ЭНЕРГЕТИКА ДОЛЖНА РАЗВИВАТЬСЯ И ОПЕРЕЖАТЬ НА НЕЕ СПРОС
Автор: Григоренко Светлана
Регион: Томск
Тема:  Энергетика
Дата: 11.07.2008

С 1 июля перестала существовать единая энергетическая система в России. На смену ей пришла совершенно другая система управления. Ради чего проводилась реформа в энергетике? Об этом ведет разговор начальник департамента стратегии ЦУР РАО ЕЭС России Алексей Качай.

Реформа началась пять лет назад. В результате была выбрана модель, при которой энергетика управлялась бы на основе принципов, выгодных потребителю. Речь идет о внедрении рыночных отношений, что позволит сбалансировать интересы потребителей и производителей при наличии правильной системы сдержек и противовесов, работающих в сфере государственного регулирования.

Мы стремились к тому, чтобы энергетика стала отраслью, где, с одной стороны, повышением эффективности занимается частный капитал под государственным контролем за его поведением, с другой стороны – в отрасли должно существовать четкое государственное регулирование в тех отраслях, где конкуренция невозможна, то, что называется естественной монополией.

Какова стала структура энергосистемы после распада РАО ЕЭС? Любая система способна развиваться в том случае, если ей задаются правильные направления и кто-то смотрит за тем, чтобы новые возможности системы не наносили вред всему рынку. Поэтому вся отрасль и была разделена на две части – конкурирующую и инфраструктуру,. Появились, во-первых, конкурентные сектора, где действуют частный капитал и рынок. Это генерация и сбыт электроэнергии. Во-вторых, монопольный сектор, сохранивший госсобственность и госрегулирование. Это магистральные сети, связывающие территорию страны, распределительные сети и распределительные операторы, которые задают им режимы.

Энергетическая отрасль базируется на тех материальных ресурсах, которые нужны ей для производства и передачи электроэнергии. В советский период эта сфера держалась на тарифе потребителя. Других источников финансирования, кроме тарифа, не было никаких. Конечно, компании могли экономить. Но эта экономия регулятором изымалась. Логика была простая – если компания потратила меньше, научилась работать с меньшими затратами, значит должна уменьшить тариф. Вот в таких условиях работала энергетика.

Что мы сделали? Выделили ту часть в энергосистеме, которая не должна влиять сильно на тариф. Чтобы частный капитал приходил в генерацию и занимался повышением эффективности. И ту часть, которая должна быть полностью подконтрольна государству. Нас критикуют за то, что мы раздробили энергосистему. Это далеко не так. Вначале каждая энергосистема была разделена на части, потом каждая часть была укрупнена в те или иные компании. Так, некрупные станции и станции, производящие тепло и отапливающие города, были укрупнены в территориальные генерирующие компании. Была образована единая федеральная магистральная сетевая компания. Образован холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний. Сформирован системный оператор, как единый по функциональному признаку, которому подчинены все диспетчерские управления на всех уровнях. Созданы сбытовые компании, работающие в каждом субъекте федерации, к которому любой потребитель может получить электроэнергии, заключив стандартный договор.

Вот так будет теперь работать система, в центре которой будут взаимодействовать компании инфраструктуры и компании конкурентных секторов.

В настоящий момент разработана целевая модель рынка, согласно которой осуществляется поэтапная либерализация рынка. Каждые полгода растет нерегулируемый сектор, где электроэнергия продается по свободным ценам. Согласно постановлению правительства, к 1 января 2011 года уровень либерализации достигнет 100%. Ситуация для населения, вызванная возможным колебанием цен, должна быть разрешена в увязке с бюджетными целевыми или иными дотациями. Для этого существуют различные механизмы. Либо через бюджет будут платить энергокомпаниям, а они - выставлять заниженные тафиры, субсидируемые государством. Либо можно сделать систему социальной нормы потребления, определить лимиты, сверх которых платить по свободным рыночным ценам.

После принятия постановления о темпах либерализации рынка инвесторам стало понятно, по каким принципам они будут работать, как будет действовать рынок, каким образом компании будет зарабатывать деньги. Только когда все это соединилось в единое целое, люди стали инвестировать свои средства в наши компании. Мы уже получили более 800 млрд. рублей частных инвестиций. Это громадные деньги, которые бы не пришли в отрасль, если бы не было понятно, в какие компании можно вкладывать средства и каковы правила игры.

Если инвестиционная программа 2001-2002 годов оценивалась в 100-300 млрд рублей, то сегодня инвестиционная программа составляет более 4 трлн. рублей. Начиная в 2000-х годов, спрос на энергетику постоянно растет. Развитие энергетики должно этот рост опережать.

Инвестиционная программа сбалансирована по следующим принципам: откуда берутся деньги, куда они тратятся, строительство и сроки введения в эксплуатацию генерации и объектов сетевой инфраструктуры, работа станций, вид используемого топлива и количество.

Энергетика является серьезным стимулом для развития других отраслей экономики. Какие риски существуют при новой системе? Во-первых, риски монополизации. Мы понимаем, что есть компании, у которых есть деньги, и они могут приобретать активы. Чтобы таких ситуаций не было, здесь должен действовать регулирующий орган. Это сфера его компетенции.

В ноябре 2007 года были приняты поправки в закон об энергетике, которые сильно увеличивают полномочия регулятора и увеличили размеры штрафов до 15 % от годовой выручки, если компания использует во вред свою монопольную власть.

Чем сложнее рынок, тем больше полномочий должно быть у регулятора, тем сложнее система регулирования. Здесь может быть некоммерческое партнерство совета рынков. Оно будет следить за тем, как используется монопольная власть. Это могут быть и санкции со стороны антимонопольной службы.

Что мы имеем в итоге реформирования энергетики? Отрасль оказалась полностью преобразованной. Мы вывели часть сферы деятельности из-под системы тарифного гнета, тарифного регулирования Мы переложили на энергокомпании часть затрат, распределили между энергокомпаниями, генераторами, сбытовыми компаниями и потребителями новые цены, на которые будем выходить.

Конечно, постреформенные риски существуют в любой отрасли. Их влияние нельзя сбрасывать со счетов, но не стоит их и переоценивать. Инструменты воздействия на них, безусловно, есть, и появились они благодаря проведенной реформе и изменению структуры регулирования отрасли.

  

Светлана ГРИГОРЕНКО, г. Томск, журнал «Томск-magazine», июль 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики