ПОЧЕМУ ТАК ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН...
Автор: Имекина Любовь
Регион: Железногорск
Тема:  Топливно-энергетический комплекс
Дата: 03.09.2008

...мы узнали "из первых уст" - от В.Милова, Президента Института энергетической политики. Причина - в сросшейся с властью бензиновой мафии, которая монополизировала рынок и бессовестно спекулирует на двукратной разнице между розничными и оптовыми ценами...

Случилось мне недавно побывать в столице по семейным делам и заодно посетить семинар Клуба Региональной журналистики. Уж больно тема была интересная: "Цены на нефтепродукты". Клуб называется "Из первых уст" - поэтому выступать туда приглашают людей знающих - независимых специалистов федерального уровня, не из действующей власти, как правило - диссиденствующих, вернее, имеющих собственное мнение.

Владимир Милов - бывший заместитель министра энергетики Российской Федерации, вопросом владеет в совершенстве, к тому же очень интересный докладчик (я слушала его не впервые).

Он рассказал, что российский рынок нефтепродуктов, в том числе розничный, довольно тщательно анализируется упомянутым Институтом. И вот что показал мониторинг.

Локальные рынки на бензин складываются в региональных зонах протяженностью от 200 до 400 километров. В такой зоне держится постоянная цена (иногда с небольшими отклонениями), потому что хозяева заправок - одни и те же. Как правило, это люди, близкие региональным властям: родственники либо друзья. Местные власти закрывают доступ в этот бизнес и на этот рынок всем посторонним.

Причем этот бизнес очень внимательно анализирует доходность населения в данном регионе. Цены растут отнюдь не "от фонаря" (чем выше, тем лучше!), а четко ориентируются на так называемую спросовую реакцию. Если ее нет, то цена продолжает расти. Власть может метать громы и молнии, пресса - визжать на всех углах, люди - возмущаться и митинговать, но если спрос не падает, если сегодня на заправке продали столько же бензина, сколько вчера, то цена будет ползти вверх.

Очень лукавый миф - ссылка на мировые цены. Это просто спекуляция на дилетантстве населения. Наш, внутренний, российский рынок бензина "заперт": торгующим компаниям всё равно, какими будут мировые цены, потому что за рубеж продается сырье для вторичной переработки, но отнюдь не бензин.

Главное тому подтверждение - нигде в мире, кроме России, нет такой разницы на оптовые и розничные цены - в два раза! Розничные продавцы напирают на большие налоги. Но это неправда: акциз на высокооктановый бензин - всего-навсего 3руб.60коп. Налог на добычу нефти составляет всего 5% от розничной цены бензина. Цены раздуты именно розничной маржой, которая доходит до трети от продажной цены!

Еще один лукавый миф - холодный климат и большие энергозатраты на отопление. Доля отопления в общей нефтедобыче несущественна.

В стране добывается 500 миллионов тонн нефти в год. Производство светлого бензина - 28 миллионов тонн в год. Россия стоит на пороге импорта бензина, потому что рынок нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) тоже монополизирован, а возможности самих отечественных НПЗ ограничены.

Они в большинстве своем строились в 70-е годы - и совершенно не нацелены на выпуск светлого топлива. Госплан не планировал, что российские граждане будут разъезжать на личных легковых автомобилях, которым потребуется высокооктановый бензин, а заводы строили под солярку для танков и грузовиков. Бензин они выпускают некачественный, а для реконструкции НПЗ требуются огромные средства. Но зачем реконструировать - если и то, что есть, отрывают с руками? Если даже плохого бензина российскому рынку не хватает?

10 лет Владимир Милов добивается строительства современного НПЗ в Подмосковье, но... воз и ныне там. Западные компании "БИ-ПИ" и "Шелл" готовы вложить свои средства в строительство НПЗ в окрестностях Москвы, открыть сеть заправок - с тем, чтобы производить качественный бензин и продавать его гораздо дешевле нынешних российских цен, но им не дают. О необходимости строительства современных НПЗ для производства качественного бензина уже говорят в окружении президента и премьера, но толку нет.

Вовсю действует мощный пиар: в региональных ТЭК есть "профессиональные объясняльщики" необходимости высоких цен на бензин, они созывают пресс-конференции и презентации... Но правда очень неприглядна: реальные цены могут быть около 17 рублей за литр - стоит лишь допустить РЕАЛЬНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ, разрешив строительство новых НПЗ и заправок. Но мафия, которая стрижет «бабки» с бензина, будет сопротивляться до последнего...  

Любовь ИМЕКИНА, г. Железногорск. Газета "Эхо недели" №66(815) 1 августа, 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики