О ТОРГОВЛЕ И НЕ ТОЛЬКО
Автор: Строганов Алексей
Регион: Таганрог
Тема:  Экономика , Торговые сети
Дата: 21.06.2010

В Москве на вопросы представителей таганрогских СМИ, а также их коллег из Тюмени и Барнаула, отвечал Вадим Новиков, сотрудник гайдаровского Института экономики переходного периода (ИЭПП) и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Речь шла о последствиях принятия в начале этого года закона о торговле.

– Как мы уже сейчас видим, – утверждает Вадим Новиков, относящий себя к противникам этого закона, – действительно впечатляющее снижение цен, те самые 15 %, которые обещал глава комитета по экономической политике Федоров, такого снижения цен не было. С другой стороны, можно теперь посмотреть на то, что говорила другая сторона, в частности я и прочие экономисты. Может быть, вы знаете, прошлой осенью, когда принимался закон о торговле, состоялась уникальная для России акция: ведущие экономисты России подписали петицию против закона о торговле. Александр Алузан, Сергей Гуриев, Егор Гайдар, Евгений Ясин и Вадим Радаев. Говорилось, что закон приведет к неблагоприятным для потребителя последствиям… Впрочем, пока эти последствия не заметны, то и слава Богу, это лучше на что можно рассчитывать. Теперь насчет торговых сетей в городе: этот закон затрагивает далеко не все отделы торговой сети. Это является проблемой в первую очередь для отдела закупок. Он получает общие правила и договора из центра. И в каком-то конкретном месте это не воспринимается, как новая проблема. Я подозреваю, что в вашем городе торговая сеть, как правило, не ведет сама переговоры с поставщиками, а делается на другом уровне, более крупных региональных «кустов». Если в отдельном городе ни сном, ни духом о законе, это означает, что реальные события происходят в других местах.

– Я уже знаю, вы давали комментарии по поводу игровых зон. Одна из них находится с другой стороны Таганрогского залива. Что с ними будет? Сделают вид, что их не будет? Ваш прогноз, что будет дальше?

– Я предполагаю, что у вас, как и в других местах, ничего не будет. Бизнес никогда не был заинтересован в строительстве в этих зонах. Бизнес предпочел перенести свои объекты в другие государства. В Белоруссию – под Минском. В Армению– под Ереваном. Причина, если коротко. Зоны изначально создавались в тех местах, где они были не очень жизнеспособны. Реализуя идею создать что-то в чистом поле, хотелось создать поддержку не самым богатым территориям, но эти места оказались не теми, куда люди готовы ездить играть. И пытаясь убить нескольких зайцев, не убили ни одного. Территории не получили особенных инвестиций, а люди, которые хотели играть, по крайне мере в России, не имеют достаточных легальных возможностей для этого. За пределами России такие возможности существуют. Я предполагаю, что ничего не произойдет. Эти зоны не станут коммерчески рентабельными и, по большой части, даже не будут построены. А с другой стороны, для нынешнего правительства эти решения были делом принципа, то пока действует нынешнее правительство, никаких изменений не произойдет, все будет идти своим чередом.

На вопрос о шагах правительства, направленных на энергосбережение, в частности о внедрении энергосберегающих лампочек, у Вадима Новикова был весьма оригинальный и своеобразные ответ

– То, что государство уговаривает сберегать электроэнергию, то, что оно уговаривает покупать меньше, означает, что реформа электроэнергетики в некотором смысле провалилась. Это означает, что вопреки тому, что планировалось, электроэнергетика так и не стала рыночной сферой. Как проверить, что это верно? Очень просто. В рыночной сфере во всех прочих отраслях вас всегда уговаривает продавец покупать больше продуктов. К примеру, продавец цветов никогда не говорит – покупайте меньше цветов, а продавец одежды не говорит – покупайте меньше одежды. Но в сфере энергетики нас уговаривают покупать меньше. Причина здесь простая – цены на электричество. Хотя, субъективно, с точки зрения потребителя, они не являются маленькими, но на практике они являются заниженными, ниже, чем могли бы быть, и правительство когда отпускает нам энергию, чувствует, что оно делает нам одолжение, что электроэнергия что-то вроде благотворительной помощи. Тогда целесообразно, если государственную баланду хлебаете, чтобы вы хлебали ее меньше. В случае электроэнергии, чтобы мы не включали слишком большую лампочку. Чтобы не включали слишком энергопотребляющие приборы. У нас есть сфера, выведенная из рыночных отношений, это в широком смысле топливноэнергетический комплекс. Проблема цены электроэнергии сводится к цене газа, которая у нас тоже занижена. В других сферах не так: мы платим за предметы столько, сколько они стоят.

– Придется ли правительству регулировать сверху или призывать удерживать цены на товары?

Мне кажется, что в ближайшее время это маловероятно. У нас было несколько обострений. Самое сильное было в прошлом году. Эти разговоры связаны с тем, что правительство сильно перепугано было, очень много разговоров про кризис, мы получили разговоры про цены в большом количестве отраслей. Про обсуждения закона о торговле, о лекарствах. Точно также мы получили разговор про цены на бензин. А сейчас, так или иначе, волна стихла, поэтому некоторое время это будет не очень актуально. Минэкономразвития предложила сократить список лекарств, цены на которые регулируются. Игорь Шувалов недавно в Суздале на заседании коллегии ФАС также призвал антимонопольную службу умерить свою борьбу с нефтяниками. На ближайшее время новой волны регулирования цен пока что не будет.

– Скажите: скидки в торговых сетях – где подвох? Я знаю, у вас есть по этому поводу высказывания.

– Вы имеете в виду подвох по отношению к потребителю? Здесь не настолько сложно.

Как распознать потребителю, что его в этом месте могут надурить?

– На самом деле здесь нет никакого настоящего подвоха. Тут фокус в том, что по существу скидки в торговых сетях, наверное, можно сравнить со скидками, которые вы можете получить на рынке, на базаре. То есть кто-то, кто покупает, не торгуясь– это делают не все. Кто-то, кто приложит дополнительные усилия, поторгуется и получит другую цену. То же самое во многом верно и для торговых сетей. Торговые сети не хотят, чтобы продавцы и кассиры вступали в торг с покупателями. Человек, который ищет дешевую цену, которая для него по-настоящему важна, имеет возможность ее получить. Люди делятся на тех, кому не принципиально что бы то ни было менять, чтобы получить эту скидку. Человек, который хорошо получает – ему будет лень заполнять что-то для получения дисконтной карты или он вряд ли будет покупать товар со скидкой только потому, что на этот товар акция. Состоятельный человек скажет: «Черт с вашей скидкой, я буду покупать то, что мне нравится и мне не принципиальна цена». Человек, который ищет хорошую цену – имеет возможность ее получить. Тут торговые сети воспроизводят некоторые идеи, которые нам знакомы по базарной торговле, что некоторые люди чувствительны к цене и этим людям предлагают некоторый способ удовлетворить их потребности– купить товар дешевле. Такая процедура самоотбора. То же самое с газетными купонами: человек, который хорошо зарабатывает, не будет брать газету, чтоб что-то такое вырезать и потом с этой вырезкой приходить в магазин. Тем не менее, пенсионер этой возможностью воспользуется.

  

Алексей Строганов, г. Таганрог. Газета «НОВАЯ Таганрогская газета», 18/19 июня 2010 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики