции по управлению нефинансовыми рисками и социальной отчетности ОАО РАО «ЕЭС России» Марина Либоракина.

По ее словам, эта система будет различной для четырех групп потребителей, которые выделяет руководство электроэнергетикой.

Первая группа – мелкие потребители присоединяемой мощностью до 15 кВт в основном это физические лица). Вторая - малый бизнес (мощность – от 15 до 100 кВт). Третья группа условно названа средним бизнесом. И четвертая группа – крупный бизнес, которому нужны большие объемы присоединяемой мощности.

За подключение к сетям потребителей первой группы установлен стандартный тариф – 550 рублей. Мелким потребителям предоставлен выбор: платить всю сумму один раз, в начале подключения, или 80 процентов в начале срока действия договора и 20% - в конце. Кроме того, потребителям из первой и второй группы больше не придется оплачивать различные дополнительные работы – эти расходы возьмет на себя сетевая компания.

Потребители из второй, третьей и четвертой групп будут платить за присоединение к сетям в 4 этапа: три раза по 30 процентов и 10 процентов в конце договора, когда подключение завершено.

Большой проблемой для клиентов РАО ЕЭС всех уровней были задержки подключения. Нередко бывали случаи, когда мелкие предприниматели попросту разорялись из-за того, что их кафе или магазин вовремя не подключали к сети. Впредь, как обещают в верхах РАО «ЕЭС», потребителю представится возможность «контроля рублём». Как рассказала госпожа Либоракина, для физических лиц верхний размер неустойки не устанавливается. За каждый день просрочки со стороны исполнителя клиент будет получать 3% платы за техприсоединение. Даже при сумме договора в 550 рублей за год набегает немалая неустойка. Для более крупных потребителей предусмотрена «скользящая шкала»: чем дольше сетевая организация задержит присоединение, тем выше будет неустойка, которую она заплатит. 550 Это 550 руб. И не за киловатт, а просто за факт присоединения. Мы выступили с предложением ввести аналогичную стоимость для субъектов малого предпринимательства, у которых до 15 кВт. Это справедливо. Потому что объем мощности ровно такой же, как и для физлиц. И уж какой они там бизнес делают, тут особой прибыли нет. Есть только, в основном, рабочие места. Поэтому мы выступили с этой идеей. Надеемся, что органы тарифного регулирования ее поддержат. Потому что это должно быть государства, конечно. Дальше. Размер платы для потребителей по стандартному меню. То, которое утверждает орган государственной власти. Самое главное, что никаких дополнительных расходов не будет. Потому что обычно стандартная стоимость присоединения всегда удваивалась за счет того, что приходилось оплачивать различные дополнительные работы. Теперь это все берет на себя сетевая компания. Конечно, за исключением случаев средних и крупных потребителей, которые все оплачивают сами. Дальше. Порядок оплаты. Стопроцентная предоплата запрещена. Если речь идет о второй, третьей, четвертой группах потребителей, там оплата по этапам. 30, 30, 30 и 10 в конце, когда вы закрыли акт присоединения, осуществили. И вы, как потребитель, можете контролировать сетевую организацию, как она исполняет условия договора. Если задержка, то никто ничего не оплачивает. Хочу сказать смешной пример. У нас в первом договоре, который был опубликован на сайте, употреблялись термины «заявитель» и «сетевая организация». Нам очень строго указал Союз защиты потребителей России, что «заявитель» - это когда человек обращается в органы государственной власти. А здесь – заказчик и исполнитель. Действительно, мы глубоко проанализировали, в подсознании это сидит у нас, как у менеджеров. Терминология новая, и мы надеемся, что в соответствии с этой терминологией будет изменяться и практика. Если речь идет о физическом лице, мы предложили 80% в начале срока действия договора и 20% - в конце. При этом потребители сказали: «500 рублей. Ходить два раза в Сбербанк оплачивать. Дайте нам возможность выбора». В этом плане можно будет заплатить 550 руб. один раз, но вначале. Это только по выбору клиента. Чтобы было моральное обязательство: вы деньги получаете только в конце выполненной работы. Следующий, самый главный, пункт. Это контроль рублем. Установлены серьезные санкции. Если речь идет о самых маленьких физических потребителях, о физических лицах, то верхний размер неустойки вообще не устанавливается. И за каждый день просрочки клиент будет получать 3% от платы за техприсоединение. 3% от 550 рублей – это маленькая сумма. Но если на год задержали техприсоединение, значит, будет получать в течение этого года эти 3%. Если речь идет о более крупных потребителях, там предусмотрена скользящая шкала. Чем больше срок присоединения, тем выше будет неустойка, которую заплатит сетевая организация. Кроме того, предусмотрены не только неустойки, но и такая вещь, как возмещение убытков. Это одна из существенных к нам претензий, что мы задержали техприсоединение. И пока мы его задержали, человек просто потерял возможность открыть свое кафе. Теперь предусмотрено в договоре возможность сделать апелляцию и предъявить претензию по возмещению убытков. То есть, сколько человек потратил на оборудование, которое ему не потребовалось, и сколько он может получить компенсацию по упущенной выгоде. Это очень серьезное предложение. Либо по размеру упущенной выгоды будет определяться по соглашению сторон, либо он будет определяться в судебном порядке.

  

Анна ПАНИНА, г. Пенза. Газета "Улица Московская", июль 2008

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики