ОБРАЗОВАНИЕ ВЫРЫВАЕТСЯ ИЗ СЕТКИ
Автор: Феоктистова Галина
Регион: Уфа
Тема:  Проблемы образования
Дата: 24.09.2008

В системе образования предстоят большие перемены, связанные с переходом на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы. О существующих проблемах в сфере подготовки педагогических кадров, об оплате их труда, о росте желающих получить высшее образование и многом другом говорят опытные эксперты.

Проигравший человек не может воспитать успешного человека

Директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко считает, что 90 процентов тех, кто сейчас учится в педвузах, не должны доходить до школы. Так она заявила на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст».

В настоящее время почти 1 миллион 900 тысяч студентов России получают профессию педагога. Выпуск только в Москве примерно в 2,5 раза перекрывает потребность города в педагогических кадрах. Что произойдет, если все выпускники педвузов придут работать в школу? Ведь сейчас в стране работает всего 1,5 миллиона учителей. Даже если всех заменить, то еще 400 тысяч останется без работы. Поэтому 90 процентов тех, кто сейчас учится в педвузах, не должны доходить до школы. По мнению Татьяны Клячко, проблемы нашей школы совсем не в этом — педвузы уже давно не являются подготовкой педагогических кадров.

У нас на 1 учителя приходится примерно 10 учеников, и даже меньше – 9,5. Такого нет ни в одной стране мира. Традиционная норма – 15-20 человек на 1 учителя. Число учеников сократилось почти на 30 процентов за последние 7 лет, школ — на 12, учителей — на 13,5 процента. Другими словами, число учителей сокращается медленнее, чем число учеников. У нас обязательное школьное образование, а резко сокращать число учителей невозможно. Но то, что система становится все более затратной и все более неэффективной, это понятно.

Если взглянуть на возрастную структуру в школах, то предстанет следующая картина. Почти 41 процент - это учителя, работающие от 10 до 20 лет. Почти 40 процентов работают свыше 20 лет, в основном учителя начальных классов. Итого, 80 процентов. А если говорить очень точно, то 50 процентов - это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Куда идти молодежи? Ведь молодым неинтересно работать в старых коллективах. А уйти на пенсию учитель не может — денег на жизнь не хватает.

По мнению Татьяны Львовны, нет отдельно проблемы образования, здравоохранения и культуры. Есть все вместе социальные проблемы нашей страны.

—Учитель, проработавший в школе примерно 20-30 лет, уже получает более-менее приличную заработную плату. А если он уходит на пенсию, то становится нищим. Соответственно, он будет работать до того, что называется, пока его не вынесут в белых тапочках, — констатирует Татьяна Клячко. — Соответственно, никакой молодежи места там нет. И до тех пор, пока мы не решим проблему пенсии в нашем государстве, мы никаких социальных проблем не решим.

Интересно, что когда считали потребность кадров в здравоохранении, обнаружилось довольно большой контингент медработников, которым 84 года. Они лечат пациентов или они их реабилитируют, когда приходят на прием. Это люди, большинство из которых выучены в советское время, и для которых те учебники ближе, понятнее, приятнее и так далее.

Другое дело, что у россиян еще есть куча социальных предрассудков. Почему женщина в 55 лет должна уходить на пенсию, никто никому не объясняет. В Германии в настоящее время люди уходят в 65 лет. В Соединенных Штатах в этом году люди выходят на пенсию в 66 лет. В России, по статистике, мужчины не доживают до 60. Если поднимут пенсионный возраст, можно предположить, что выходить на пенсию будет некому. На самом деле, это означает, что те, кто уже дожил до 60, те еще поживут. Надо решать другую проблему – снижение травматизма в молодых возрастах, алкоголизма и прочего. Это демографические проблемы.

У нас социальная сфера – это буфер для того, чтобы в высокодотационных регионах не было большой безработицы. В этом случае зарплата учителя достаточно конкурентоспособна. К примеру, в самых богатых наших регионах - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономный округах - зарплата работников образования 41 и 61 процент от средней по экономике региона. Она составляет примерно 25 тысяч рублей, но на фоне общей зарплаты там она будет казаться маленькой. В Москве, кстати, она составляет 75 процентов от средней. Кроме того, в Ханты-Мансийском округе есть университет, там побольше платят педагогам. А в Калмыкии, Алтае или Тыве ставится задача довести зарплату учителя до средней по экономике региона. Но решают ее за федеральные деньги.

Есть еще одна проблема. Она в том, что в школах среднедушевой доход учителя ниже, чем средний доход в семьях учеников. И так ее надо ставить. — Проигравший человек не может воспитать успешного человека. Для этого нам бы еще немножко разобраться, как готовить учителя, как замещать старых учителей. Потому что они уже с тем менталитетом, с каким они есть, — делает заключение Татьяна Клячко.

Россия – одна из самых обучающихся стран в мире

Директор центра экономики непрерывного образования считает, что высшее образование «доедает» начальное и среднее.

Как она сообщила, сегодня примерно 93 процента семей считает, что их дети должны получить высшее образование. А спрос, как известно, рождает предложение. Если в 1992 году, когда был принят закон об образовании в Российской Федерации, в ВУЗах училось всего 2,7 миллиона человек, то сегодня уже 7,3 миллиона. Число ВУЗов за этот период увеличилось почти в 6 раз – с 519 государственных ВУЗов до почти 3 тысяч высших учебных заведений. Из них 660 государственных ВУЗов и 430 негосударственных. Все остальное – это огромная филиальная сеть, преимущественно, негосударственных ВУЗов. Почти половина студентов учатся заочно. Причем число заочников год от года растает.

Характерно для нашего времени, что две трети студентов учатся на платной основе. При этом в государственных ВУЗах и тех и других примерно поровну. На очном обучении превалирует бесплатное высшее образование, а на заочном – платное. Это связано с тем, что заочное обучение значительно дешевле.

Еще один интересный факт: в последние годы пошел переток в негосударственные ВУЗы в силу того, что обучение там на 20-30 процентов дешевле, чем в государственных ВУЗах. Это объясняется тем, что произошел очень резкий рост бюджетного финансирования в высшей школе. Сегодня на собственно образовательный процесс бюджетного студента государство в среднем тратит 52 тысячи рублей в год.

— Было бы нелепо, если бы за бюджетного студента государство платило 52 тысячи рублей, а с платного студента ВУЗ брал бы меньше. Поэтому, как только растет бюджетное финансирование ВУЗа, начинается рост цен на образовательные услуги, — поясняет Татьяна Львовна. — Тем не менее, ВУЗы столько не берут с платного студента, потому что население не успевает за таким темпом роста цен на услуги высшего образования. А высшая школа, что называется, уже разогналась. Она уже работает на то, чтобы втягивать, перерабатывать в себя все больше и больше людей.

Вот результат образовательного устремления родителей независимо от их образовательного уровня. Более того, 86 процентов работодателей предпочитают рабочих с высшим образованием. Пока еще человек с высшим образованием не готов в большинстве случаев работать на рабочих местах. Но работодатель уже не может поставить на современную технику, к современному оборудованию выпускника училища профобразования, потому что и техническая база, и подготовка этих выпускников уже не отвечают потребностям современного производства. По мнению Татьяны Клячко, все крики по поводу начального профобразования – это крики в пользу бедных. Скорее всего, его либо придется очень серьезно менять, либо преобразовывать во что-то совершенно другое.

Если человек учится в 10-11 классе, то вероятность того, что он пойдет в начальное профобразование, исчезающее мала. Причем, чем депрессивней регион, тем выше направленность на получение высшего образования. Это рассматривается как возможность выбраться из тяжелой социальной ситуации, куда-то уехать и там жить.

Из окончивших учебные заведения начального профобразования только 25 процентов идет работать. Как правило, это девушки, которых в системе НПО 33 процента. От них четверть – это 15 процентов от всех. Они-то и идут работать. Что касается мальчиков, то они ждут призыва в армию, как правило, не выходя даже на рынок труда. Допустим, из 98 мальчиков, окончивших ПТУ, 97 ушли в армию. Это работодателю крайне не интересно. Поэтому он будет вкладываться в социальную обстановку в данном регионе, во многие другие вещи, но только не в подготовку рабочих кадров.

— Современному работодателю нужен человек после 20 лет, определившийся в жизни, социально зрелый, который ответственно будет работать, — заявляет Татьяна Клячко. — Система же среднего профобразования становится практически транзитной системой. Из окончивших СПО, 70 процентов хотело бы обучаться в высшем учебном заведении. Так что высшее образование «доедает» начальное и среднее. Это уже данность.

Еще одна проблема. Число студентов в республике Адыгея, Дагестан, Северная Осетия превышает средние цифры по России. Это значит, что в этих республиках крайне высокая безработица. Поэтому система высшего образования работает как социальный сейф.

— Качество этого обучения крайне низкое, как правило. Но там функция высшей школы абсолютно иная. Потому что в противном случае мы получили бы колоссальную молодежную безработицу, молодежные банды и кучу социальных проблем, — говорит Директор центра экономики непрерывного образования. — Поэтому реформировать систему образования с учетом повышения ее качества в этих республиках надо очень осторожно.

Таким образом, стремление населения к высшему образованию, независимо от побудительной причины, дало повышение количества вузов, и, соответственно, количества студентов. По числу занятых с высшим образованием в экономике мы уступаем сейчас только двум странам – Норвегии и США. По числу студентов – на втором после Соединенных Штатов Америки. Словом, если раньше мы были самой читающей страной в мире, то теперь мы самая обучающаяся страна в мире. Можем гордиться.

Повышение с сокращением

В вузах, также как и во всех учреждениях образования, вводится новая система оплаты труда. Как сообщила председатель республиканской организации профсоюза работников образования и науки РФ Светлана Пронина, с 1 декабря 2008 года ряд бюджетных учреждений федерального ведения, переходит на новые системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа № 583. С этого времени заработная плата работника вуза не будет привязана к единой тарифной сетке. Руководители получили большую самостоятельность в установлении уровня оплаты труда работников, соответственно, повышается их ответственность за подбор и расстановку кадров. А должностной оклад самого руководителя составляет до 5 размеров средней заработной платы работников учреждения, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Выплаты стимулирующего характеры устанавливаются для руководителей соответствующими федеральными государственными органами. При введении НСОТ вносятся соответствующие изменения и дополнения в трудовой договор. При отказе работника продолжить работу в связи с изменением условий труда, трудовой договор с работником расторгается и ему выплачивается компенсация в размере двухнедельного заработка.

Переговорный процесс с принятием постановления об установлении новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы пока не закончился. В республике ректорский корпус, республиканский комитет Профсоюза ведут активные консультации со специалистами, своими планово-финансовыми органами. Не имея ориентира по базовым окладам вузу пока трудно рассчитать расходы на заработную плату.

В настоящее время два вуза, УГНТУ и БГМУ, пытаются приблизительно просчитать цифры и разработать методики расчета с повышающими коэффициентами по профессиональным квалификационным группам и внутри них. Опираются они на принцип неуменьшения заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой ранее по ЕТС.

В начале сентября планируется провести заседание Совета ректоров вузов республики с включением в повестку дня вопроса введения НСОТ.

По мнению Светланы Прониной, процесс перехода на новую систему оплаты труда при всех позитивных его сторонах будет обязательно сопровождаться оптимизацией сети образовательных учреждений и сокращением численности работающих. Кроме того, ряд учреждений будет менять организационно-правовую форму, приобретая статус автономных учреждений. Сегодня трудно прогнозировать насколько реально увеличится заработная плата работников.   

Галина ФЕОКТИСТОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета», № 35, 30 августа – 5 сентября 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики