ОБРАЗОВАНИЕ: СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ
Автор: Криницкая Татьяна
Регион: Саров
Тема:  Проблемы образования
Дата: 30.07.2008

«…Вы знаете, как это делается… Побыстрее, посмешнее – тяп-ляп, и так сойдет… Да-с… Может получиться неловко».

А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Давным-давно в старом советском комедийном фильме пришелица из космоса настаивала, что «эксперименты следует проводить на «наименее ценных членах экипажа». Похоже, что для российского общества это дети. Иначе как расценить факт, что русская литература перестала быть обязательным экзаменом за курс полной средней школы?

Выпускники-2008 получили новенькие аттестаты и вырвались в самостоятельную жизнь, забыв выпускные экзамены, словно ночной кошмар. Взрослые продолжают давно начатую полемику. Прежний руководитель Рособрнадзора Болотов утверждал, что литературу сделали «предметом по выбору» для «технарей», которые прекрасно знают математику, физику, но сдать экзамен по литературе не могут. Мол, чтоб детей не перегружать. Однако аналогичного послабления для ребят с гуманитарным складом ума, у которых сложности с математикой и физикой, не последовало.

Недавно на Днях российской литературы в Липецке писатели приняли обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, в котором назвали 2 июня 2008 года «чёрным, горьким, безрадостным днём в жизни отечественной словесности», поскольку «по причине произвола чиновников Министерства образования РФ, которые самовольно, невзирая на общественное мнение и требования современного образования, исключили литературу из числа обязательных экзаменов».

«Российскому образованию нанесен очередной тяжёлый удар. … Прикрываясь, как фиговым листом, демагогическим объяснением, что … литературу пока никак не удается «вписать» в форму ЕГЭ, чиновники от образования отменили не экзамен в форме ЕГЭ, а... саму литературу. Если подобная ситуация сохранится и в будущем, то это значит, что отменили не просто экзамен по литературе, но и саму литературу вычеркнули из числа обязательных предметов. Ведь, в самом деле, зачем учить литературу, если её не нужно сдавать на экзаменах по окончанию школы?

Тяжёлый удар нанесен не только образованию, но учащимся российской школы, а, значит, будущему всей России. Литература — это не просто собрание неких знаний о писателях и героях их произведений. Литература — это, наряду с историей, предмет, с помощью которого юные граждане нашей страны осваивают духовный, нравственный, культурный и исторический опыт жизни их родителей, дедов и прадедов на родной земле.

Мы считаем, что вопрос об обязательном экзамене по литературе по окончании средней школы — это вопрос государственной важности, характеризующий направленность всей государственной политики.

Так и хочется воскликнуть: «SOS! Спасите наши души!» Литература — это единственный учебный предмет, который непосредственно формирует нравственные, духовные и душевные качества учащихся. Поэтому призыв к спасению литературы — это и есть призыв к спасению детской души.

Писатели России, собравшиеся в Липецке на Дни российской литературы в Центральном федеральном округе, требуют, чтобы Министерство образования РФ вернуло литературу в число обязательных экзаменов на территории всей страны. Более того, мы требуем, чтобы к жизни была возвращена форма сдачи экзамена по литературе в форме сочинения, наряду с устным экзаменом или же экзаменом в форме ЕГЭ.

Спасите нашу литературу! Спасите наши души!»

РАСТИМ ПЛАМЕННЫХ ШАХИДОВ?

На недавнем семинаре в Клубе региональной журналистики председатель его Ирина Ясина высказала свое мнение:

- Я помню, как моя классная в школе говорила: «У нас нынче должно быть два золотых медалиста, а ты уже третья и нам не нужна. И должна за сочинение получить четверку. Напишешь в сочинении гражданскую войну с заглавной буквы».

Субъективизм в оценке знаний школьников был таков, что стало необходимо выбрать между Сциллой субъективизма и взяточничества при поступлении в вуз и Харибдой механистического подхода.

А самая-то большая проблема в том, что ЕГЭ – первый в ряде других шагов, которые должно было предпринять. Следующий - ввести государственные именные финансовые обязательства. А мы остановились даже не на полпути – на четверти. Дальше ЕГЭ не пошли. Потому что реформа, основой, базой которой было введение ЕГЭ, закончилась. Получилось «как всегда».

Баланс найти нужно. Математику, русский и иностранный языки, физику и предметы, по которым можно механизировать экзамен, - надо «оцифровать». Но сдавать машине историю или литературу… Их лучше не трогать! Программу целиком надо менять. Для чего нашим детям нужна была «Песня о буревестнике»? Мы что, растили пламенных шахидов?

ОЦИФРОВАННАЯ ДУША

Вряд ли по многим проблемам у либерального экономиста Ирины Ясиной и православного патриота, секретаря Союза писателей России Марины Ганичевой совпадут точки зрения. Но в оценке отмены обязательного экзамена по литературе за курс полной средней школы они были единодушны.

В заваленном книгами кабинете Союза писателей Марина Валерьевна говорила с корреспондентом «ГК»:

- Да, теперь экзамен можно выбрать или не выбрать, но детям-то всегда ж хочется как полегче.

С другой стороны, литературу сдавать в форме ЕГЭ? Формализовать эти знания, «оцифровать» литературных героев, произведения, души наши, нравственность? Это невозможно.

- Но программа-то действительно далека от совершенства.

- Она все время пересматривается. Но и теперь современных классиков – а я считаю классиками Василия Белова, Валентина Распутина, Михаила Алексеева, Владимира Крупина – нет в программе. Кроме одного рассказа Распутина. Это значит, что никто их никогда не прочитает, дети не узнают, что это такое – традиционные литераторы. За программу все время нужно сражаться. Кстати, мы – Союз писателей – постоянно это делаем.

- Вас слышат?

- Наша задача не столько в том, чтобы на своем настоять. Мы не знаем, «как наше слово отзовется». Сказать - обязаны. А будет услышано или нет – я бы сказала, что это проблема власти. Нас придется слушать не потому, что мы правильно говорим, а потому, что иначе завтра не с кем будет строить государство.

Писатели, литераторы, те, кто занимается филологическим и литературным трудом, не можем молчать когда экзамен по литературе выведен из обязательных. Литература и история – предметы, которые делают человека гражданином. Президенту и премьер-министру стоит подумать, каких граждан России они хотят получить. Поэтому мы к ним и обратились, чтобы они посмотрели повнимательней и изменили отношение к этому предмету.

Публицист Александр Привалов считает, что «Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чем бы то ни было. Людям практически официально позволяется, таким образом, не только несопоставимо меньше читать, но и не учиться писать. Это интеллектуальный холокост. Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать».

Чуть не тысячу лет у России (в любой ее ипостаси: Руси, Российской империи, СССР, РФ) изменялся этнический состав. Страна была и остается «плавильным котлом». Важность русского языка, русской истории, литературы должны лишь подчеркиваться и расти. А демонстративно снижать их роль в школе - заранее подписывать капитуляцию русского мира.

…Одиннадцатиклассники Нижегородской области в нынешнем году еще сдавали литературу в обязательном порядке. Осенью следующие ученики выпускных классов начнут подготовку к экзаменам. А взрослые продолжают полемизировать. И экспериментировать на наименее ценных членах экипажа.

P.S. А напоследок поговорила со студентами-технарями. Один окончил школу тринадцать, другая – три года назад. У одного по литературе и русскому дохленькая троечка в аттестате, у другой – надменная пятерка. Помню, как оба писали сочинения, а перед этим готовили «шпоры», кушали валерьяночку и принимали прочие традиционные меры… Но теперь, услышав об отмене обязательного экзамена по литературе, оба заявили, что это – нельзя!  

Татьяна КРИНИЦКАЯ, г. Саров. Газета "Городской курьер" № 28 9 июля 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики