ЧТОБЫ ПЕНСИОНЕР НЕ ЗАВИСЕЛ ОТ БЮДЖЕТА
Автор: Губанов Андрей
Регион: Екатеринбург
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 23.12.2008

Стали известны подробности очередного этапа пенсионной реформы, который должен стартовать через год. Пенсионный возраст не вырастет. Но увеличится нагрузка на бизнес

В экономически развитых странах считается дурным тоном, когда пенсионная система финансируется из бюджета. Для пенсий там существуют самостоятельные механизмы. Как показывает многолетний (тамошний) опыт, уравновешенная и отделенная от бюджета пенсионная система, во-первых, меньше зависит от политической конъюнктуры, а во-вторых, заставляет граждан самих в какой-то степени заботиться о своей будущей пенсии, а не ждать подачек от государства. С 2002 г. в России создается пенсионная система по образцу, приближенному к западному. Но, как оказалось, ни о каком переходе к ее самодостаточности пока речи не идет. Более того, российская пенсионная система с каждым годом все больше зависит от бюджета. Недавно председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов признался, что уже в скором времени половину своих пенсий россияне будут получать не из средств Пенсионного фонда России (ПФР), а из бюджета. А по расчетам директора департамента развития соцстрахования Минздравсоцразвития Сергея Афанасьева, к 2050 г. доля госбюджета в пенсиях россиян достигнет 86%. Фактически мы прямой дорогой идем к отмене пенсионной системы и тотальной зависимости стариков от сиюминутного состояния экономики и бюджета. А еще, существующее положение дел не дает пенсиям расти. Сегодня средний размер социальной пенсии меньше прожиточного минимума. С этим надо что-то делать!

Дважды-пенсия вместо трижды-пенсии

На недавней встрече в стенах Клуба региональной журналистики «Из первых уст» председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов рассказал о том, что будет меняться в российской пенсионной системе в ближайшие годы…

Как известно, сегодня пенсия состоит из трех частей:

- базовая часть формируется почти исключительно за счет прямых бюджетных дотаций;

- страховая часть – ее обеспечивает работодатель, перечисляя в ПФР часть заработка работника (в виде единого социального налога – ЕСН);

- накопительная часть так же формируется работодателем (на лицевой счет работников младше 1967 г.р. перечисляется 6% фонда оплаты труда).

Как заметил Антон Дроздов, все эти части живут своей жизнью, по-разному исчисляются и индексируются. Но эту систему планируется упростить. Базовая и страховая части будут объединены, и станут финансироваться из одного источника - страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН. При этом часть взноса, которая шла на накопительную часть пенсии (те самые 6%), останется без изменений. И, так же как и раньше, каждый будущий пенсионер сможет сам управлять, этой частью (об этой части пенсии мы писали в статье «В поисках лучшей пенсии», опубликованной 10.09.08).

Итак, планируется, что с 2010 г. пенсия россиянина будет состоять не из трех, а из двух частей: страховой и накопительной. Но это далеко не все запланированные перемены. Помните, мы начали разговор с того, что сегодняшняя система, финансирования пенсий через ЕСН не справляется со своей задачей. Ну, в смысле, собранных пенсионных денег на всех не хватает. Поэтому было решено увеличить суммы, перечисляемые бизнесом в Пенсионный фонд – с 20 до 26% от фонда заработной платы*. Причем эти платежи перестанут быть налогом (ЕСН), и перейдут в разряд «страховых выплат» (но собирать их по прежнему будут налоговые органы). Ожидается, что получаемых Пенсионным фондом денег будет хватать на выплату пенсий нынешним пенсионерам и на формирование пенсий будущим пенсионерам. Помощь бюджета не понадобится. Ну, или, по крайней мере, эту помощь можно будет ощутимо уменьшить.

Оборотная сторона этой новации – увеличение финансовой нагрузки на бизнес. Предприниматели, кстати, уже выказали свое недовольство нововведениями. В ответ власти посулили бизнесу снижение НДС, а так же пообещали льготы некоторым выдам бизнеса. В частности, планируется, что предприятиям малого бизнеса, действующим в сфере высоких технологий, а также сельхозпроизводителям повышение тарифа будет компенсироваться государством в течение пяти лет.

Впрочем, в связи с финансовым кризисом, вопрос снижения НДС может быть отложен на неопределенное время. И в этом случае с запуском очередного витка пенсионной реформы так же, скорее всего, придется подождать. В частности заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов недавно заметил, что планы ввода с 2010 г. страховых выплат взамен ЕСН могут быть пересмотрены. «Весной 2009 г. мы можем вернуться к этому вопросу. Будем смотреть, как развивается ситуация, как будет развиваться кризис».

По международным стандартам

Зато обещанное государством повышение пенсий для уже состоявшихся пенсионеров (и тех, кто выходит на заслуженный отдых в ближайшее время), похоже произойдет в полном объеме и в срок. Как замечает Антон Дроздов, сегодня социальная пенсия (т.е. пенсия, которую получают никогда не работавшие люди) еще не дотягивает до прожиточного минимума. Но планируется, что в следующем году социальная пенсия достигнет размеров прожиточного минимума, а средний размер трудовой пенсии (обычной пенсии по старости) достигнет 1,3 прожиточного минимума. То есть, на конец следующего года по оценкам ПФР, средний размер трудовой пенсии составит 5460 руб.

Но самое интересное начнется через год. Правительство предлагает в 2010 г. увеличить среднюю трудовую пенсию до двух (примерно) прожиточных минимумов, то есть, до 7946 руб. К 2015 г. пенсия дорастет до 2,5 минимумов, а к 2020 г. – до трех. Причем сделано это будет не путем обычной добавки сумм, а через достаточно любопытный механизм валоризации. Фактически речь идет о перерасчете размера пенсии по новыми правилам. Вот как описывает грядущую валоризацию заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин: «С января 2010 года все пенсионные права будут проиндексированы на 10% — это базовая ставка переоценки. И индивидуально для каждого — по 1% за каждый год трудового стажа, который был у человека до 1991 г».

Из слов Юрия Воронина и пояснений Антона Дроздова следует, что в 2010 году все пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период с 1991 по 2001 год, автоматически получат 10-процентную прибавку к пенсии, а те, кто успел потрудиться еще «при Советах» получат плюсом по 1% за каждый год стажа, до 1991 г. Эти же правила будут распространяться на тех, кто выйдет на пенсию в 2010 и последующие годы.

Результатом всех этих телодвижений должен стать вывод российской системы на международные стандарты, согласно которым человек, выйдя на пенсию должен получать не менее 40% от своего заработка (иначе говорят – коэффициент замещения равен 0,4). Правда в полной мере этим коэффициентом смогут насладиться только те, кто заработает 30 лет трудового стажа, начиная с 2002 г. (года начала пенсионной реформы). Если этот срок окажется меньше, человек теряет по 3% от базовой части пенсии за каждый год, недостающий до 30 лет. Но за каждый год сверх 30 лет стажа будет 6-процентная прибавка. Причем, как замечает Юрий Воронин, пересчитать страховую часть пенсии с учетом всех процентов можно будет, только один раз, когда человек впервые обратился за начислением пенсии. Такой порядок вступит в силу с 2015 г. И цель данного нововведения – стимулировать граждан как можно дольше не выходить на пенсию. Ведь число пенсионеров растет, а законодательно увеличивать пенсионный возраст власти не хотят.

* Сегодня ставка ЕСН в среднем составляет 26% от фонда оплаты труда. Из них в Пенсионный фонд перечисляются 20%. Согласно планам правительства с 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами. Их размер – 34% фонда оплаты труда. В том числе 26% будут уходить в Пенсионный фонд, а оставшиеся 8% пойдут в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

  

Андрей ГУБАНОВ, г. Екатеринбург. «Городской портал «Екатеринбург Он-Лайн» E1.ru» 23.12.2008 liberal@e1.ru

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики