Из единства – множество...
Автор: Кузнецов Аркадий
Регион: Тюмень
Тема:  Рынок и развитие конкуренции в России
Дата: 07.12.2009

В редакции газеты «Тюменская область Сегодня» состоялась очередная видеоконференция проекта «Из первых уст», проводящегося совместно с «Клубом региональной журналистики». На вопросы тюменских журналистов отвечал руководитель департамента Минэкономразвития по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Александр Пироженко.

-- Что входит в сферу ответственности возглавляемого вами департамента?

-- Нами была разработана программа развития конкуренции, которую Правительство РФ приняло в 2009 году. Она предусматривает разработку конкретных мероприятий по девятнадцати отраслям экономика, призванных стимулировать конкуренцию. Программа так же предполагает появление аналогичных программ в 83 регионах России, министерство экономического развития будет координировать эту работу. Кроме того, это анализ конъюнктуры цен на основные товары в РФ, когда департамент дает свои заключения и предложения, чтобы ценовая ситуация в конкретных отраслях нормализовалась. Под нормализацией понимается не мгновенное снижение цен, а системные меры направленные на привлечение инвестиций и развитие конкуренции.

-- Каким образом ваш департамент может способствовать развитию конкуренции, если это может отрегулировать только рынок?

-- Государство все-таки может влиять на конкуренцию, во-первых, ограждая бизнес «от самого себя». Это воздействие не всегда следствие коррупционных мотивов, чаще это связано с представлением государственных структур о безопасности товаров и услуг, бизнеса как такового для потребителей и населения. Нужно создать четкие правила игры, чтобы избежать излишнего вмешательства чиновников и органов власти на бизнес. Второй блок это два «И» -- «Инфраструктура», в том числе естественных монополий, и «Информация» со стороны государства, которая будет способствовать приходу новых участников на рынки. Это сведения о ценах, о том, как зарегистрировать бизнес, заплатить налоги -- обо всем, что точно способствует развитию конкуренции и приходу новых игроков на рынки. Информация и инфраструктура вместе с отсутствием негативного влияния на бизнес это то, что государство может и должно делать. Именно поэтому мы говорим о том, что антимонопольное воздействие, прежде всего, должно касаться невмешательства чиновников в сферу бизнеса. Речь идет как о муниципальном уровне, так и о субъектах.

Часто говорят о чиновниках, имеющих в регионе свой бизнес, что мешает конкуренции и создает конфликт интересов. Одна из основных проблем развития конкуренции в регионах: если, например, мэр города имеет свои торговые площади в ритейле это зачастую осложняет приход в регион инвесторов, так как от руководителя такого уровня очень многое зависит. По этому поводу есть жесткая позиция антимонопольной службы: полгода назад мы ввели административную ответственность за антиконкурентные действия чиновников -- от дисквалификации уличенного в таких действиях на три года до уголовной ответственности за ограничение конкуренции. Если это повлекло значимый ущерб предусматривается до 6 лет лишения свободы.

-- В вашей программе сказано, что каждый регион должен разработать свою программу развития конкуренции, а представила ли ее Тюменская область?

-- Мы сейчас получили проекты программ от 56 регионов, но они пока далеки от совершенства. Чиновники умеют писать большие документы, однако в программах недостаточно конкретных мер. Мне сложно судить как их конкретизировать, но мы будем просить делать это коллег из всех регионов -- это общая проблема. Необходимо, чтобы представители регионального бизнеса, граждане, журналисты давали свои рекомендации, критиковали (в хорошем смысле) содержание этих программ. Мы сейчас готовим в Интернете портал на котором будем вывешивать все региональные программы и где будет возможность оставлять свои комментарии. В любом случае их можно присылать их на электронную почту нашего департамент и любой гражданин может сделать это.

Программы не должны быть бумагой, которую потом можно забыть и выкинуть в урну, а инструментом решения реальных проблем. Такие задачи как «оптимизация функций исполнительной власти», «выявление проблем», «проведение мониторинга» со сроками исполнения «постоянно» скорее напоминают отписку, чем серьезную постановку проблемы и ее решение. Повторю, что конкретно сказать насколько те или иные меры могут привести к улучшению конкуренцию в регионе могут бизнесмены и журналисты, пишущие на экономические темы. Поэтому мы предлагаем вам писать на эту тему и обсуждать варианты региональных программ -- только тогда они станут реальным живым документом с которым можно и нужно работать. Мы в свою очередь будем контролировать насколько эта работа ведется и информировать об этом правительство.

Проект программы развития конкуренции в Тюменской области показался мне чуть более проработанным, хотя есть моменты вызывающие вопросы, когда не очень понятно, как мероприятия будут реализованы и в какие сроки. Сейчас мы готовимся провести серию семинаров для разработчиков региональных программ, после чего отберем несколько пилотных регионов, которым будем помогать в реализации мер направленных на развитие конкуренции, в совершенствовании и тиражировании положительного опыта.

-- Какие усилия предпринимаются по развитию конкуренции среди региональных операторов связи?

-- Если есть сети, которые существуют в городе с советских времен, то компания-владелец этих сетей обязана обеспечить недискриминационный доступ операторов, которые хотят оказывать эти услуги. Как правило, возникают достаточно серьезные проблемы при доступе к услугам естественных монополий и не только в связи. Есть конфликт интересов оказания услуг потребителям по своим сетям и допуск на них своего же конкурента на свои же сети, но данный вопрос решается законодательно, есть правила недискриминационного доступа. Это зона ответственности Федеральной антимонопольной службы, туда и нужно обращаться если кому-то из предпринимателей, желающих строить бизнес на этих сетях, необоснованно отказывают. Она обязана разбираться с этими ситуациями и успешно это делает. Конкуренции может развиваться на тех рынках, которые платежеспособны и имеют достаточно большой объем. Особенно такие инфраструктурные виды бизнеса, как оказание услуг связи или доступа в Интернет. Строить сети в небольшом городе пока еще не так привлекательно, как в большом. Когда такой бизнес станет выгодным для предпринимателей, то он начнет развиваться даже на существующей инфраструктуре при помощи существующих нормативных актов.

-- Вы говорите о предпринимателях, а могут ли потребители куда-нибудь жаловаться, например, если считают, что цены необоснованно высокими?

-- Могут в соответствии с законодательством, а Федеральная антимонопольная служба должна следить за тем, чтобы компании, которые занимают доминирующее положение, соблюдали антимонопольное законодательство, в том числе конкурентную цену. Ответ на вопрос «что такое конкурентная цена» пока остается открытым и в каждом конкретном случае структура ФАС будет разбираться и принимать решение, насколько эта цена соответствует этому понятию. Но в очевидных ситуациях, например, если мы имеем в регионе похожий по размерам город с другой ценой, где, так сказать, такая же ситуация, то да, можно инкриминировать монопольно высокую цену. -- Хотелось бы поблагодарить Александра Александровича за подробные ответы на вопросы, а так же Клуб региональной журналистики за продолжение сотрудничества с нашим изданием. Последний вопрос: были ли вы в Тюмени и когда Вас можно здесь ждать?

-- Спасибо большое, было очень приятно общаться: вы задавали очень правильные вопросы – приглашайте в гости. Что касается Тюмени, я был у вас, очень приятный город оставивший хорошие впечатления. Сейчас Министерство экономики и развития РФ планирует серию семинаров в регионах, все зависит от активности местных властей, а мы готовый к диалогу в любых форматах. Для нас это является приоритетом – качественные программы по развитию конкуренции, которые действительно послужат развитию регионов России.

  

Аркадий КУЗНЕЦОВ, г. Тюмень. Газета «Тюменская область Сегодня» 2 декабря 2009 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики