РАО «ЕЭС РОССИИ» ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО УПРАВЛЯТЬ ЭНЕРГЕТИКОЙ СТРАНЫ.
Автор: Эмирова Гури
Регион: Махачкала
Тема:  Энергетика
Дата: 27.06.2008

С 1 июля 2008 года компания РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование. Таким образом, завершается основная фаза реформы электроэнергетики. Некоторые перспективы развития этой сферы были озвучены Алексеем Романовичем Качаем, начальником Департамента стратегии ЦУР РАО «ЕЭС России» на встрече в Клубе региональной журналистики в Москве, на которой мне довелось побывать.

Долгие годы электроэнергетика существовала в виде единой, вертикально интегрированной системы. Каждая компания, региональное АО «Энерго», располагавшись на своей территории, реализовывало те задачи, которые были выгодны скорее данной компании, нежели группе потребителей. Идея новой реформы и заключается в выборе модели, при которой возможен переход к управлению на основе принципов, выгодных потребителю. Другая цель – создать возможность и основы для того, чтобы энергетика являлась отраслью, где в одной части эффективен частный капитал при наличии государственного контроля, а в другой части в отрасли существует четкое государственное регулирование в тех отраслях, где конкуренция невозможна.

Реформирование РАО «ЕЭС России» сегодня воспринимается многими как намеренное раздробление энергосистемы. Однако только так возможно привлечение частного капитала в генерацию и повышение её эффективности.

В руках государства будет сосредоточено 100% акций системного оператора, а федеральная сетевая компания будет включать в себя магистральную сеть в каждом регионе нашей страны. Плюсы налицо: не нужно звонить в АО «Энерго» представителю государства для того, чтобы узнать о проблемах на магистральной линии. Все это единое и подконтрольно непосредственно государству. Не будем забывать, что государство только на 52% владеет РАО «ЕЭС России». Однако, в холдинг РАО «ЕЭС России» не входили раньше 4 энергосистемы, которые и в настоящий момент являются самостоятельными: это энергосистемы Иркутска, Башкирии, Татарстана и Новосибирска. Не входила и сейчас является самостоятельной атомная генерация. Кроме того, есть множество муниципальных теплосетей, некоторые электросети, которые, как правило, принадлежат муниципалитетам в регионах. Так, в холдинге оказалось порядка 70% магистральных сетей, около 30% распределительных сетей во всей стране. Примерно 30% теплового бизнеса являлось частью компании РАО «ЕЭС России», 70% - все остальные (частные, государственные, муниципальные) компании на территории все страны.

В итоге энергосистема была разделена на части. А потом каждая часть была укрупнена. Генерация также была разделена на части, выделены крупные станции и небольшие, с тепловой выработкой. Последние, отапливающие города, были укрупнены в территориальные генерирующие компании. Образованны единая федеральная магистральная сетевая компания и холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний, сформирован системный оператор – единый по функциональному признаку, которому подчиняются все диспетчерские управления на всех уровнях.

Что касается сбытовых компаний, работающих в каждом субъекте федерации и покрывающие ту или иную территорию, то здесь упрощается процедура приобретения. Так, любой потребитель, который хочет получить электроэнергию, может прийти и получить ее по стандартному договору. Во главу угла ставится единый конкурентный рынок.

Ожидается взаимодействие компаний инфраструктуры и компаний конкурентных секторов в отрасли. Считается, что система секторов рынков электроэнергии в нашей стране одна из лучших в общемировом масштабе. Это по праву одна из наиболее успешных, наиболее гибко реагирующих на запросы потребителей и производителей система. В других странах нет единого рынка, покрывающего по масштабу такую территорию, как наша, нет и единых технологических решений.

Конечно, энергетика представляет достаточно серьезный стимул для развития остальных отраслей. Поэтому конкуренция за дополнительные мощности может спровоцировать скачок цен, вероятна и очередь на генерирующее оборудование. Конечно, любая реформа предполагает возможные риски. Один из основных рисков, связанных с реформой РАО ЕЭС – это приток частных инвестиций. Иностранцы, несмотря на все уговоры, рамочные и конкретные соглашения о сотрудничестве, не вложили ни единого рубля. Расчеты начались только с 2005 года. И есть рискнувшие, которые думают, что они купили не бизнес, а место под солнцем, что когда-нибудь эти активы станут приносить деньги и это будущее не за горами.

Уже 1 июля, когда будет прекращено существование РАО «ЕЭС России» всем акционерам на счета поступят акции созданных в ходе реформирования отрасли компаний. Они хорошо известны. УГК, ТГК, ФСК, ГИДРО УГК, а так же те, которые еще не существуют, но будут созданы только 1 июля. На месте РАО будет образовано два холдинга, которые представляют собой ветви, которыми владело РАО «ЕЭС России». Это холдинг распределительных сетевых компаний под контролем государства. И это холдинг дальневосточных энергосистем. Фактически до 2020 года, исходя из генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, мощность энергетики России должна быть практически удвоена.

С точки зрения развития рынков электроэнергетики уровень России уже мало кто догоняет. Однако иностранцев пугает отсутствие темпов либерализации страны. Соответственно, если ее отменить или приостановить, мгновенно останавливаются инвестиции до принятия дальнейших решений, до получения иных гарантий в иных формах. Соответственно, юридически и законодательно закреплено, что недопустимо регулирование цен. С 2011 года, когда рынок будет полностью либерализован, остается маленький сегмент для населения. Ситуация для населения должна быть разрешена только в увязке с бюджетными целевыми дотациями или иными дотациями, которые позволят населению не страдать от возможных колебаний рынка.

Таковы лишь некоторые перспективы развития сферы, озвученные начальником Департамента стратегии ЦУР РАО «ЕЭС России» А.Р. Качаем на встрече с журналистами в Москве.   

Гури ЭМИРОВА, г. Махачкала Еженедельник «Черновик», 27 июня 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики