СТЕНКА НА СТЕНКУ? КИРПИЧ - НА КИРПИЧ!
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Экономика
Дата: 04.03.2003

О реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) говорят в стране ровно десять лет, и кое-что даже вроде бы делается. Она, как известно, затрагивает интересы каждого гражданина России. У основной массы населения сложилось мнение о том, что цель ее состоит в повышении оплаты за жилье и коммунальные услуги . Однако , в Федеральном Законе "Об основах федеральной жилищной политики" четко сказано, что подлинная цель реформы - это перевод сектора жилищно-коммунальных услуг на рыночные экономические отношения и формирование эффективных инструментов социальной защиты населения в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг .

Стоимость и качество услуг в коммунальном секторе должны постепенно начать формироваться по законам рынка. И предприниматели могут сыграть в этом процессе ведущую роль. О проблемах и перспективах работы в этом направлении шел разговор на круглом столе "Хозяйствование в стране - бизнесу", организованном "ОПОРОЙ России" в конце ноября в рамках Ярмарки социальных и культурных проектов в Тольятти. Башкортостан входит в состав этого общественного движения на правах корпоративного члена.

Основным негативным фактором на пути улучшения ситуации названо административное вмешательство в экономику и прямое участие муниципальных и региональных органов в хозяйственном процессе. Плохо, что осталась прежней структура отрасли: в ней преобладают государственные и муниципальные предприятия, монополизирующие оказание услуг и завышающие их стоимость. Цены на жилье и коммунальные услуги до сих пор не подверглись либерализации или разумному регулированию в соответствии с реальными издержками. Не отвечают балансу интересов и доходы населения.

В итоге значительная доля расходов по содержанию ЖКХ лежит на бюджетах.

В прошлом году по данным экспертов ГУ "Высшая школа экономики", стоимость предоставленных населению услуг составила 360 млрд руб. Из них платежами населения было покрыто 170, 6 млрд руб. (47, 7%), средствами бюджета -129,1 млрд руб. (35,5%). Дефицит составил 60,3 млрд. руб.(16,8%). На эту сумму практически допущено проедание капитала ЖКХ, что происходит уже много лет.

Задолженность организаций бюджетной сферы на начало 2002 года - 46 млрд руб., задолженность населения -всего 19 млрд руб. Сложилась парадоксальная картина: отрасль недофинансируется, вследствие чего разрушается жилой фонд и инженерные коммуникации, рвутся трубы и плывут фундаменты домов. В то же время издержки и цены на услуги ЖКХ очень высоки и покрывают огромные потоки ресурсов, в том числе электроэнергии, тепла, газа, воды, расход которых контролируется очень плохо. По оценкам специалистов, издержки ЖКХ при минимальных инвестициях могут быть сокращены на 25-30%.

Тогда экономия с лихвой перекрыла бы недофинансирование. Но пока ЖКХ с его нынешней структурой - сфера, абсолютно непривлекательная для бизнеса и инвестиций. Для чего и необходима скорейшая модернизация отрасли. Вопрос многогранный и сложный. Рассмотрим его только с точки зрения участия в процессе предпринимательского сообщества.

Алевтина Радченко, вице-президент 000 "ОПОРА России":

- Говорим о том, что формируем рыночные отношения... На самом деле административное влияние власти в жилищно-коммунальном секторе увеличивается. Ситуация типична, так как даже в небольших секторах, которые сегодня потенциально возможны для развития конкуренции, система взаимоотношений бизнеса и власти такова, что власти удобнее работать со своими, чем пускать тот бизнес, который требует установления четких условий, правил игры. В числе прочих нежелательных воздействий на темп реформ остаются бартерные расчеты и взаимозачеты, несвоевременные платежи, что консервируют нерыночные отношения, низкое качество услуг, полная бесконтрольность и безответственность муниципалитетов, незащищенный правовой режим работы бизнеса - отсутствие или недостаточная проработанность нормативных правовых актов, закрытые конкурсы, высокий уровень монополизации барьеры для вхождения в рынок. Хотя мнение здесь единое - сфера ЖКХ очень выгодна для участия бизнеса.

Николай Брусникин, депутат Государственной думы РФ, вице-президент 000 "Деловая Россия":

-В настоящее время ЖКХ является сферой с крайне низким участием малого и среднего бизнеса (менее 10 процентов общего объема услуг). Участие предпринимателей ограничивается в основном деятельностью по техническому обслуживанию жилищного фонда, хотя частный бизнес может успешно работать во всех нишах этого рынка. Создание соответствующих условий для прихода бизнеса и инвесторов в ЖКХ должно стать главным приоритетом реформы ЖКХ в ближайшие годы.

Сергей Кириенко, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе:

- Общий тезис - совпадение интересов населения и бизнеса и противопоставление структурам власти и государству в целом - кажется мне спорным. Государство - это кто? Я знаю таких губернаторов, которые настаивают на скорейшей реформе ЖКХ и засыпали меня конкретными предложениями. И я даже знаю свой вариант ответа на вопрос: почему они занимают такую позицию? Это наибольшая часть бюджета, которую им ежегодно приходится отдавать. Они понимают, что она будет увеличиваться каждый год и готов бросить все силы на изменение ситуации. На уровне муниципальных предприятий -монополистов вмешательству бизнеса, конечно, будет объявлена смертельная война, потому что это безумная норма прибыли. Но это не все государство, а разные подходы внутри структуры власти. Там тоже есть союзники и довольно серьезные. Каждый разумный мэр города - союзник реформы ЖКХ. Министерство финансов - такой союзник, что аж подпрыгивать на месте будет от восторга. Ведь самый большой размер трансфертов и дотаций - это дотации на жилищно-коммунальное хозяйство. С точки зрения безопасности, мы после проведенного анализа ("Нод-Ост" заставил) с ужасом обнаружили, что главные объекты опасности - это не атомные станции и не хранилища ядерных отходов и оружия, это теплостанции. Там даже никакого теракта не надо, достаточно просто разгильдяйства. Я бы постарался найти партнеров внутри государства, потому что интересы во многом будут совпадать. Ключевая задача - привести систему ценообразования и оплат в рыночную зону, иначе никакая конкурсность не будет иметь результата. Это вопрос явно публично-политический. Иначе, хоть какую умную реформу нарисуем, если общественное мнение нас не поддерживает, то не найдется человека, который захочет это сделать. Третий пункт проблемы партнерства бизнеса и власти: административно-бюрократические барьеры в социальной сфере. Вдумайтесь, что должен испытать человек, идущий за дотацией на тепло? Наверное, не каждому предпринимателю довелось такое унижение пережить. Если ваш опыт преодоления препятствий в бизнесе перенести на уничтожение административных барьеров в социальной защите, это уже будет колоссальный прорыв вперед. Кроме того, полностью согласен с актуальностью проблемы синхронизации общероссийских реформ. Все они очень умные, но существуют сами по себе и не стыкуются друг с другом.

Сергей Борисов, президент 000 "ОПОРА России":

- Мы недооцениваем то обстоятельство, что если будем передавать бизнесу эксплуатацию объектов ЖКХ, то принимать решения будет население. Готово ли оно к этому? Не уверен - образ предпринимателя в глазах народа пока еще оставляет желать лучшего. И нужно решительнее идти на эксперименты. Пусть даже в отдельно взятых городах, республиках, областях. ..

Герман Ветров, директор направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города":

-Например, решать проблему заказчиков услуг. Ими могут выступать ТСЖ - товарищества собственников жилья. Вариант возможен только под давлением администрации. Тогда здесь потянется цепочка - использование административного ресурса, гримасы вялотекущей приватизации... Наиболее эффективной, считают эксперты, может стать ставка на частные риэлторские компании - владельцы домов, сдающие в аренду помещения. Эта форма по прогнозам и будет преобладать в новом строительстве. Если в роли заказчика будет выступать управляющая компания, нанимаемая владельцами жилья, то это вполне приемлемый для реформирования вариант. Только тут должно появиться достаточное количество конкурирующих друг с другом компаний, владеющих достаточным для обеспечения дохода жилым фондом. Муниципалитетам, по всей видимости, придется для начала стимулировать создание таких компаний, входить в них учредителями и акционерами с тем, чтобы потом продавать свою долю. Только развитие рынка услуг ЖКХ покажет, какая из форм окажется наиболее успешной и привлекательной. Грядет пора дискуссий на эту тему.

Элла Памфилова, депутат Государственной думы РФ:

- Реформа ЖКХ пока еще не состоялась, она на подходе. Мы не можем сказать: здесь мы проспали и будем работать на опережение. Я говорю с точки зрения обеспечения прав людей. Мы можем предполагать, что предстоит массовое нарушение элементарных прав в системе жизнеобеспечения с учетом нашего печального опыта проведения разного уровня реформ. Именно поэтому обеспечение прав населения в проведении реформы ЖКХ_ один из приоритетов комиссии по правам человека при Президенте РБ. Поддержка малого бизнеса - это тоже право людей на нормальную жизнь.

Общий вывод дискуссии таков. Сегодня весь бизнес условно поделен на крупный, средний и малый. Но что, это такое, никто толком объяснить не может. Когда будет, наконец, реализована формула "Хозяйствование в стране - бизнесу", расплывчатое понятие о бизнесе разрушится до основания. Сейчас кажется, что нет ничего важнее, чем бизнесмен, который сидит "на трубе" с нефтью или газом. А скоро может выясниться, что куда как важнее для страны тот, кто занимается вопросами ЖКХ или лечения зубов на уровне частного бизнеса. Тогда перестроится общество, его восприятие бизнеса.  

Марина ЧЕПИКОВА, Уфа. "Этажи", № 10, декабрь 2002 - январь 2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики