ИМИДЖМЕЙКЕРЫ ПРЕЗИДЕНТУ ПУТИНУ НЕ НУЖНЫ
Автор: Шестакова Ольга
Регион: Чайковский
Тема:  Власть
Дата: 21.11.2007

В Москве почти ежемесячно проходят заседания Клуба региональной журналистики. На них традиционно выступают известные политики, юристы, бизнесмены, журналисты и др. Клуб региональной журналистики создан специально для региональных СМИ, чтобы они могли получить информацию, что называется, «из первых уст» и поделиться ею со своими читателями. Мне дважды в этом году посчастливилось побывать на подобных мероприятиях, в том числе на последнем семинаре Клуба, который состоялся в конце сентября.

Надо сказать, что и в этот раз повестка дня оказалась отменной. Было много интересных людей и важных тем, о которых я непременно напишу в следующих выпусках газеты. Но начну, пожалуй, с рассказа о Президенте РФ. Во-первых, это важно уже потому, что скоро выборы. А во-вторых, мы посмотрим на В.В. ПУТИНА глазами его ближайшего окружения – начальника Управления пресс-службы и информации Президента РФ Натальи ТИМАКОВОЙ, человека очень компетентного и обаятельного. Она с удовольствием ответила на вопросы журналистов, приехавших со всех уголков России.

О себе и о работе пресс-службы Президента

Я последние восемь лет работаю в администрации Президента, из них четыре года возглавляю Управление пресс-службы и информации Президента, которое состоит из нескольких Департаментов. Часть из них работает над тем, что представляет журналистам информацию о деятельности Президента. Другие организуют мероприятия с участием журналистов и Президента. Третьи – рассказывают Президенту о том, что пишут газеты и журналы, какие вопросы волнуют прессу. Данный Департамент готовит пресс-дайджесты, новостные справки и другие материалы, позволяющие Президенту и сотрудникам администрации увереннее чувствовать себя в информационных потоках и более оперативно реагировать на различные информационные темы, возникающие в течение дня.

Штат у нас, к сожалению, большой – 80 человек работает в Управлении.

При поступлении на работу в пресс-службу высшее образование необходимо. Хорошо, если будет опыт работы, не обязательно в госструктурах, но обязательно по темам, связанным с журналистикой, PR, работой по связям с общественностью.

К одежде никаких специальных требований нет, кроме того, что, если идешь на официальное мероприятие, то не в шортах и не в майках. В какой-то момент это становится уже стилем жизни.

Людей мы принимаем практически с улицы. У нас очень много остается студентов после стажировок. Поэтому средний возраст работников Управления пресс-службы – тридцать три с половиной года. Огромное число молодых людей прекрасно совмещает работу с походами на дискотеку и всеми прочими радостями жизни.

О президентском сайте и не только

Большую роль в нашей работе играет президентский сайт, который ведет Интернет-департамент, также входящий в состав нашего Управления. На сайте мы публикуем полные стенограммы всех мероприятий с участием Президента. Причем стенограммы появляются уже в течение двух-трех часов, независимо от того, в какой бы точке Земного Шара это мероприятие не проходило. Там можно познакомиться не только с мнением Президента по какому-либо вопросу, но и с позициями руководителей разного уровня, в том числе и губернаторов. Это самый оперативный сайт из сайтов всех глав государств.

Здесь же публикуются Указы, подписанные Президентом, различные Распоряжения, тексты Федеральных Законов и многое другое. Через сайт журналистам можно аккредитоваться на любые мероприятия с участием Президента, в том числе и международные. На сайте есть большая база всех телефонов, от дежурного по пресс-службе до Президента.

Существует англоязычный сайт для политологов, для западной публики, которая интересуется политикой России.

Создан достаточно забавный детский сайт. Его нам помогает делать известный детский писатель Григорий ОСТЕР, автор «Вредных советов».

Имеется очень важный и нужный сайт, который мы поддерживаем последние полтора года, посвященный реализации приоритетных национальных проектов. На сайте работает форум, на сайте проводятся конференции. В ближайшее время запланирована Интернет-конференция по здравоохранению и по нацпроекту «Доступное жилье».

Ну и, конечно, стоит отметить прямые линии с населением. Это изначально была идея напрямую поговорить с людьми. И до тех пор, пока людей будут волновать вопросы про пенсии, про лекарства, про достойную зарплату учителям и врачам, мы будем на них отвечать.

Прогулка по Кремлю

Нашим Управлением разработан сайт «Виртуальный Кремль». Это очень большая и кропотливая работа, потому что сначала мы снимали все объекты Кремля, где бывает Президент, на специальную технику. Затем делали макеты 3D, чтобы было ощущение, что вы проходите по всем залам, идете по коридору, входите в кабинет, где работает Президент. И я очень рада, что на нашу просьбу стать экскурсоводом откликнулся замечательный актер БАТАЛОВ, который начитал текст этой экскурсии на пленку.

Мифы о Кремлевском пуле

Иногда к нам приходят очень смешные письма с просьбой «включить в пул и выдать удостоверение журналисту в том, что он член Кремлевского пула». Во-первых, нет такого формализованного понятия. Нет людей с корочками членов Кремлевского пула, которые могут купить что-то без очереди или им отпустят чего-то больше, чем остальным.

А что есть Кремлевский пул на самом деле? Это пул федеральных служб – практика, существующая во многих странах. У нас – это пул федеральных СМИ, это люди, которых само издание направляет на работу в Кремль. От агентства в пуле работают, как правило, по 3-4 человека, от газеты – по 2-3. Ну и по 2-3 фотографа от каждого издания.

Некоторые преимущества у пула действительно есть, и это то единственное, что объясняет его существование. Преимущества – это возможность полета вместе с Президентом, возможность одному корреспонденту за одну поездку посетить все точки визитов (а их порой бывает по три – четыре в разных частях света), быть в курсе событий, перемещаться вместе с Президентом. Это очень сильно уменьшает финансовое бремя для издания, т.к. подобные командировки стоят дорого, и можно себе представить, во что выльется изданию отправка в каждую точку по корреспонденту.

Кроме того, длительная работа в пуле позволяет «знать в лицо» всех помощников Президента, его советников. Вам легче получить информацию или что-то перепроверить.

Какой он – Президент РФ В.В. ПУТИН?

Часто меня спрашивают, существует ли в нашем Департаменте PR-агентство, которое занимается имиджем Президента, его речевыми заготовками? Отвечу – нет. Фразы ПУТИНА типа «замочить в сортире», которые нередко становятся крылатыми, – его личная импровизация.

Особенно это ценно, когда речь идет о подготовке к пресс-конференциям. Дело в том, что предусмотреть полностью, какие вопросы будут заданы журналистами, невозможно. Конечно, мы готовим глобальные справки, общие цифры, общие темы, то, на что можно опереться, но 90 % происходящего – в голове у ПУТИНА. Никто не пытается вообще контролировать ситуацию, потому что, когда Президент сам берет в свои руки управление конференцией, то говорить о том, что в зале есть какие-то подсадные утки, просто не приходится.

За восемь лет работы в администрации могу честно сказать, что имиджмейкеры ему, конечно, не нужны. Президент, часто лучше, чем мы, чувствует какие-то вещи и выбирает те фразы и выражения, те образы, которые в данный момент ему кажутся наиболее удачными.

У нас нет людей, которые его специально одевают, красят, причесывают. Все сам. То, что делает Президент, зачастую точнее, важнее и интересней, чем то, что мы можем ему предложить. Это правда.

Как Президенту удается быть в курсе событий?

Задачей аналитического департамента является ежедневное составление дайджестов Президенту по материалам вышедших в свет газет и журналов. Конечно, можно было бы при этом о чем-то умолчать, сделать вид, что ничего не происходит, что все хорошо и замечательно, но тогда в один прекрасный момент мы осознаем, что стоим перед большущей проблемой в той или иной сфере. А можно вставлять в дайджест умные аналитические заметки о том, что должно делать правительство, чтобы этого избежать, и почему это происходит. Тогда это позволит вовремя принять правильное решение. Мы исходим из второго. Более того, все газеты и журналы доставляются Президенту в оригинальном виде, и, если у него есть время и желание, он просматривает все еще и сам.

Президента никогда не заказывали

Я знаю, что материалы региональных журналистов часто согласуются с местной администрацией. Это возможно потому, что в провинции время течет немножко «медленнее», т.к. многие газеты являются еженедельными. У нас, даже если бы мы очень и хотели, этого нет. «Московский комсомолец» подписывается в 2 часа дня, «Независимая газета» – в 4 часа дня, «Коммерсант» – в 8 часов вечера, а «Известия» (московский выпуск) – в 9 часов. При таком раскладе, если бы мы еще просили присылать нам вычитывать газеты, то они просто не выходили бы. Поэтому мы не контролируем выпуск материалов, не вычитываем, не правим не в коем случае.

Что касается кремлевского заказа, то у нас нет бюджетов, мы не PR-агентство в этом смысле. Да и попробуйте что-то доказать Андрею ВАСИЛЬЕВУ, Алексею ВЕНЕДИКТОВУ, Михаилу КОМИССАРУ. Тебе же это выйдет боком, когда на следующий день, скажем, на первой полосе «Коммерсанта» выйдет статья о том, как мы хотели поместить заказной материал. Все это – люди очень состоявшиеся и независимые. У них успешные, прибыльные издания, и они не зависят от наших денег, в отличие от региональной прессы. Если бы региональная пресса была более экономически состоявшейся, главным редакторам было бы легче говорить «нет» местным администрациям.

И все-таки – немного рекламы

В последнее время появилось много рекламных щитов с изображением Президента РФ В.В. ПУТИНА, читающего «Комсомольскую правду», где он говорит, за что любит эту газету. Как появилась такая реклама?

Использование образа Президента не отличается от использования в рекламной кампании образа любого из нас. Оно возможно только с нашего письменного согласия. «Комсомольская правда» отталкивалась от того, что во время одного из прямых эфиров с гражданами России Президент сказал фразу «я сегодня читал в «Комсомолке»…». Руководство газеты направило нам официальный запрос, который был доложен Президенту, и тот счел для себя возможным разрешить использование своего образа, своей фотографии и кусочка этой записи. Корректно это или нет – сложный вопрос, поскольку никто к нам больше не обращался, это был первый случай. Зато были случаи, когда мы просили этого не делать. Например, в Санкт-Петербурге спичечная фабрика изготовила коробки спичек с изображением ПУТИНА. Пришлось им указать на то, что разрешения получено не было, и попросить не использовать фотографию Президента в коммерческих целях. Но надо сказать, что после этого никто официального запроса так и не прислал, видимо, сами поняли, что это будет не вполне корректно.

Больше всего хлопот доставляет использование в рекламе «смешанных брендов». К сожалению, бренд «водка «Путинка» из их числа. Есть слова «путина», «путники» и т.п., поэтому мы не можем доказать напрямую, что это связано с ПУТИНЫМ. Сами они объясняют это по-другому, и, думаю, практически любой суд будет готов принять во внимание и их объяснение тоже. Поэтому законных оснований на прекращение использования этого названия у нас нет. А помогает ли данный бренд продвигать водку – надо спросить у производителя, я думаю, да.

Спецслужбы в роли пресс-атташе

Что касается работы мировых пресс-служб, то работают они все по-разному. Безусловно, сильная и отлаженная схема у американцев. Приезжая в любую точку мира, они для своих журналистов просто разворачивают мобильный комплекс, где есть все. Например, когда мы были на Кубе, где не было телефонных стандартов, как у нас, то все, что мы могли сделать для своих журналистов – это взять в аренду телефоны. А американцы решают это более глобально – они просто разворачивают спутниковые системы.

На самом деле нам легко работать с иностранными коллегами. Есть, конечно, страны СНГ, где коллеги еще пока только учатся работать на международной арене. Иногда получается до смешного, когда мы приезжаем к ним на визит и в итоге сами его и организуем. Мы и сами так начинали, это понятно. А вот хуже всего там, где работы с прессой вообще нет, например, в Северной Корее или Туркменистане. Там эту работу выполняют спецслужбы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Всегда хочется работать с человеком, а не с функцией

В этом смысле Президент меня однажды очень удивил. Было это довольно давно, в разгар активной критики нашей позиции в Чечне. Мы летели из тяжелой европейской поездки, где сначала провели четыре часа в очень сложных переговорах. Затем прошла пресс-конференция, на которой вопросы сыпались один за другим и были тяжелее некуда. Да и среда в зале сложилась им под стать.

И вот в самолете, когда Президент пригласил меня обсудить кое-какие итоги, а была уже почти ночь, в момент взлета он вдруг говорит: «Посмотрите, как красиво». Я не сразу поняла, о чем речь. А он: «В окно посмотрите, Наташа, в окно». Смотрю, а там луна только-только всходит, огромная, и свет от нее разливается. Действительно, очень красиво. Господи, думаю, как в такой обстановке еще что-то можно замечать. Я люблю луну, но тогда вообще ничего не видела. И говорю: «Владимир Владимирович, красиво, конечно, но давайте мы…», а он: «Давайте посмотрим, как красиво».

Эта история произвела на меня тогда сильное впечатление. Часто случается, что, общаясь с политиками, в какой-то момент уже не видишь у них человеческих качеств, как бы близко ты с ними не общался. Потому что они становятся машинами по принятию решений, функциями, ответственностью безумной. А ведь всегда хочется работать с человеком, а не с функцией.

P.S. Выражаю огромную благодарность организаторам за возможность принять участие в работе семинаров КРЖ в г. Москва.

  

Ольга ШЕСТАКОВА, г. Чайковский. Газета «Прикам-Контакт», № 41 от 18.октября 2007

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики