ПАУЗА ВО БЛАГО
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 17.02.2009

Региональное развитие в свете экономического кризиса

На очередном заседании Клуба региональной журналистики в Москве Наталья ЗУБАРЕВИЧ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, подробно рассмотрела тему влияния экономического кризиса на регионы.

Территория всегда и везде развивается на основе конкурентных преимуществ двух типов. Тип первый - от Бога. Это преимущество связано с тем, что под ногами есть много ресурсов. К этому типу относится и выгодное географическое положение: на стыке больших торговых путей, на выходе к морям... Второй блок - эффект от масштаба. Это концентрация людей в одном месте, агломерационные процессы... Когда люди плотно живут и рядом работают, снижаются все издержки инфраструктуры.

Следующее преимущество тоже сделано человеческими руками и мозгами - это человеческий капитал. Нужна нормальная система образования, нормальная система социализации, чтобы люди были не только профессионально подготовленными, здоровыми, но еще и мотивированными. Этим должны заниматься социальные институты государства. Последняя составляющая - это институциональная среда. Институты, правила и нормы, существующие в данном обществе, либо способствуют, либо препятствуют его развитию.

Эффект масштаба

Исходя из этих факторов, прежде чем говорить о кризисе, надо посмотреть, как развивалась Российская Федерация. На примере Москвы и Санкт-Петербурга легко понять, какой эффект дает агломерирование. Если взять валовой региональный продукт всех субъектов Российской Федерации, то на Москву приходится 23%, при том, что доля столицы в населении всего 7%. Правильна ли эта цифра? Неверность ее состоит в том, что к Белокаменной приписано большинство крупнейших компаний Российской Федерации и значительную часть отчетности они ведут по Москве. Поэтому с середины 1990-х годов до 2006-2007 годов доля Москвы в валовом региональном продукте страны выросла с 12 до 23%. Реально Москва - гигантский торговый центр. Вместе с вышедшими за пределы Московской области торговыми центрами, торговыми структурами он дает каждый четвертый рубль, который имеет хождение в стране. По вводу жилья - это каждый пятый квадратный метр.

Мы живем в стране, где преимущества сконцентрированы в одной точке. Это связано как с естественными ее свойствами, естественными преимуществами, так и, в наибольшей степени, с институциональной средой. Почему это важно понимать? Потому что все остальное в экономике - производное от этих условий: в значительной степени обусловлено сочетанием этих ресурсных, агломерационных и институциональных преимуществ.

Тянуть одеяло на себя

Интересно, например, сравнить душевой валовой региональный продукт в постоянных ценах и скорректировать душевые показатели на стоимость жизни, то есть на ценовые различия в регионах. Те регионы, у которых показатели были выше, растут быстрее; у которых показатели были крайне низкие, остаются в хвосте. Экономически ситуация описывается очень понятно и просто: территории, имеющие конкурентные преимущества, стягивают на себя экономическую активность.

Понятно, что бизнес инвестирует туда, где он ожидает большей отдачи. Если учесть, что в Российской Федерации 80% составляют частные инвестиции и только 20% - бюджетные отчисления всех уровней, то получается, что бизнес выбирает лучшие площадки. Какие это площадки в России? Лидерами являются нефтегазодобывающие регионы. Они капиталоемкие, это целые отрасли. В них надо вкладывать много, чтобы много получать. Это первый приоритет. Вторым приоритетом в инвестировании опять будут агломерации. В них инвестиции на 10-30, а то и почти 100% выше, чем в среднем по стране.

Относительно приоритетными для инвестиций могут быть развитые республики и области: Татарстан, Башкортостан, Липецкая область. К ним надо добавить Калининградскую область и Краснодарский край. Здесь просматривается формирующийся третий вектор инвестиционной привлекательности. Преимуществом Калининградской области и Краснодарского края является приграничное положение. Это означает, что зона, прилегающая к морским побережьям, имеющая порты, находящаяся на транзите нашего экспорта и импорта, имеет дополнительный потенциал развития.

Аутсайдеры

Теперь посмотрим на аутсайдеров. Это так называемые бывшие депрессивные регионы, промышленные области с очень сильным спадом в 1990-е годы. Помимо Брянской и Курганской областей, у которых совсем плохо с инвестициями, где-то недалеко Кировская, Псковская области. Это регионы старых зон заселения с преимущественно машиностроительной специализацией - вторичной, неконкурентной сегодня, с достаточно умеренным, мягко говоря, человеческим капиталом и не самым выгодным географическим положением. К счастью, таких регионов становится все меньше. Бизнес туда инвестировать пока не хочет. Хотя территории, безусловно, растут, прогрессируют. Темп их роста может быть разным. Сейчас их уже не вполне корректно называть депрессивными.

Вторая "мертвая зона" - республики Северного Кавказа. В них за 2002-2007 года суммы инвестиций составляла от 20 до 30% от уровня среднероссийских.

И, наконец, третья группа - весь Восток страны: Иркутская область, Хакассия, Читинская область, Приморский край, Бурятия, Республика Тыва - зона катастрофического недоинвестирования.

Кошелек-то общий

Важно понять, как формируется наш консолидированный бюджет. Итак, почти каждый третий рубль в нем - это Москва с Московской областью. Второй наш кормилец - Ханты-Мансийский автономный округ. По-честному, он первый. Но в связи с тем что компании фиксируют прибыль по нахождению штаб-квартир, доля Москвы у нас совершенно феноменальная.

Итак, в сфере регионального развития две задачи: выравнивать потенциал регионов и делать страну более эффективной. То есть сделать ставку на сильные территории, которые растут быстрее. Выравнивать можно по-разному. Можно деньги передавать от богатых бедным. Но есть другой способ: сразу устраивать систему налогообложения так, чтобы брать деньги прежде всего с территорий, имеющих очень специальные преимущества. Это так называемые нераспределенные источники доходов. Они локализованы очень четко.

Что у нас является самым локализованным источником доходов? Нефть, конечно. Так вот, в 2007 году Ханты-Мансийский округ отдавал в бюджет 80% собранных налогов. Ямало-Ненецкий - 75%. Немногим меньше, но тоже в пределах 50% отдавали Ненецкий округ, Томская область, Удмуртия, Оренбуржье, Татарстан и так далее.

Суть в том, что для подавляющего большинства субъектов Российской Федерации изъятие в федеральный бюджет собранного на территории имеет достаточно щадящую норму: где-то - треть, а где-то - четверть...

В итоге получается, что не самая бедная Липецкая область оказывается где-то в конце списка. А все потому, что у нас резко недооблагается металлургия. Налог на прибыль фиксируется по территории. Все владельцы металлургических комбинатов приписаны по территории. За счет металлургических точечных объектов целые регионы очень неплохо жили. Да еще цены на металл росли.

Быть бедным - хорошо

У подавляющего большинства областей доля федеральных перечислений в доходы их бюджетов сокращается. А если мы посмотрим на самые дотационные республики, то доля федеральных перечислений в их бюджетах растет. С чем это связано?

С очень простой вещью. Очень выгодно быть бедными. Чемпионом по душевым расходам консолидированных бюджетов у нас является Чечня. Ее душевые расходы в 1,5 раза выше средних по стране. Да, мы там в какой-то мере восстанавливаем экономику. Но сравнение с тем же Дагестаном и со всеми русскими регионами показывает, что Чечня получает гипертрофированно большой кусок федерального денежного пирога.

Мировой опыт показывает, что все страны прошли некий тренд. Сначала в них растут экономические и социальные неравенства. Наиболее квалифицированный, хорошо зарабатывающий, мобильный, адаптивный персонал собирается там, где больше платят. А в регионах оттока остаются те, кто неконкурентоспособен. Дальше по мере экономического роста начинается более сложная закономерность. Опыт развитых стран показывает, что где-то в интервале доходов ВВП от 10 до 15 тыс. долл. по паритету, то есть с учетом стоимости жизни, тренд нарастания социального неравенства исчезает. Наступает некая стабилизация. А потом, ближе к 20 тыс. долл., начинает сглаживаться социальная дифференциация. Это результат внятной социальной политики государства. Когда качество перераспределяемых ресурсов возрастает. Когда вы не кормите региональную бюрократию, а начинаете работать в режиме эффективной социальной политики.

Достигла ли Россия этого уровня? В прошлом году наш ВВП составлял суммарно чуть ниже 14 тыс. долл. на человека. Довольно много. Но прогноз экспертов достаточно жесткий. В зарплатах мы уже начали смягчать территориальное неравенство. Каким путем? Массированным увеличением зарплаты бюджетникам. В слаборазвитых регионах это основная категория занятых.

Кому и как даются бюджетные деньги? Бюджет Москвы по исполнению составляет почти триллион рублей. Он больше, чем у любого федерального округа. В три раза больше, чем у Санкт-Петербурга. Москва - это гигантский "пылесос", где работает далеко не один агломерационный эффект. Там задействована специальная институциональная конструкция. Эта задачка очень тяжело решается, но решать ее придется, потому что иначе проблема развития остальной территории страны сохранится. Среди крупных территорий - те, у кого просто больше денег, в том числе на инвестиции.

Отдельная песня - города. Современное постиндустриальное развитие - это, в первую очередь, финансирование городов, и не только Москвы и Питера, но и других городов-миллионников. В условиях кризиса это очень важно, потому что фактически намечается стартовая точка, с которой начинаются потери. В душевом исполнении Москва получает больше остальных, но, что интересно, Казань и Краснодар обгоняют Санкт-Петербург.

Рубим сук?..

Наступивший кризис реально можно разложить на две части. Часть первая: что он даст для промышленности и всей географии, связанной с промышленностью. Часть вторая: что хорошего будет для сервисных и девелоперских услуг.

Промышленность - первая зона риска, особенно металлургические (медная и вообще цветная металлургия, прежде всего медеплавильная и никель) и целлюлозно-бумажные моногорода. Это два дефектных актива. Таких городов по России не один десяток. Все они относятся к проблемной зоне, и здесь весьма возможен локаут.

Вторая зона риска - импортозамещение. Пока это, в первую очередь, автопром, преимущественно, инвестиционный. Насчет этих отраслей у меня нет ощущения временной длительности происходящего. Все-таки экономика нас учит, что кризисы цикличны. Сейчас никто не может понять глубину ямы этого цикла. Если это год, а потом начнется подъем, почти уверена, что и сырьевые регионы, и сырьевые города продержатся, потому что это места базовой локализации крупных компаний. И они будут "кормить" эту территорию до последнего, потому что не хотят потерять трудовые ресурсы.

Что касается сектора услуг и девелопмента, меня пугает не московская столичная агломерация (там проходит мощнейшая коррекция, честно говоря, идет санация рынка), а процесс ускоренного роста городов-миллионников. Растет жилищное строительство, растет ритейл. И жутко огорчает то, что мы подрубаем естественный, правильный фактор роста. В кризисе никогда не бывает либо все хорошо, либо все плохо. По ритейлу острота проблемы глубже. Сетевики фактически провели модернизацию потребления, это было очень важно, потому что мы страна, не умевшая до последнего времени потреблять и выбирать. Однако в условиях кризиса люди будут меньше потреблять, меньше покупать, меньше строить и вынуждены будут стать разборчивее.

Парадокс ситуации заключается в том, что в экономических кризисах сначала страдают более сильные - крупнейшие агломерации и включенные в мировую экономику экспортные регионы. Это первый шок. Потребление современных услуг, модернизация, которую нужно будет замедлять...

Вторым проявлением кризиса будет подключение к процессам менее развитых регионов. Пока всего лишь 13% расходов федерального бюджета идет на помощь регионам. Эта доля не растет. И это, честно говоря, очень славно. Потому что страна, которая не умеет четко позиционировать свои эффективные приоритеты, получила паузу в непродуманном расходовании средств.

  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета» 13 февраля 2009 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики