ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: НЕОБХОДИМЫЙ ЗАПАС СРЕДСТВ У ГОСУДАРСТВА ЕСТЬ
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 12.12.2008

На очередном заседании Клуба региональной журналистики в Москве выступил Председатель Правления Пенсионного фонда РФ Антон Викторович Дроздов. Он подробно рассказал о мерах по совершенствованию пенсионной системы страны.

Вопросы пенсионного обеспечения сегодня выходят на первый план. Вместе с приоритетно-стью вопросов развития личности, человеческого капитала, решение проблем с пенсиями становится важнейшим фактором экономического роста.

Пенсия складывается из нескольких частей. Первая часть – базовая. Она устанавливается государством. Государство устанавливает ее ежегодно и ориентируется, в основном, на ин-декс потребительских цен. Источником этой части является федеральный бюджет. А для федерального бюджета основной источник – это единый социальный налог.

Есть еще страховая и накопительные части. Накопительная часть составляет 6%, страховая – 14%. Их источником являются взносы на обязательное пенсионное страхование, которое осуществляет работодатель. Эти части живут каждая своей жизнью. Страховая часть индек-сируется в зависимости от доходов Пенсионного фонда. То есть, по сути, - по индексу фонда заработной платы. А накопительная часть размещается, инвестируется на рынке в те инст-рументы, которые определены законодательно. И, соответственно, она индексируется в за-висимости от дохода, который получают по итогам прошлого года. Самый высокий доход был 7,05%.

Получается, что для сбалансированности Пенсионного фонда дополнительно используются средства федерального бюджета. В бюджете на 2009-2011 годы доля расходов федерально-го центра на цели пенсионного обеспечения составляют более 50% общих доходов Пенси-онного фонда. При этом средний уровень социальной пенсии (это минимальная гарантиро-ванная человеку пенсия, даже если он не проработал ни дня) составляет в текущем году 83,2% прожиточного минимума. То есть, она пока ниже прожиточного минимума. В абсолют-ной сумме это чуть более 3 тыс. руб. на конец текущего года.

Трудовая пенсия по старости составляет около 116% от прожиточного минимума пенсионе-ра, который ожидается до конца текущего года.

Проводись расчеты с учетом того, что ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения. То есть, чем выше доход, тем меньше платишь. Эта шкала пока не индексируется. И появляет-ся нарастание дефицита в пенсионной системе. Если ничего не менять, то в дальнейшем доля средств бюджета, которые необходимо будет направлять на сбалансирование пенси-онной системы, должна будет увеличиваться. По сути, вся пенсия может стать не пенсион-ным страхованием, а пенсионным обеспечением, превратиться в социальную, то есть будет финансироваться за счет бюджета.

Это и было одной из причин для того, чтобы подумать о совершенствовании пенсионного законодательства. Нужно предусмотреть решение следующих задач.

Первая. Это проблема несбалансированности бюджета Пенсионного фонда. В первую оче-редь, упорядочение источников финансирования трудовых пенсий. Вторая. Это конкретиза-ция целевых ориентиров развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Тре-тья. Это формирование устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения. Четвертая. Это стимулирование накопительной составляющей пенсионной системы, вклю-чая добровольные пенсионные накопления граждан, развитие негосударственного пенсион-ного обеспечения и эффективное управление пенсионными накоплениями.

Главным стержнем нового этапа развития пенсионной системы является укрепление страхо-вых принципов ее развития. В первую очередь, восстановление целевого страхового меха-низма, формирование источников финансирования выплат трудовых пенсий вместо ЕСН.

Усиление страховых принципов предусматривает перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования. То есть, базовая часть, как таковая, пере-стает существовать. Она вливается в страховую часть. И страховая часть, и базовая начи-нают индексироваться по единым правилам. То есть, по уровню доходов пенсионной систе-мы. По сути, по росту фонда заработной платы.

Далее – создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в объ-еме, необходимом для достижения заданного уровня замещения утраченного заработка для всех категорий лиц. Для этого предусматривается увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах, и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав.

Что здесь имеется в виду? Определяется механизм, который позволяет сбалансировать пен-сионную систему. То есть, те права, которые приобретает гражданин и те источники, которые пойдут на их выплату в долгосрочном плане, для этого определяется уровень тарифа стра-ховых взносов. При этом имеется ввиду, что тариф, который установлен, будет единствен-ным источником для того, чтобы сбалансировать пенсионную систему.

В целях государственного регулирования процесса формирования пенсионных прав преду-сматривается изменение в базе начисления страховых взносов путем ликвидации регрес-сивной шкалы. ЕСН предусматривает три ступени. Одна ставка берется с заработка 280 тыс. руб. в год. Следующая ступень – 600 тыс. руб. в год. Следующая – свыше 600 тыс. руб. в год. Предлагается установить единый объем заработка для отсечения – 415 тыс. руб. в год. По сути, взято 135% от 280, то есть накопленную инфляцию 2005 года. Таким образом, ушли от регрессии. Но при этом система будет более сбалансирована, чем если бы была взята некая другая величина.

Чтобы сбалансировать пенсионную систему, пришлось несколько повысить тариф страховых взносов. Здесь определенная цель – чтобы он являлся единственным источником для фи-нансирования пенсионных обязательств. Он повышен до 26%. При этом, если посмотреть на сам тариф, то 10% там – это базовая часть, которая перешла из бюджета. В связи с тем, что единый социальный налог теперь ликвидируется, это 16%. И 6% - накопительная часть. 10% - это чисто страховая часть, которую платит работодатель.

Для всех работодателей, организаций устанавливается единый объем тарифа, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Единственное, что на переходный период, на пять лет, принято отдельное решение для организаций малого бизнеса, которые имели льготы. В первую очередь, это те, кто работает на рынке высокотехнологичной про-дукции, а также для сельхозтоваропроизводителей. Для них предусмотрен переходный пе-риод. За это время для того, чтобы сохранить текущие условия, федеральный бюджет будет доплачивать Пенсионному фонду объем недопоступаемых средств.

Кроме того, предусмотрена реализация законодательно установленного принципа уплаты страховых взносов в размере не менее стоимости страхового года. Речь идет о том, что для того, чтобы получать заявленную пенсию, необходимо, чтобы страховые взносы были не меньше определенного минимума. Это стандартная практика, которая принимается во всех странах. То есть, ты получаешь установленный уровень пенсии в случае, если определен-ный срок (в Европе это 30 лет) отчисляешь в пенсионную систему не меньше такого-то уров-ня. В этом случае получается заявленный уровень пенсии. Эта система и предусматривает-ся в данных предложениях.

Еще один элемент системы – это стимулирование добровольного формирования граждана-ми пенсионных накоплений. Государство будет стимулировать эти инициативы в течение 10 лет. Оно доплатит не более 12 тыс. руб. в год, если 12 тыс. руб. граждане внесли сами.

Для тех, кто уже выходит на пенсию или вышел, целевой ориентир следующий. В 2010 году средняя трудовая пенсия должна составлять не менее двух прожиточных минимумов пен-сионера. К 2015 году – это два с половиной, к 2020 году – три. Что для этого будет сделано? Для этого с 1 января 2010 года будет, так называемая, валоризация пенсионных прав. То есть, пересчет их по определенным правилам. Эти правила следующие. 10% - за стаж с 1991 по 2001 год. Плюс 1% за каждый год советского стажа до 1991 года. Таким образом, единовременно пенсионные права граждан будут увеличены и, соответственно, будет увели-чен объем пенсий.

Кроме того, на 2009 году принята программа по увеличению базовой части. Недавно пре-мьер-министр говорил о существенной индексации базовой части. В результате, до конца 2009 года базовая часть сравняется с прожиточным минимумом. Если говорить о цифрах, то по нашим расчетам в конце 2009 года прожиточный минимум пенсионера в среднем по стра-не составит 4135 руб. И, соответственно, чуть больше, 4176 руб. будет социальная пенсия, основу которой составляет базовая часть.

Что касается трудовой пенсии, в следующем году предусматривается индексация ее на уровне 15,6%. Это помимо базовой. И 1,3, то есть 130% к концу 2009 года будет составлять трудовая пенсия по старости в среднем по стране. На это будет осуществлена валоризация пенсионных накоплений. То есть, дальнейшее повышение учета стажа.

Что касается тех, кто будет вступать в трудовую деятельность после того, как будет произве-дено изменение пенсионного законодательства, для них в полном объеме действуют те страховые принципы, о которых я говорил. Если они в течение 30 лет отчисляют в пенсион-ную систему не менее определенной величины, то есть, стоимости страхового года, то к вы-ходу на пенсию они могут получать 40% среднего заработка за весь период трудового стажа. То есть, выйти на такой коэффициент замещения.

Имеются ли дополнительные возможности для увеличения пенсий? Да, имеются. Это всту-пивший в силу закон о дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Далее – это негосударственные пенсионные фонды. В прошлом году порядка 1,5 млн. чело-век делали взносы в негосударственные пенсионные системы. И еще более 5 млн. человек участвовали в негосударственных пенсионных системах, но взносы за них делали корпора-ции и организации в рамках социального пакета, который они предоставляли. Это общеиз-вестные фонды, как «Газ-фонд», у ЛУКОЙЛа есть свой пенсионный фонд и так далее.

Планируется, что с 1 марта будет повышаться базовая часть пенсии. К сожалению, в резуль-тате подготовки закона, эта сумма несколько изменилась. Объем эквивалентен. Он будет ус-тановлен в абсолютной сумме, но эквивалентен 77% к повышению. Это около 2 тыс. руб. с 1 марта. К 1 декабря он будет пересмотрен, будет определена новая сумма базовой части. Это около 2,5 тыс. руб.

Что касается страховой части, то с 1 апреля она будет увеличена на 15,6%. Таким образом, в целом для бюджета это порядка 37,1% индексация всей пенсии за 2009 год. Это все в рам-ках двух решений, которые были приняты президентом, и они зафиксированы в бюджетном послании. Первое,чтобы социальная пенсия достигла прожиточного минимума. Второе, что-бы трудовая пенсия достигла 1,3 прожиточного минимума. То есть, это 5460 руб. Все это за-ложено в наших расчетах.

Поэтому индексаций будет, по сути, три. Два раза – базовая и один раз – страховая часть.

Следующий вопрос – хватит ли у государства денег для того, чтобы выполнить такие целе-вые ориентиры? Мы рассчитываем, что тариф, который установится, будет подавляющим образом покрывать все пенсионные обязательства. Средства бюджета будут небольшие. Они будут, в основном, связаны с покрытием валоризации. Далее мы рассчитываем, что ес-ли подтвердятся прогнозы, то в дальнейшем доля бюджетных средств, которые будут на-правляться Пенсионному фонду, будет незначительной и, в основном, связана со льготными категориями граждан.

Мы считаем, что этих средств хватит. Если будут временные сложности, допустим, ситуация в следующем году будет непредсказуемой, то в бюджетном кодексе есть запись, что средст-ва фонда «Национальное благосостояние» могут быть направлены, в первую очередь, на финансирование пенсий. Как вы знаете, это более 3 трлн. руб. Мы считаем, что в этом слу-чае эта реформа реализуема – необходимый запас средств у государства есть.

В дальнейшем мы рассчитываем, что пенсионная система, перейдя на такие принципы, бу-дет более понятной, правильной. Тут есть еще много вопросов, связанных с тем, почему мы переходим на эту систему. Например, упрощение расчета пенсий, упрощение порядка на-значения пенсий. Потому что вся база будет в системе персонального учета, не нужно будет собирать бесконечное количество справок и так далее.

  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета», декабрь 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики