КОЛИЧЕСТВО — НЕ ВСЕГДА КАЧЕСТВО
Автор: Крашенинникова Регина
Регион: Магнитогорск
Тема:  Проблемы образования
Дата: 10.10.2008

Около 90% семей считают, что их дети должны получить высшее образование. Именно это желание населения формирует многие особенности развития современной системы образования. По словам директора центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяны Львовны Клячко, система высшего образования «доедает» систему среднего специального образования. Отсюда — катастрофическая нехватка квалифицированной рабочей силы. Кроме того, страна перешла к дешевому, массовому высшему образованию, что повлекло существенное снижение качества образовательного процесса.

Негосударственное образование дешевеет

В настоящее время в ВУЗах Российской Федерации обучается 7,3 млн. студентов. В 1992 году, когда был принят закон об образовании в РФ, в ВУЗах училось всего 2,7 млн. человек. Число государственных ВУЗов увеличилось почти в 6 раз – с 519 до 3 тысяч. В стране сейчас 660 государственных ВУЗов и 430 негосударственных, остальные — огромная филиальная сеть.

66% студентов учатся на платной основе. При этом в государственных ВУЗах превалирует бесплатное образование, как правило, на очном отделении, а на заочном – платное. 49% всех студентов учится заочно. Число заочников год от года растет. Это связано с тем, что заочное обучение намного дешевле платного очного, примерно раз в десять.

В последние годы наблюдается переток в негосударственные ВУЗы в силу того, что обучение там примерно на 20-30% дешевле, чем в государственных. Представление о том, что у нас развивается негосударственное дорогое образование, совершенно не соответствует действительности. Негосударственное образование, как правило, сейчас уже значительно более дешевое, чем государственное. Это связано с резким ростом бюджетного финансирования в высшей школе. В 2004 году на 1 студента приходилось 18 тыс. руб. бюджетных денег. В этом году – 74,5 тыс. руб. Если из этих 74,5 тыс. руб. вычесть расходы на стипендии и разные трансферты населения, то собственно на образовательный процесс государство в среднем тратит 52 тыс. руб. в год на 1 студента. Было бы нелепо и с точки зрения руководства ВУЗов, и с точки зрения налоговых органов, если бы за бюджетного студента государство платило 52 тыс. руб., а с платного студента ВУЗ брал бы меньше. Поэтому, как только растет бюджетное финансирование ВУЗа, начинается рост цен на образовательные услуги. Тем не менее, ВУЗы стараются удерживать цены на прежнем уровне как можно дольше, потому что население не успевает за таким темпом роста цен на высшее образование.

Высшая школа «съедает» среднее специальное образование

С 2000 года прием в государственные ВУЗы на платной основе стабильно превышает прием на бюджетной основе. Почему это происходит? Устремленность семей на получение высшего образования крайне велика: будь то родители с низким доходом и начальным образованием, со средним доходом и средним образованием, неважно, все желают дать своим детям высшее образование. Кроме того, 86% работодателей хотят принимать рабочих именно с высшим образованием. Почему тогда так много говорят о нехватке рабочих рук? Потому что люди с высшим образованием в большинстве случаев не готовы трудиться на рабочих местах, считают такую работу ниже своего уровня. Рабочие профессии сегодня не престижны и низкооплачиваемы. Но работодатель уже не может поставить на современную технику, к современному оборудованию выпускника начального профобразования, потому что и техническая база, и подготовка тех, кто учится в начальном профобразовании, уже не отвечают потребностям современного производства.

С 2000 года у нас идет нарастающее превышение приема в ВУЗы по сравнению с выпусками школ. Это означает, что система высшего образования «доедает» у нас систему среднего специального образования и «откусывает кусочек» от начального профобразования. 70% выпускников средних специальных заведений хотело бы продолжать учебу в высшем учебном заведении. Система среднего профобразования становится практически транзитной.

Кем же хочет быть наша молодежь? 40% молодых людей желают быть бизнесменами. 30% — программистами. Юрист, экономист 29 и 24% соответственно. Существенно выросли врачи: 3% в 1999 году и 21% сегодня. Существенно подросли инженеры: с 3% до 8%. Учителями хотят стать тоже 8%. И неизменно низкий показатель у рабочего — 6%.

Эти устремления молодежи 15-35 лет показывают, что проблема с рабочими руками у нас будет. За счет собственного населения ее, видимо, решить не удастся. Надежда на мигрантов. Ну, не хотим работать руками. Соответственно система образования должна решать проблему адаптации мигрантов к нашему социуму.

Перепроизводство педагогов

Изменилась структура подготовки. Больше всего растет подготовка по экономическим, правовым, управленческим специальностям. Со 196 до 880. И очень резко возросла подготовка по отраслевой специализации образования. В настоящее время почти 1 млн. 900 тыс. студентов получают у нас профессию педагога.

Но, по мнению Татьяны Львовны Клячко, педвузы уже давно не являются подготовкой педагогических кадров. «Когда я слышу высказывания о том, что все выпускники педвузов должны пойти работать в школу, меня охватывает дикий страх, — говорит Татьяна Львовна, — потому что я не понимаю, что мы сделаем с нашими 1,5 миллионами учителей. Даже если всех заменим, то еще 400 тысяч незанятых у нас останется. Поэтому 90% тех, кто сейчас учится в педвузах, не должны доходить до школы. Более того, поскольку количество детей уменьшается, то каждый год, «из обращения» выводится примерно 100 тыс. учителей. У нас на 1 учителя приходится примерно 10 учеников. Норма – 15-20 человек на 1 учителя».

Проблема не в нехватке учителей, а в их возрасте. Почти 41% - это учителя, которые работают от 10 до 20 лет. Почти 40% - это те, которые работают свыше 20 лет. Это учителя 1-4 классов. Итого, 80%. А если говорить точнее, то 50% - это люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Что делать двоечникам?

Теперь о ЕГЭ. В этом году 25% сдавших ЕГЭ получили двойки по математике. 11,3% получили двойки по русскому языку. 23% получили двойки по литературе. Начался ужасный переполох. Хотя в этом году еще действует правило «плюс один балл». То есть, двойка плюс один балл – тройка. Человек получает аттестат и, несмотря ни на что, может поступать в ВУЗ. Со следующего года принцип «плюс один балл» не действует. Эксперимент окончен. Никаких льготных условий. Почти 35-40% не получат аттестат зрелости. Разбивать градусник и говорить, что температуры нет, абсолютно бессмысленно. Болезнь от этого не пройдет. Как готовить учителей, как их заменять, сколько им платить – вот в чем проблема. Можно отменить ЕГЭ. Но от этого ситуация в системе образования лучше не станет. Просто болезнь будет загнана внутрь.

И проблема не в том, что будет поставлено 35% двоек и 35% молодых людей не выйдут из школы. Не решено еще: эти люди остаются на второй год? Они второгодники, они получили двойки, мы их будем доучивать? Какие деньги при этом потребуются? Есть ли гарантированный результат, что они будут доучены до нужного состояния? Если им выдается справка об окончании школы, то куда они с этим образованием пойдут? Они не могут идти в ВУЗ, у них нет аттестата. Они не могут идти в техникум. Вот социальная проблема, которая стоит за этими двойками. Если же поставить им хорошую оценку, то это не решит социальных проблем. Дальше либо ВУЗ доучивает, выдает диплом, либо этот диплом покупается.

Новая социальная стратегия

Сейчас, в условиях неопределенного экономического развития население ведет себя крайне рационально. Оно наращивает возможности. Выучиться работать руками я всегда могу, — рассуждает молодой человек, — если же я не умею работать головой, то выучиться быстро этому не получится. Вот население и расширяет свои возможности, причем, на всех доходных сегментах. Такова новая социальная стратегия, в которой они видят устойчивость.

Люди будут идти в высшее образование, пока премия за высшее образование в 10 раз превосходит премию за среднее профобразование. Премия – это экономический термин, который означает прирост заработка за один и тот же период.

Страна в целом уже перешла к дешевому, массовому высшему образованию. Следствием стало ухудшение качества образования. Чтобы решить проблему, стали создавать федеральные университеты. В любой стране есть национальный университет. Например, в Англии — Оксфорд и Кембридж. В Китае — шанхайский, пекинский университеты. Еще это спровоцировано тем, что у нас стремительно ухудшаются позиции на мировом рынке образовательных услуг. Мы держим примерно 0,5% этого рынка. Для сравнения Соединенные Штаты и объединенная Европа – по 30%, Австралия и Новая Зеландия – примерно 12%. Сейчас на этот рынок стремительно выходит Китай. В мировых рейтингах высших учебных заведений наших университетов осталось всего два. Причем, Санкт-Петербургский уже откатился на место дальше 400 (мест всего 500). Московский с 63 отправился на 79. Эти позиции заняли китайские ВУЗы.

По числу работников с высшим образованием мы уступаем сейчас только двум странам – это Норвегия и США. Мы на третьем месте. По числу студентов – на втором после Соединенных Штатов Америки. 510 на 10 тысяч человек населения у нас обучаются в высшей школе. Теперь мы самая обучающаяся страна в мире. Только количество — это не всегда качество.   

Регина КРАШЕНИННИКОВА, г. Магнитогорск. Журнал «М’Артель», сентябрь 2008

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики