ПЕНСИИ: через назревшее совершенствование к активному конструированию
Автор: Строганов Алексей
Регион: Таганрог
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 12.12.2008

Клуб региональной журналистики «Из первых уст», с которым успешно и плодовито сотрудничает «Новая таганрогская газета» (а через нее и журналисты многих городских СМИ), по-прежнему исправно выполняет свою основную функцию – обеспечивает региональным коллегам доступ к столичным и федеральным ньюсмейкерам.

Одним из таких поставщиков, а точнее, «делателем новостей» (если почти дословно перевести «ньюсмейкер»), на последнем семинаре клуба стал возглавивший в июле этого года правление Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов (на фото), который рассказал журналистам «о мерах по совершенствованию пенсионной системы страны». Тема, как признался сам Антон Викторович, «достаточно широкая и сложная», поскольку, по его мнению, от того, «как человек будет в ней ориентироваться», зависит, будет ли он использовать все возможности системы пенсионного обеспечения страны или будет рассчитывать только на то, что гарантировано государством.

Г-н Дроздов в самом начале сделал своего рода «реверанс» в сторону журналистов, оценив их роль в разъяснении населению возможностей пенсионной системы как «очень важную».

Итак, существующая ныне система пенсионного обеспечения «сложилась после 2001 года» и характеризуется, по мнению Антона Викторовича, «довольно сложным механизмом назначения, расчета, индексации пенсий, а также множественностью источников ее финансирования». В качестве ликбеза было рассказано о структуре самой пенсии, которая складывается из нескольких частей – устанавливаемой государством и финансируемой из бюджета (источник – единый социальный налог (ЕСН)) БАЗОВОЙ части, а также СТРАХОВОЙ и НАКОПИТЕЛЬНОЙ частей, составляющих соответственно 6% и 14% от всей пенсии, по образному выражению г-на Дроздова, «живут каждая своей жизнью», а их источником являются взносы работодателей. Страховая часть пенсии индексируется в зависимости от доходов Пенсионного фонда, а накопительная «размещается, инвестируется на рынке в те инструменты, которые закреплены законодательно, и индексируется в зависимости от дохода». Самый высокий доход за прошлый год был 7,05%...

При данных обстоятельствах и если ничего не менять, «доля средств бюджета, которую необходимо будет направлять на сбалансирование пенсионной системы, должна будет увеличиваться, и по сути «вся пенсия может стать не пенсионным страхованием, а пенсионным обеспечением, превратится в социальную». Со всеми вытекающими для бюджета последствиями. Поэтому совершенствование пенсионного законодательства, как говорится, назрело. И «главным стержнем нового этапа развития пенсионной системы», по мнению А. Дроздова, «является укрепление страховых принципов ее развития, которое предусматривает перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования. То есть БАЗОВАЯ часть перестанет существовать и вольется в страховую. И начнет индексироваться по единым правилам, а по сути – по росту фонда заработной платы».

В механизме сбалансирования пенсионной системы несколько, если так можно выразиться, «шестеренок»: это и изменение в базе начисления страховых взносов путем ликвидации регрессивной шкалы (бывшие три ступени Единого социального налога: чем выше доход – тем меньше платишь), и повышение тарифов страховых взносов, и установление единого тарифа для всех работодателей, независимо от формы собственности (единственно – переходный 5-летний период будет у организаций малого бизнеса, имевших льготы и для сельхозпроизводителей), и др.

Одним из элементов системы будет стимулирование добровольного формирования гражданских пенсионных накоплений (закон №56 – о его сути НОВАЯ рассказывала в №45 от 15.11.2008). То есть, если совсем просто – внесите, условно говоря, 12 тысяч рублей в год, и государство в дополнение к ним внесет еще 12 тысяч.

Что касается самого главного – УРОВНЯ пенсионного обеспечения, то г-н Дроздов сообщил следующее. Чтобы вывести и тех, кто уже получает пенсию или собирается выйти на нее, и тех, кто только в 2010 году, когда начнется эта пенсионная реформа, вступит в трудовую жизнь, на определенный уровень пенсионного обеспечения, были приняты следующие целевые ориентиры: в 2010 году средняя трудовая пенсия должна составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2015 – 2,5, к 2020 – 3. Для этого с 1 января 2010 года будет так называемая ВАЛОРИЗАЦИЯ пенсионных прав, то есть их пересчет по определенным правилам: 10% за стаж с 1991 по 2001 годы. Плюс 1% за каждый год советского стажа до 1991 года. Таким образом, единовременно пенсионные права граждан, считает г-н Дроздов, «будут увеличены, и, соответственно, будет увеличен объем пенсий».

Кроме того, за то время, пока еще будет существовать БАЗОВАЯ часть пенсии, она будет индексирована в сторону увеличения. До конца 2009 года БАЗОВАЯ часть сравняется с прожиточным минимумом (приблизительно 4135 руб.). Что касается трудовой пенсии, то в следующем году предусматривается ее индексация на уровне 15,6%. Плюс 1 марта и 1 декабря 2009 года будут пересмотрены базовые суммы – к 1 декабря 2009 года БАЗОВАЯ часть составит около 2,5 тыс. рублей.

Таким образом, трудовая пенсия должна достигнуть 1,3 прожиточного минимума, то есть – 5460 руб. Все это заложено в расчетах. В общем, в 2009 году ожидаются три индексации.

На вполне резонный вопрос – а хватит ли, особенно с учетом кризиса, у государства денег для того, чтобы исполнить все эти целевые ориентиры, Антон Викторович решил ответить сам, не дожидаясь его озвучивания.

– Мы рассчитываем, что тариф, который установится, будет подавляющим образом покрывать все пенсионные обязательства. А средства бюджета будут, в основном, связаны с покрытием валоризации. А далее – за счет бюджета будут покрываться обязательства перед льготными категориями граждан… Мы считаем, – заявил г-н Дроздов, – что средств хватит. Ну а «если будут временные сложности… допустим, в следующем году ситуация будет непредсказуемой, то в бюджетном кодексе есть запись, что средства фонда «Национальное благосостояние» (это более 3 триллионов рублей) могут быть направлены в первую очередь на финансирование пенсий».

Но журналисты все равно спросили: готов ли к кризису Пенсионный фонд и не будет ли задержек выплаты пенсий?

– Могу сказать сразу, что октябрь мы прошли в плане, без сбоев, то есть, у нас проектная сумма есть. Ноябрь мы сейчас анализируем. Конечно, мы ожидаем, что объем платежей, если будет такая ситуация, уменьшится. Но у нас есть ответственность бюджета. Мы рассчитываем, что в период кризиса государство, имея такие резервы, как фонд «Национальное достояние», подстрахует пенсионную систему. По крайней мере, председателем правительства было объявлено, что от тех ориентиров увеличения пенсий, которые были объявлены, правительство не отказывается. И будет их проводить. В том числе индексации, о которых я сказал. Мы надеемся, что кризис – это краткосрочный период, который нам предстоит преодолеть. Для этого все необходимые резервы и создавались.

Имеются ли дополнительные возможности для увеличения пенсий? Да, имеются. Это закон №56 о дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии.

Далее – это негосударственные пенсионные фонды. По нашей информации, сообщил глава Пенсионного фонда России, в прошлом году порядка 1,5 млн. человек делали взносы в негосударственные пенсионные системы. И еще более 5 млн. человек участвовали в негосударственных пенсионных системах, но взносы за них делали корпорации и организации в рамках социального пакета, который они предоставляли. Это общеизвестные фонды, как «Газ-фонд», у ЛУКОЙЛа есть свой пенсионный фонд и так далее.

Есть два варианта участия в этих негосударственных пенсионных фондах. Если вы инвестировали в негосударственный пенсионный фонд в рамках добровольного инвестирования, то это ваша ответственность, ваш риск. При этом нужно понимать, что все негосударственные пенсионные фонды находятся под надзором. Для них есть четкие правила. Они имеют лицензии, у них есть определенные ограничения. Поэтому им обанкротиться не так-то просто. И потом, выбор негосударственного пенсионного фонда всегда остается за гражданином. Он может вложить средства куда хочет. Поэтому если вдруг что-то случилось, то случилось…

Если вы выбрали негосударственный пенсионный фонд в рамках обязательной пенсионной программы, то формально, хотя это нигде и не написано, государство отвечает за то, чтобы трудовую пенсию, которую по расчету вам необходимо выплатить, вы получили. Вне зависимости от источников, которые существуют.

Этот вопрос законодательно еще не решен. Дело в том, что закон сейчас разрабатывают во всех технических подробностях: как выходят деньги из негосударственных пенсионных фондов, как они должны выплачиваться и так далее. В данном случае общая позиция, по крайней мере, Конституционного Суда и юристов Минздравсоцразвития, в том, что если человек вошел в систему, то он находится под ответственностью государства. Потому что это обязательная пенсионная система.

Изменится ли порядок собственно документального оформления выхода человека на пенсию? Сейчас для назначения пенсии гражданин должен принести выписку из трудовой книжки, всевозможные справки и так далее. Почему? Потому что страховой стаж, который попал в систему персонального учета, идет с 2000 года. А тем, кто будет выходить на пенсию в новых условиях, им даже трудовая книжка нужна не будет. Мы просто возьмем его персональный учет, сами посмотрим, сами ему пенсию начислим. Причем, вне зависимости от того, менял он место работы или нет. Таким образом, эта система позволяет учитывать все отчисления за каждого человека и автоматически начислять пенсию.

Была освещена и проблема «повышения пенсионного возраста».

– Эта тема много обсуждалась при подготовке данных предложений. Общеизвестно, что пенсионный возраст ведет к увеличению размера пенсий. В расчете на месяц ваша пенсия будет больше. Поскольку этими мерами мы существенно увеличиваем размер пенсий, то в данном случае мы эту проблему решаем. Вообще, увеличение пенсионного возраста должно быть подготовлено в любом случае. Это надо объявлять заранее и так далее. Поэтому об увеличении пенсионного возраста сейчас речь не идет, – сообщил г-н Дроздов.

Но разработаны меры, стимулирующие граждан к позднему выходу на пенсию. В составе предложений предусмотрено, что если вы проработали больше 30 лет, то на 6% за каждый год сверх 30 лет ваше пенсионное накопление будет индексироваться дополнительно. Соответственно, если меньше, то на 3% будет меньше. Такие предложения в составе общих предложений подготовлены. Они должны быть реализованы в законе. Пока правительство идет по этому пути.

Ну и наконец г-н Дроздов кое-что тем, кому вроде бы еще о пенсии задумываться рановато.

Я бы советовал самим активно, к чему мы и призываем особенно молодых людей, конструировать свой уровень пенсионного обеспечения. При формировании своих жизненных планов надо самим держать в голове и свои пенсионные планы. Это, в принципе, характерно для всех жителей Европы. Они знают, где они работают, кем работают, как работают, и приблизительно понимают свой уровень пенсионного обеспечения к выходу на пенсию. Они сами решают, делать ли им дополнительные взносы, сэкономив на чем-то и так далее.

Новая схема даст возможность определиться каждому. Для стимулирования этих знаний и был принят закон №56, который позволяет вам – и тем, кто старше 1967 года, и тем, кто вообще не имеет стажа, войти в эту систему, начать в ней вариться 10 лет, и таким образом попробовать этот продукт. А потом, может быть, человек загорится и пойдет дальше.

  

Алексей СТРОГАНОВ, г. Таганрог. Газета "НОВАЯ таганрогская газета" от 13 декабря 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики