УЛИЦА РАЗБИТЫХ ЗАПЧАСТЕЙ
Автор: Купчинский Олег
Регион: Барнаул
Тема:  Экономика
Дата: 24.03.2003

Портрет явления

«Доктор, вы меня теряете!» - говорят многие алтайские предприятия своим хозяевам и менеджерам. К одним помощь приходит вовремя и назначается верное лечение. А другим не поможет даже интенсивная терапия

Мертвые цеха смотрят на мир пустыми глазницами вывороченных окон. Внутри – кучи мусора, груды металла, бегают в поисках съестного собаки.

Замерли конвееры, давно остыли печи, не гудят высоким напряжением трансформаторы. Кажется, это идеальное место для съемок финальной сцены какого-нибудь боевика. Именно на таких заброшенных заводах и сходятся в решающей схватке главные герои. Но таких «съемочных площадок», как территория рубцовского завода «Тракторзапчасть», на Алтае немало. В одном Рубцовске стоят почти все промышленные предприятия, в том числе и знаменитый Алтайский тракторный завод. А еще в городе – четыре колонии общего и строгого режима. «Я хочу, чтобы у моего папы была работа и чтобы он больше не возвращался «на зону», - написала пятиклассница рубцовской школы N2 в сочинении на тему «Мое самое главное желание»…

Весна на рубцовской улице

Рубцовский завод «Тракторзапчасть» был пущен весной 1962 года. Он выпускал траки для тракторов, которые, в свою очередь, производил Алтайский тракторный завод.

Четыре тысячи человек три десятилетия не знали горя. Стабильная зарплата, завод строил жилье, был свой пансионат, пионерлагерь, дом охотника и дом рыбака. Подсобное хозяйство и дендрарий…

«Мы использовали, конечно, труд заключенных, - рассказывает бывший директор предприятия Георгий Игнатьевич Печеневский. – Их жилая зона примыкала к литейному цеху, отделялась только колючей проволокой. Они работали наравне со всеми и зарабатывали прилично – в среднем по пятьсот рублей. Половину забирала администрация зоны, но все равно после освобождения они уезжали из Рубцовска на такси, с полными кошельками…»

В 90-е годы резко упала потребность в тракторах, что эхом отдалось на заводе запчастей - спад производства, остановка работы, отсутствие зарплаты. Три года завод стоял. Без света, тепла, перспектив. Распродавались, растаскивались, разворовывались станки, оборудование, материалы…

Контекст: кто есть «ху» в алтайской экономике

В 2002 году объемы выпускаемой предприятиями края промышленной продукции составили 43% от уровня 1990 года, в том числе по машиностроению – 19%. Общероссийские показатели соответственно – 60 и 50. Причина – в оборонной специфике алтайской промышленности и так называемой общесоюзной специализации. Производство сильно зависело от госзаказа и и внешних рынков сбыта, от поставок сырья и комплектующих из стран СНГ.

Поэтому наиболее сильно упало сельхозмашиностроение, ориентированное на рынки Средней Азии, и легкая промышленность, ориентированная на переработку сырья оттуда же.

Последняя осень

«Три года простоя были просто катастрофой. И не только из-за безденежья. Тащили кабели, электросхемы, все, что можно сдать на цветмет, - рассказывает Печеневский. – Разграбили жароупорные поддоны термических печей. Трансформаторы разорили просто безбожно. Доходило до того, что ухитрялись залезть в ванну трансформаторную, вырезали медь с обмотки, при расстоянии между обмоткой и корпусом 200-250 миллиметров!»

Георгию Игнатьевичу больно говорить о разорении завода, ведь он застал его в пору расцвета - работал с 1962 –го года основания, прошел много должностей, вплоть до директорской. С этого поста ушел в начале девяностых. И вот теперь, уже в качестве главного инженера, как бы переписывает историю родного предприятия заново, участвует в его возрождении…

Бывший завод тракторных запасных частей перешел в собственность ОАО «Алтайвагон». Чисто производственные причины заставили руководителей «Алтавагона» принять такое решение. Основная – нехватка стального литья.

В последние годы начал расти спрос на вагоны и на вагонное литье. У крупных транспортных компаний возникла потребность в новых вагонах и в ремонте старых. А литейное производство в стране за десять лет резко упало.

Раза в четыре сократил свое производство основной поставщик вагонзаводов – Бежицкий сталелитейный завод. Да и поставлял он его исключительно для нужд МПС. Приходится закупать литье, что называется, россыпью, из разных мест, вплоть до Украины! В разряд дефицита попали очень важные элементы вагонной тележки - рама боковая и надрессорная балка.

Проанализировав ситуацию, на «Алтайвагоне» пришли к единственно правильному выводу – создать собственное литейное производство.

Справка «КП»

ОАО «Алтайвагон» специализируется на строительстве железнодорожного подвижного состава для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. В 2002 году объем производства новых вагонов составил 25% от общего объема производства грузовых вагонов в России. При этом он выпускает 100% крытых вагонов, 50-60% платформ, 10-25% цистерн и полувагонов. Последнюю модель крытого вагона 11-280 активно закупают для своих нужд пивоваренные компании, производящие пиво таких известных марок, как «Балтика», «Красный восток», «Золотая бочка». Крупными клиентами являются «Северсталь» и операторская компания «Евросиб СПб».

В 2002 году рост объемов производства составил 155,6%. Объем товарной продукции - 1 млрд. 423 млн..

Поймай меня, если сможешь

Когда на «Алтайвагоне» стали искать выход, в поле зрения и попал завод запчастей. Предприятие не работало, но оборудование в основном сохранено. «Алтайвагон» активно поддержали и глава краевой администрации А.Суриков, и его заместитель С. Байкалов, и мэрия Рубцовска. Все понимали, что решая свои производственные задачи, Алтайвагон возрождает не только бывший завод запчастей, но фактически – город Рубцовск. Создавая рабочие места, выплачивая налоги, рассчитываясь с энергетиками и коммунальщиками.

«Первое впечатление о предприятии летом прошлого года было просто удручающее, – признался новый директор Антон Бальцевич. – Территория заросла кустарником, всюду валялись обмотки от срезанных кабелей. Стояла тишина, нарушаемая каким-то треском – то там кабель срежут, то еще где-то деталь украдут… На нас смотрели вроде как на женихов, но с опаской. До этого три месяца вообще никого не собирали, а тут по три совещания в день для показухи начали проводить. Нам старались пустить пыль в глаза – фуршетики, банкетики…»

Однако новые собственники начали разбираться с запущенным хозяйством своего нового филиала. Инвентаризация показала, что бесследно исчезло имущества и материалов почти на двести миллионов рублей!

Часть станков продавалась официально, по документам, чтобы рассчитаться за электроэнергию. Но большая часть исчезнувших активов просто «испарилась» бесследно. Сейчас этим занимаются краевая прокуратура и ФСБ. «Есть такая профессия – активы уводить», - шутит Бальцевич.

А менеджеры «Алтайвагона» прикидывали «масштаб разрушений» и объемы восстановительных работ. Сейчас составлен бизнес-план. Помогла краевая администрация. Третий год она субсидирует инвестиционные проекты, осуществляемые за счет кредитов коммерческих банков. 7 миллионов рублей направлено на компенсацию процентной ставки по кредиту для «Алтайвагона» (11 процентов из 21 процента годовых). Первые 50 миллионов кредитных ресурсов направляются на восстановление и модернизацию литейного производства.

Главное – вдохнуть жизнь в печи

Печеневский устраивает мне небольшую экскурсию по предприятию. «Модельный цех запускаем, он сохранился неплохо. – Рассказывает Георгий Игнатьевич.- В сравнительно неплохом состоянии и компрессорная, хотя оборудование требует ремонта и профилактики. Мы ее должны запустить с относительно небольшими затратами…»

Заходим в сталелитейный цех. Огромные гулкие пролеты. В цехе не безлюдно - работают две бригады слесарей и электриков. Откуда-то сверху слышны голоса – одни специалисты занимаются усилением ферм перекрытия, другие - ревизией кранов и кровли. Надо усилить 59 ферм, а кое-где и заменить изношенные балки. Предстоит также заменить подкрановые пути, ведь износ и долгий простой плохо действует на оборудование. .Этим занимаются такие предприятия, как Спецмонтажник и Рубцовское РММ.

Важнейшая задача – вдохнуть в замершие печи жизнь, оснастить их электрооборудованием, восстановить трансформаторы. Уже летом две восстановленные печи должны дать первое литье.

Когда-то здесь действовало 13 плавильных печей, каждая – на 6 тонн литья.

Уже начали восстанавливать печи – 4-ю и 5-ю. Этим занимается такая авторитетная организация, как «Сибэлектротерм». А в перспективе надо будет восстановить еще четыре печи.

Подходим к замершим конвеерам:

«Они в неплохом состоянии и должны поддаться восстановлению, - убежден Печеневский. - Параллельно идет перепрофилирование цеха – ведь раньше основной продукцией были звенья для тракторов и другие комплектующие на конвеер «Алттрака». А вагонные детали по технологии существенно отличаются.

На первом этапе запустим два конвеера для производства мелких деталей. Потом – седьмой, он в страшной разрухе. Хотим на нем организовать производство деталей среднего веса. Видите вон те два пролета? Это плавильный пролет - 24 метра ширина, 72 – длина. Три тысячи с лишним метров будет освобождено для организации конвеера крупногабаритного литья.

6 тысяч тонн остатков металлоконструкций надо убрать. Все срезать, выдолбить, выйти «на ноль»…

Сейчас на предприятии ждут специалистов из Нижнего Тагила. Нужно решить, какое оборудование для литейного производства надо смонтировать.

Оно будет отечественным, но с учетом последних мировых достижений.

Подходим к энергетическому сердцу предприятия – головной подстанции.

Здесь три трансформатора – один на 20 мегаватт и два по 40 мегаватт. Она пострадала. Наиболее пострадала закрытая часть распредустройства – всю медь разграбили. Нужен ремонт. Причем, отключать подстанцию на это время не будут – один из трансформаторов подает энергию в северную часть Рубцовска.

Восстановительный ремонт будет стоить около 10 миллионов.

Словом, работы – непочатый край. На предприятии работают бригады специалистов из «Алтайвагона», полторы сотни ремонтников и электриков набрали (и еще предстоит набрать) в городе, давали объявления на телевидении. Рубцовск – город промышленный, нужные специалисты есть.

Бальцевич показывает на стопку трудовых книжек –

«По ним можно изучать историю страны. До 90-х годов, пока промышленность не рухнула, у многих нормальный стаж – и запись «литейщик». А следующая запись – грузчик ЧП «Василек»…

Набранные специалисты будут задействованы на восстановлении и ремонте, а паралелльно – обучаться своим новым профессиям (или вспоминать старые).

Завод пока стоит, но люди готовы поменять ради него работу, а нередко - уйти с более высокой зарплаты. Значит, верят в перспективу и свое будущее. Алтайвагон на свой рубцовский филиал планирует набрать до 800 человек.

Только на литейное производство. Потребность- 42 тысячи тонн литья в год. Но есть планы заняться и металлообработкой, чтобы сделать нормальное металлургическое предприятие.

«До двух тысяч мест мы Рубцовску дадим. –Убежден А.Бальцевич. - Будем ориентироваться не только на свои потребности, но и на рынок. Шесть печей мы задействуем под наши программы. Ведь предприятия, подобное этому, находятся в европейской части страны. Пространство от Урала до Дальнего Востока свободно. А есть еще Казахстан, Монголия, Северная Корея –все на наших вагонах ходят!..»

Есть загвоздка - знергетики берут за горло. Задолженность прежних собственников – 50 миллионов - пытаются повесить на новых. По закону о банкротстве при конкурсном производстве это кредиторы пятой очереди. А они пытаются всех отодвинуть, и получить долги первыми. Или технические условия подачи электроэнергии на завод на 50 миллионов выкатывают – как раз в сумму задолженности. «Я им говорю – не наглейте. Или будете зарабатывать вместе с заводом, ведь мы станем крупнейшим энергопотребителем Рубцовска, или не получите ничего!»

- говорит Бальцевич.

Идем с Георгием Игнатьевичем по территории завода. «Видите – дорожки от снега расчищены. - Это сторожа за порядком следят. Предприятие на ноги встает. Очень хочется посмотреть, что получится, увидеть первую плавку…»  

Олег КУПЧИНСКИЙ, Барнаул Опубликовано в «Комсомольской правде» на Алтае» 14 марта 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики