ОБРАТНАЯ СТОРОНА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Шубникова Антонина
Регион: Абакан
Тема:  Проблемы образования
Дата: 17.09.2008

Из качественного – высшее образование в нашей стране превратилось в… массовое. Не верите? Скажете, цены на образовательные услуги поднимают с каждым годом? Да, создается впечатление, что «вышка» все менее доступна для людей. Однако ж цифры говорят следующее: в настоящее время в вузах РФ обучается 7,3 млн. студентов. А вот данные за 1992 год, когда был принят Закон «Об образовании»: на тот момент в вузах обучалось только 2,7 млн. человек. Таким образом, за последние шестнадцать лет число студентов значительно увеличилось, несмотря на существенное повышение платы за обучение. Также увеличилось и количество вузов. Как известно, если есть спрос, есть и предложение…

О реформе в этой сфере сейчас не говорит разве что ленивый. Эта тема актуальна, потому что, реформируя систему образования, государство делает шаг в сторону своего будущего. Так вот каким оно будет, вопрос крайне интересный.

Глядя, как волнующиеся мамы ведут своих великовозрастных, но еще не вполне самостоятельных чад, понимаешь, что в последние годы высшее образование стало у нас социальной нормой. Сейчас примерно 93% семей в России, как с низким, так и с высоким уровнем доходов и собственного образования, считают, что их дети обязательно должны учиться в вузе. И прилагают для этого все усилия: кто-то нанимает репетиторов, кто-то сам в поте лица штудирует учебники, кто-то, увы, дает взятки. Причем чем депрессивнее регион, тем выше направленность на получение высшего образования. Оно рассматривается людьми как возможность выбраться из тяжелой социальной ситуации.

Поступить «на бесплатное» считается почти такой же радостью, как выигрыш в лотерею! На очном обучении превалирует бесплатное образование, на заочном – платное. Это связано с тем, что заочное обучение более дешевое (и разница может доходить до 10 раз!). В последние годы обозначился переток студентов в негосударственные вузы, поскольку там обучение на 20–30% дешевле. Это связано с тем, что за последние годы произошел резкий рост бюджетного финансирования государственных учреждений высшего профобразования. Если в 2004 году на одного студента приходилось 18 тысяч рублей, то в 2008-м – уже 74,5 тысячи бюджетных рублей. Если из этих 74-х вычесть расходы на стипендию и прочие сопутствующие расходы, то собственно на образовательный процесс одного студента государство тратит 52 тысячи в год.

Как только происходит увеличение бюджетного финансирования, начинается рост цен на образовательные услуги. Все, кто учит детей платно, ощущают это примерно два раза в год, оплачивая очередной семестр. При этом люди все равно платят намного меньше реальной стоимости. Почему? Ларчик открывается просто: население в России не успевает угнаться за таким темпом роста, а высшая школа уже, что называется, разогналась.

По мнению директора Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства Татьяны Клячко, причина паритета частных и бюджетных вкладов в образование лежит не в образовательной, а в налоговой плоскости.

– Налоговые органы требуют от руководства вузов, чтобы доходы от платных студентов были не меньше бюджетной части. В противном случае вузы обвиняют в том, что они учат платников за бюджетный счет, – рассказала она на одном из семинаров Клуба региональной журналистики. Экспертное мнение, как известно, самое авторитетное, поэтому доверимся ему. Многие мысли, озвученные Татьяной Львовной, и послужили основой для написания этого материала.

Училище как трамплин?

С 2000 года началось резкое повышение приема в вузы; количество абитуриентов ежегодно значительно превышает число выпускников школ. То есть к заветной цели стремятся не только вчерашние школьники, но и выпускники профессиональных училищ и колледжей. Сегодня система высшего образования постепенно «доедает» систему среднего специального образования и «подъедает» начальное профобразование. По большому счету, сегодня это – транзитные системы. Когда люди не могут оплатить репетитора перед поступлением в вуз, они идут в какое-нибудь профучилище и после выпуска поступают, а если еще и по профилю, то попадают сразу на третий курс. Система НПО в таком виде, как сейчас, абсолютно не приспособлена под реалии нынешней экономики. То же самое и с системой среднего профобразования: здесь 70% выпускников пробуют попытать счастье в вузах. В 2008 году продолжается спад приемов в ссузы и наращивание приемов в вузы. Высшее образование выживает начальное и среднее. Это данность, которая говорит о многом.

Современный работодатель: чего он хочет?

Из получивших начальное профессиональное образование только 20% идут работать (как правило, это девушки). Что касается юношей, в подавляющем большинстве они идут в армию, даже не выходя на рынок труда. И все представления о том, что работодатель будет вкладывать средства в развитие этой сферы и там будут происходить какие-то замечательные изменения, лишены всякого смысла. Пока наша армия устроена так, как она устроена… Выпускник туда уходит, и непонятно вообще, вернется ли он (вообще или к полученной профессии...). Работодатель в таком положении вещей совсем не заинтересован, поэтому он будет вкладывать средства во что угодно, но только не в подобные рабочие кадры. Как видите, уже очень скоро назреет необходимость серьезных изменений на этих ярусах образовательной системы. То, что они совсем исчезнут, маловероятно, а вот то, что преобразуются во что-то совершенно другое, очевидно.

Если требуется работник с невысокой квалификацией, современный работодатель возьмет сотрудника из числа выпускников начального профобразования или вообще наймет гастарбайтеров. А вот на работу с более-менее интеллектуальными функциями он предпочтет взять человека с высшим образованием, заплатить ему, как будто тот со средним. При этом работодатель будет считать, что получил более высокое качество… Насколько это мнение оправданно, говорить сложно. Ясно одно: посадив человека даже на современный экскаватор, хочется, чтобы он не просто знал, как копать, а при этом обладал бы некоторым уровнем самосознания. Заместитель директора компании «Норильский никель» как-то сказал: «Когда я иду по цехам и вижу 16-летнего подростка у станка, я думаю, а что, у нас все еще блокадный Ленинград?» Это еще раз подтверждает, что сегодня работодателю нужен человек лет так после двадцати, определившийся в жизни, социально зрелый и ответственный.

Количество – это еще не качество

В настоящее время на просторах нашей родины почти 3000 вузов (в 1992 году было чуть более пятисот). Их них 660 – государственные, а 430 – негосударственные. Все остальные – огромная филиальная сеть по стране. Но согласитесь, как только что-то становится массовым (а высшее образование у нас стало не просто массовым, а сверхмассовым), то его качество заметно снижается.

По данным опросов, только 23% молодежи считает, что ей доступно хорошее высшее образование. Про заочное обучение вообще всякое болтают, и неспроста. Однако оно – необходимая часть нашей жизни. Очень часто за счет заочного обучения диплом получают люди, которым он нужен по статусу. Например, человек много лет работает, все знает по своей специальности, но чтобы стать начальником цеха, ему нужен диплом о ВО. Есть ситуация, когда человек из малодоходной семьи получает возможность дальше учиться, только устроившись на работу, так как появляются средства на образование. Если сейчас кому-то пришла мысль о кредитах на образование, то совершенно напрасно. Государство не заинтересовано в развитии этой системы. «Развелось вас тут, умных, а коров доить некому!..» Нужно понять, что образование в кредит – очень, очень дорогое образование. И не факт, что оно, опять же, будет хорошим. Если речь об элитном образовании, другое дело. Но нельзя забывать, что ничего элитного много не бывает, в противном случае оно перестает таковым являться. Даже если в отличный вуз придет масса народу, у учебного заведения не хватит мощностей, тут-то и начинается халтура…

В любой стране мира есть национальные университеты, являющиеся эталонами качества знаний. В Англии – Оксфорд и Кембридж, в Китае – Шанхайский университет, в Париже – Сорбонна и так далее. Наши позиции на мировом рынке образовательных услуг стремительно ухудшаются: в рейтинге мировых университетов осталось всего два российских вуза. Причем Санкт-Петербургский университет откатился дальше 400-го места (при 500 возможных), а Московский – на 77-е место. Именно с целью реанимации качества знаний по стране начали создавать федеральные университеты. Уже два из них созданы: Сибирский – в Красноярске и Южный – в Ростове-на-Дону. Также подписан указ о создании третьего – на Дальнем Востоке. Судя по всему, число таких университетов будет доведено до одного в каждом федеральном округе.

А куда же девать остальные? Тратить бюджетные деньги на образование сомнительного качества? Где смысл, если даже в объявлениях о приеме на работу стали появляться пометки: «С дипломом такого-то вуза не обращаться…»?

Но не все так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Реформировать систему образования с учетом повышения ее качества, к примеру в национальных республиках, надо очень осторожно. Так, число студентов республик Адыгея, Дагестан, Северная Осетия и некоторых других превышает, и намного, средние цифры по РФ. В этих республиках крайне высокая безработица (64% от взрослого работоспособного населения), поэтому система высшего образования работает здесь как социальный сейф. Молодежь загоняется в высшую школу, держится там пять лет… Качество такого обучения крайне низкое, но функция высшей школы здесь абсолютно иная. Не будь ее, страна получила бы колоссальную молодежную безработицу, банды и кучу разнообразных социальных проблем. Ребята из этих республик в большинстве своем будут мигрировать, ведь работать-то им в родном городе или поселке негде. Но одно дело, если к нам ринутся 17-летние подростки, и другое – люди в возрасте 21–22 года. Так что во многих регионах РФ система образования выполняет отнюдь не роль дачи высоких профессиональных знаний, а работает как некий механизм сглаживания социальных напряжений…

Держать нос по ветру…

– Однако в условиях нынешней экономической нестабильности население ведет себя очень рационально, – отмечает Татьяна Клячко, – оно наращивает возможности (не так, так по-другому, но я получу более выгодную работу).

Пока прямой заработок специалиста с высшим образованием раз в десять выше. И сколько бы ни говорили о том, что в стране явный перебор с юристами, экономистами и управленцами, родители будут отдавать своих детей на эти специальности. Пока «дочка у Иван Иваныча в банке сто-о-олько получает!», люди будут делать такой выбор, и противостоять им в этом желании нет смысла. Сейчас процентное соотношение числа очников и заочников почти совпало с данными 1960 года. По числу специалистов с высшим образованием, занятых в сфере экономики, мы уступаем только двум странам – Норвегии и США. В России 510 человек на 10 000 населения получают высшее образование. Таким образом, как ни парадоксально звучит, страна перешла к дешевому массовому высшему образованию! Если раньше мы были самой читающей страной, то теперь мы – самая обучающаяся страна. Можно гордиться…  

Антонина ШУБНИКОВА, г. Абакан. Городская газета «Абакан» № 31, от 30 июля-05 августа 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики