УФА РЕШАЕТ СУДЬБУ УЛИЦЫ ЗОРГЕ
Автор: Феоктистова Галина
Регион: Уфа
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 17.09.2009

Местное самоуправление

УФА РЕШАЕТ СУДЬБУ УЛИЦЫ ЗОРГЕ

Выход из тупика или назад в будущее?

Смятение и тревога поселилась с некоторых пор в сердцах и умах жителей Уфы, проживающих по улице Рихарда Зорге, а также на менее известной Парковой. Дело в том, что рядом с прилегающей к их домам лесопарковой зоной градостроители собираются проложить асфальтированную трассу параллельно улице Зорге. Но остальным жителям, как впрочем, и гостям столицы, судьба этого квартала тоже небезразлична. Все мнения по этому вопросу, которые прозвучат на повторных публичных слушаниях 15 августа, а также письменные предложения «за» и «против», поступившие в адрес Совета городского округа город Уфа, будут приняты к сведению. Заметим, согласно законодательству, решения публичных слушаний носят рекомендательный, а не обязательный характер. Право же принятия решения имеет только глава Администрации городского округа.

Суть проблемы

Территория, ограниченная улицами имени города Галле, Шафиева, Зорге и проектируемым Западным шоссе, сегодня является едва ли не самой проблемной зоной Уфы с точки зрения безопасности дорожного движения и предотвращения чрезвычайных ситуаций из-за повышенного транспортного потока, отсутствия объездных путей и тупика, упирающегося в больницу №6. Ведь даже «Скорая» с трудом пробивается к больнице через постоянные «пробки», организовать же массовую эвакуацию людей из этого тупика в случае, не дай Бог, пожара или теракта (что тоже нельзя исключать) будет чрезвычайно сложно.

Расширить проезжую часть улицы Зорге возможно лишь за счет вырубки деревьев, растущих вдоль дороги, или ликвидации трамвайных путей. Оба варианта исключаются. Первый, потому что проезжая часть сильно приблизится к жилым домам. Второй из-за того, что трамвайные пути просто уже некуда переносить, а без них нельзя. Поэтому проектировщики остановились на строительстве трассы параллельно улице Зорге, которая должна пройти вдоль лесопарка на месте уже имеющихся проселочных дорог. Однако реализация проекта тормозится из-за сопротивления некоторых жителей данного квартала, которые, без сомнения, будут первыми обвинять городские власти в случае ЧП.

Спасительный проект

Данная территория является въездной зоной по федеральной трассе М7 со стороны Казани и Затона на Уфимский полуостров, своеобразными «западными воротами». Чтобы о городе сразу при въезде создавалось благоприятное впечатление, согласно Генплану в районе Южного автовокзала должен быть сформирован крупный общественно-деловой комплекс на месте старой гостиницы «Турист», который станет украшением города с точки зрения формирования новой архитектуры и важным звеном при организации парковой зоны на западном склоне полуострова. Но основная задача проекта планировки – решение проблемы организации транспортных связей между существующими территориями жилых микрорайонов с зонами проектируемых общественных центров и рекреаций (лесопарком), прилегающих к ним. Упорядочение транспортной сети, обеспечение проездов к существующим микрорайонам – это и требование МЧС РФ. Только после того, как будут проложены все дороги, «Баштур» сможет приступить к строительству комплекса.

Заказчиком проекта выступает ЗАО «Баштур», документация разработана проектным институтом «Башкиргражданпроект». Проект планировки территории выполнен в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласно корректировке Генерального плана развития города, прошедшей публичные слушания с положительным результатом и принятой решением Совета городского округа № 14/4 от 4 августа 2006 года.

По информации главного архитектора Уфы Рамзита Маскулова, предусмотренные проектом улицы под номерами 2 и 3 (см. карту) должны разгрузить улицу Рихарда Зорге. А пешеходно-транспортная магистраль районного значения в продолжении улицы Братьев Кадомцевых соединит проспект Октября с проектируемыми общественно-деловым центром на пересечении улиц имени Города Галле и Рихарда Зорге и транспортно-пересадочным узлом «Забельский» возле моста через реку Белая. Улица местного значения № 2 даст возможность подъезда как к микрорайонам, так и к больничному комплексу с южной стороны города. Улицы под номерами 1, 3, 4 - районного значения, ширина проезжей части их составит 15 метров. Улицы местного значения №№2, 5 будут несколько уже, их проезжая часть составит 9 метров. Проектом предлагается также интенсивное озеленение магистралей. Западное шоссе в соответствии с положениями Генерального плана проходит ниже отметки рельефа существующей железной дороги.

Социальный аспект проекта очень многогранен. Кроме того, что здесь будут урегулированы транспортные потоки, облагородится лес в соответствии с требованиями современного ландшафтного дизайна – уберутся незаконно установленные неприглядные железные гаражи и погреба, вместо старых и больных деревьев появятся новые насаждения ценных пород. Также в лесопарковой зоне планируется проложить пешеходные и велосипедные дорожки (зимой – лыжные трассы), установить скамейки и беседки, оборудовать детские площадки и отдельные территории для любителей разных видов спорта. Здесь, возможно, даже появится тематический парк, представляющий широкий набор развлечений, объединенных общей темой. Такой, например, как известные «Дисней Ленд» или «Мир моря». Везде будет установлено освещение.

История вопроса

По проекту планировки данной территории 1 апреля 2008 года прошли первые публичные слушания. С учетом предложений граждан документ был доработан. Назначенные на 30 мая 2009 года следующие слушания не состоялись из-за незначительной процессуальной неточности, а повторные публичные слушания по проекту состоятся 15 августа в здании Администрации Октябрьского района Уфы, где уже в течение двух месяцев демонстрируются соответствующие материалы.

Многие обращения граждан, поступившие в Совет городского округа до 30 мая, признаны недействительными. Как отметил глава Администрации Уфы Павел Качкаев, в ходе выборочной проверки подписей от жильцов, выступающих против строительства дороги, выяснилось, что среди подписавшихся были даже шестимесячные младенцы. Этот факт побудил направить все обращения на независимую экспертизу, которая и выявила многочисленные подделки подписей.

По информации председателя комиссии горсовета по публичным слушаниям в сфере градостроительной деятельности на территории Уфы Анатолия Безрукавникова, письменные предложения граждан по проекту планировки данной территории принимались в городской Совет с 3 июля по 3 августа. Но письма горожан как «за», так и «против» проекта поступали также в адрес Президента Башкортостана и Администрации Уфы.

Отметим, что процедура публичных слушаний по Градостроительному Кодексу и федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» при принятии проекта переустройства территории обязательна. В данном случае остается только прийти к компромиссу между тысячей недовольных и миллионным городом. По мнению одного из разработчиков закона №131-ФЗ, заместителя генерального директора Некоммерческого фонда реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов Ирины Стародубровской, выступавшей на июльской видеоконференции в клубе региональной журналистики, силой осчастливить никого невозможно. В числе идей, заложенных в вышеназванный документ, – приближение власти к народу, и публичные слушания являются одной из форм реализации этой идеи. «Разговаривать со всеми одновременно, конечно, невозможно. Следует структурировать данную общность, выделить лидеров, которые могли бы внятно изложить суть недовольства и предложить способы решения вопроса», - рекомендует она. Совет, в общем-то, не новый. И лидеры у согласных с проектом и не согласных с ним тоже имеются. Вопрос только в том, у кого какие мотивы – сделать эту часть города более благоустроенной и цивилизованной во всех отношениях или заработать политические очки на нежелании отдельных граждан менять привычный уклад жизни.

У страха глаза велики

Если проект так хорош, то почему же жители не принимают свалившееся на них счастье? Попытаемся прояснить ситуацию и ответить недовольным.

Прежде всего, противниками проекта выступили жильцы домов, стоящих прямо у леса. Они опасаются, что теперь вместо мерного приятного шелеста листьев деревьев в их окна ворвется шум и смрад бесконечного потока автомобилей. Из-за этого снизится и коммерческая стоимость жилья. Пугают их также закономерные (хоть и временные!) неудобства, вызванные самим строительством дороги. Эти опасения заворачиваются в красивую обертку борьбы за бесценную зеленую рощу. Узкособственнические интересы этой части недовольных по-житейски понятны и объяснимы. Но, как сообщалось выше, зеленая зона по проекту полностью сохраняется, а запущенный и уже умирающий лес превратится в парк отдыха. Дорога запланирована всего в две полосы с двусторонним движением, по которой, кстати, будет проще выбираться самим жителям района. Вдоль нее будут высажены многочисленные деревья и кустарники. Лесной службой МУП «Горзеленхоз» уже проведен перечет деревьев в полосе проектируемой автодороги. Ширина предварительного отвода под дорогу в среднем составит 13 метров. Количество деревьев, попадающих в полосу отвода, составит чуть более одной тысячи штук. А из ценных пород здесь пока встречается только немногочисленная липа, которую постараются сохранить.

Другая категория противников - владельцы незаконно установленных железных гаражей и погребов, на самовольство которых городские власти до поры просто закрывали глаза, хотя могли применить и штрафные санкции. Минус этих убогих сооружений не только в их неприглядности и незаконности, но и в том, что они противоречат правилам противопожарной безопасности и регулярно подвергаются грабительским набегам. Ведь территорию, где они находятся, давно облюбовала криминальная и околокриминальная вольница. Здесь следует заметить, что владельцы гаражей, по большому счету, и не против сноса их собственности, если только места в планируемых многоуровневых гаражах им предоставят бесплатно. Без комментариев, как говорится.

Владельцы автостоянок также выражают недовольство планировкой. Но право аренды, в соответствии с Градостроительным Кодексом, им регулярно дается всего на один месяц и в любое время может быть отозвано при необходимости. Так что возмущаться, собственно говоря, и нечем – они знали об этом, когда заключали договор аренды.

Между тем, проектом предусмотрены специальные территории для организации подземных паркингов и стоянок длительного и кратковременного хранения автомобилей, современных многоуровневых гаражей. Однако места в них будут платными, и только жителям данного района они будут реализованы по себестоимости. На этих же условиях будут выделяться места владельцам немногочисленных капитальных законно установленных гаражей, если вдруг их коснется перепланировка. А за утраченную собственность им будет выплачена соответствующая компенсация.

Кроме того, многие высказывают опасения, что с появлением дороги в лесной зоне начнется активное жилищное строительство. На что специалисты в один голос заявляют, что строительство многоэтажных жилых домов при таком сложном рельефе и крутом склоне просто невозможно.

Резюме

Итак, пойдет ли столица республики по цивилизованному пути развития, будут ли приглядными ее «западные ворота», или все останется по-прежнему на улице Зорге, прояснится на предстоящих публичных слушаниях. А по большому счету, это мероприятие станет той лакмусовой бумажкой, которая определит, насколько наше общество в целом готово строить отношения по принципам местного самоуправления.

  

Галина ФЕОКТИСТОВА, г. Уфа. Газета «Республика Башкортостан» №151 от 7 августа 2009 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики