ЧТО ТВОРИТСЯ С ЦЕНАМИ НА ПРОДУКТЫ?
Автор: Зыкова Татьяна
Регион: Абакан
Тема:  Продовольственный кризис
Дата: 07.12.2007

Темой, по популярности соперничающей с выборной, остается подорожание продуктов. И прошедшее, и предрекаемое серьезными аналитиками весной. Ибо выборы (и народные избранники) приходят и уходят. А кушать хочется всегда. Попробуем поразмышлять, чего нам ждать в ближайшем будущем?

Отдельно

Чужой опыт

Столичные эксперты вещают с экранов телевизоров, что цены после предвыборных с ними экспериментов (как их ни назови: заморозка, стабилизация или частичное регулирование, все равно это отдает социалистической экономикой) в момент взлетят.

Вторжение в рынок к добру не приводит. Исторические примеры – тому подтверждение. Например, случай в США времен правления Ричарда Никсона. После того как тот в 1971 году устроил госконтроль над зарплатой и ценами, заморозив их “всего” на 90 дней, инфляция сначала и вправду стала меньше. Зато в 1973 году страна увидела не ее плавное повышение, а отсроченный прыжок со всеми вытекающими: например, задравшимися до неприличия продуктовыми ценами.

Размышления столичных аналитиков

Некоторые любопытные мысли о причинах и последствиях октябрьского повышения цен мне удалось услышать от московских экономистов вживую, в ходе московского семинара Клуба региональной журналистики “Из первых уст” (КРЖ). Для себя я выделила в них три важных момента.

ПЕРВЫЙ: ОБ ИНФЛЯЦИИ. Эксперты говорят, что рост цен – следствие инфляции, а не наоборот. Как у нас с ней обстоят дела (по крайней мере, официально), мне удалось узнать на Международной конференции “Социально-экономическое развитие России: новые рубежи” в конце октября, куда благодаря КРЖ попали региональные журналисты. В том числе услышать о развитии России из уст министра финансов Алексея Кудрина.

В своем выступлении об экономическом росте страны он коснулся его темпов и инфляции, которую назвал одной из главных проблем. По его данным, ее месячный рост достиг 2,5%. А. Кудрин также сообщил, что одна из причин этого – опережающий рост доходов населения над ростом производительности труда. И заметил, что инфляция в этом году будет больше 10%.

Избыток денежного предложения он назвал одной из причин, помешавшей сделать более безболезненным для россиян повышение цен на продовольствие на мировых рынках. Которое, в свою очередь, случилось из-за растущего спроса на сельхозпродукцию и неурожая зерна в ряде стран.

По прогнозам главы Минфина Алексея Кудрина, ситуацию в России удастся стабилизировать через два-три месяца. Что ж, время покажет. Ждать недолго осталось.

ВТОРОЙ: ЗАМОРОЗКА ПО-РОССИЙСКИ. Что касается российских ответов на рост цен, то журналисты попытались выведать у присутствовавшего на семинаре представителя компании X5 Retail Group, входящей в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), подписавшую нашумевшее “сугубо добровольное” соглашение о заморозке цен на отдельные продукты, – что это было? Собственная инициатива или все-таки настоятельный совет правительства, опасающегося открыто действовать нерыночно? Вторую версию, естественно, никто не подтвердил, но и не опроверг.

Но нам подтвердили другое: “замороженные” социально значимые продукты – вовсе не те, с которых сети получают основную прибыль. Напомним, что в перечень этих товаров вошли два вида хлеба (пшеничный и ржаной), молоко не менее 1,5% жирности, кефир однопроцентный, масло подсолнечное, яйцо куриное. Так как у нас рыночная экономика, то эффект от этого шага для населения будет весьма странным. В таких случаях потери от снижения цен на одни продукты возвращаются за счет подъема цен на другие, “премиальные” продукты. То есть цены все равно продолжат расти. Только, грубо говоря, за застывшую стоимость подсолнечного масла будут доплачивать любители кофе или йогуртов.

ТРЕТИЙ МОМЕНТ: И ВСЕ-ТАКИ ПОПУЛИЗМ!

Но раз рост продовольственных цен – это мировая тенденция и спрятаться от нее невозможно, то очевидно, что применяемые меры – больше косметические, носящие временный результат. Зачем этот эффект понадобился, понятно: выборы. Причем маски спасителей России от повышения цен примеряют на себя представители самых разных партий. Правда, оригинальностью их заявления не отличаются. И действенностью тоже. Озвучивают то, что хочет народ: обещают применить к компаниям-посредникам, взвинчивающим цены, “жесткий подход”, “наказать самым жестким образом тех, кто устроил повышение цен”. При этом не уточняется, кому конкретно достанется.

Реально “подстелить соломку”, считают специалисты, можно было раньше, учтя в планировании инфляции мировые тенденции. О том, что повышение цен будет, экономисты начали говорить аж в прошлом году, когда фьючерсы на зерно поднялись в цене. А продовольствие (и зерно, и подсолнечное масло, и “молочка”) в других странах начало дорожать еще весной. До России эта волна шла около полугода! А теперь помочь могут долгосрочные меры. Например, развитие аграрного производства. Звучит не так эффектно, как разом расправиться с мифическими заговорщиками, устроившими ценовой взлет, зато в будущем Россия меньше будет зависеть от мировых колебаний цен. Алексей Кудрин заявил о том, что повышение цен на мировых продовольственных рынках – долгосрочное явление. Но и в этой ситуации вице-премьер нашел для России положительную сторону: “Это открывает для российских сельхозпроизводителей новые возможности”.

Что касается искусственного удержания цен, то многие эксперты считают эту меру популистским предвыборным ходом. Например, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин высказался об этом так: “Замораживание цен – это способ, похожий на то, что вы заглянули в зеркало, вам не понравилась ваша физиономия, и вы поэтому зеркало разбили. Если допускается заморозить цены силами государства, то это можно сделать максимум на месяц-два и на очень ограниченное количество товаров. В принципе, это не рекомендуется. В крайнем случае, именно для того, чтобы сбить панику. Но всегда с замораживанием цен есть такая проблема: наступает момент, когда вы должны отказаться от этого, и цена после этого обязательно подскочит”.

* * *

А рядовых жителей Хакасии больше интересуют не копания в первопричинах ценового скачка, а более приземленные вопросы, которыми они и атакуют нашу редакцию: “Происходит ли сейчас в Хакасии повышение цен на продукты? Если да, то какие продукты больше всего дорожают? Ожидается ли в ближайшее время новое повышение цен? И как предполагается контролировать ситуацию?” Ответы хакасских специалистов на эти вопросы читайте в следующих номерах.   

Татьяна ЗЫКОВА, г. Абакан. Газета «Абакан» № 47(2680)) 28 ноября - 4 декабря 2007 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики